• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Scientarium: интеграция научных студенческих объединений и проектов Вышки

Scientarium: интеграция научных студенческих объединений и проектов Вышки

© Высшая школа экономики

В начале июля в учебном центре «Вороново» прошла выездная сессия представителей студенческих научных сообществ Вышки — Scientarium, организованная Центром академического развития студентов и отделом сопровождения научно-просветительских проектов ВШЭ. Участие приняли более 50 студентов из 10 разных научных студенческих объединений и трех кампусов. 

Наука в исполнении студентов

Выявление проблем молодых исследователей и состояния научных объединений студентов, выстраивание плана совместного развития студенческих научных проектов на следующий год и формирование сообщества молодых ученых Вышки — такие задачи стояли перед участниками встречи.

Студенческая наука в Вышке представляет собой множество очагов студенческих инициатив, клубов, групп. Со стороны университета предлагается большое число инструментов и мер поддержки, проектов, конкурсов. Важное условие — эффективная научная коммуникация с учетом непохожести студенческих форматов и стоящих за ними различных научных культур: физиков, социологов, филологов и т.д. Цели студенческих научных групп непохожи: жесткий рисеч и скилы для одних и научный рок-н-ролл — для других.

Несколько лет назад в Вышке Центром академического развития студентов (ЦАРС) был создан образовательный интенсив Scientarium. В этом году впервые он проходил в учебном центре «Вороново» в течение четырех дней и стал площадкой, где студенты и управленцы встретились, чтобы обдумать план на 2023/24 учебный год. Как расширить и перезапустить проект «Республика ученых», как помочь команде «Научных боев» сделать их лучше, как развивать Студенческое научное объединение (СНО) НИУ ВШЭ и взаимодействовать с СНО кампусов Вышки (на примере нижегородского кампуса), чего университет и студенты ждут от «Научных кураторов» как новаторского проекта, как научные исследования участников проекта «Научная инициатива» могут мотивировать студентов заниматься наукой в университете. А еще — студенческие научно-популярные медиа (подкасты), фестивали науки, перед которыми стоят задачи просвещения, вовлечения в науку и популяризации научного знания. Выездная сессия должна была настроить студенческий научный авангард на совместную работу в следующем учебном году, разработку планов совместных мероприятий. 

«У каждого проекта была цель — продумать планы на следующий год, — говорит Полина Осипова, менеджер Центра академического развития студентов. — В ходе командной работы удалось наметить ориентиры на будущее, познакомиться с коллегами из других проектов и еще больше сдружиться внутри своих коллективов».

В первый день встречи студенты из разных научных объединений Вышки знакомились друг с другом и узнавали об особенностях каждого проекта. В течение второго и третьего дней в небольших группах они создавали планы развития своего студенческого объединения, ориентируясь на опыт и знания в области проектной научной деятельности.

Были представлены все конкурсные процедуры по поддержке студенческих научных инициатив. Участники интенсива узнали о возможностях использования тревел-грантов, мерах поддержки при проведении собственного научного или научно-просветительского мероприятия, о возможности участия в чтении научно-популярных лекций школьникам в рамках нового проекта «Студенты — школьникам». Также участников студенческих научных организаций Вышки пригласили попробовать себя в роли организаторов фестиваля идей и креативного общения «Проектируем будущее».

Публичные выступления — неотъемлемый навык для молодых современных ученых. Как донести научное знание до широкой аудитории простым и понятным языком, рассказала в своей лекции менеджер Центра академического развития студентов Татьяна Макарова. Где и как овладеть мастерством публичных выступлений? Какие навыки нужно для этого отточить? Чтобы разобраться в вопросе, участники выезда могут пройти курс «Акселератор молодого лектора», запускаемый Высшей школой экономики и московским городским отделением Российского общества «Знание».

Большая часть времени была посвящена интенсивной работе, но вечерние мероприятия от «Школы тренинга» позволяли студентам перевести дух.  Организаторы провели «Веревочный курс», авторскую игру «Волшебники» и гитарник. Участие в этих активностях позволило студентам приобрести навыки командной работы, в которой важны коммуникация, умение договариваться и распределять роли. 

Андрей Кожанов

«Мы с коллегами пять лет ищем способ собрать научное студенческое сообщество, не только развивая в университете систему централизованной поддержки сверху, но и создавая благоприятную среду для развития самостоятельных студенческих проектов: научных, научно-популярных, просветительских, — отметил Андрей Кожанов, директор Центра академического развития студентов и московского городского отделения Российского общества «Знание». — Живое общение на выездной сессии показало, что мы созрели для того, чтобы интегрировать одно и другое: усилить проект по поддержке молодых ученых “Республика ученых” за счет энергии и идей самых активных научных сообществ Вышки».

Денис Сметанин

«Одна из важных миссий ЦАРС и выезда Scientarium — дать студентам возможность выстроить персонализированный трек своего участия в научной и научно-просветительной деятельности, используя инструменты научной коммуникации, что позволит каждому определить для себя свою сферу интересов на большом и разнообразном научном ландшафте», — говорит Денис Сметанин, менеджер центра и координатор проектов «Travel-грант» и «Студенческое научное мероприятие».

В финальный день каждая из команд представила результаты рефлексии над своим проектом и планы на следующий учебный год. Чем выезд оказался полезен для будущего развития каждого проекта и научной организации? Какие нужные знания и навыки увезли с собой студенты Вышки? 

«Благодаря выезду удалось завести новые знакомства с ребятами из разных научных студенческих организаций и получить более подробную информацию о возможностях участия в студенческой науке, — говорит Анастасия Бочкор, участница проекта «Республика ученых». — Все это позволяет и дальше успешно реализовывать себя в научной сфере, мотивирует заниматься новыми исследованиями и активно вовлекаться в студенческие активности. Более того, благодаря долгим обсуждениям удалось выявить некоторые проблемы в развитии научных студенческих организаций, в том числе и в “Республике ученых”, и найти возможные пути их решения, что повысит эффективность проекта и информированность среди студентов Вышки об их возможностях в научной сфере».

«В “Вороново” команда “Научных боев” определилась с концепцией будущего VII сезона и придумала, как изменить и разнообразить формат, чтобы привлекать новых зрителей и участников, — отметила Алиса Арцыман, координатор VI сезона проекта. — Лично я больше всего была рада сблизиться с командой, зарядиться энтузиазмом и услышать новые идеи».

«Выезд подарил большой заряд мотивации развивать наше студенческое научное объединение, проводить мероприятия, — говорит Ангелина Вершинина, председатель СНО Высшей школы экономики в Нижнем Новгороде. — Было здорово увидеть, как и чем живут другие научные организации. Это позволило не только обменяться опытом, но и посмотреть на себя и свою деятельность со стороны».

Анна Костенко, участница проекта «Исследование опыта взаимодействия женщин с городским пространством Москвы» конкурса «Научная инициатива», — из Санкт-Петербурга. Для нее ценно, что НИУ ВШЭ объединяет людей из разных кампусов для научной работы. Анна приехала в «Вороново», чтобы познакомиться со своей исследовательской группой вживую. «Это замечательное чувство, когда ты встречаешься с людьми, с которыми переписываешься каждый день, — объясняет она. — Наконец вы можете стать по-настоящему командой. Лично для меня выезд оказался расслабляющим и заряжающим одновременно. Когда ты весь год беспрерывно преодолеваешь себя, то возникают сомнения, нужно ли выбирать именно этот тяжелый путь. Здесь же понимаешь: не бывает напрасных усилий. Сидя рядом с людьми, которые вдохновляют на дальнейшие успехи, чувствуешь: все вложенное вернулось».

«Одной из проблем студенческих объединений нашего вуза является разобщенность, и это особенно отражается на научных сообществах, — считает Арина Симонова, участница проекта «Научные кураторы». — Scientarium дал всем нам возможность познакомиться и с деятельностью разных коллективов, и со своими товарищами по организации. Это особенно важно для выявления имеющихся проблем, поиска их решений и построения траектории развития. А что касается меня лично, то на выезде я пообщалась с людьми с разных образовательных программ Вышки и узнала, насколько разнообразная в университете наука: нет ни одного факультета, который бы не был в нее вовлечен».