• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Школе дизайна НИУ ВШЭ будут учить ювелирному делу

В 2018 году в бакалавриате Школы дизайна ВШЭ открывается новый профиль «Ювелирное искусство и предметный дизайн в моде», где будут готовить ювелиров в широком смысле этого слова: мастеров, менеджеров и руководителей брендов. Профиль вырос из вариативной дисциплины, студенты которой уже создают свои ювелирные бренды. Чему и как будут учить студентов нового профиля, рассказали куратор программы «Мода» Анзор Канкулов и ювелир, куратор Школы дизайна Слава Фомин.

Когда в школе дизайна появилась вариативная дисциплина по ювелирному делу и почему было решено открыть отдельный профиль?

Слава Фомин: Вариатив «Ювелирная мастерская» появился в Школе дизайна два года назад, он представляет собой короткие курсы по 40–50 часов, куда может записаться любой третьекурсник Школы. За эти два года через мастерскую прошло около 120 человек. Был огромный ажиотаж: записывались по 90 человек — причем студенты практически со всех наших профилей: дизайнеры, аниматоры, иллюстраторы. Самое замечательное, что даже после этих коротких курсов несколько людей уже открыли собственные бренды, а одна студентка прошла конкурс, подписала контракт с индийской компанией, которая хочет выходить на российский ювелирный рынок, и на полгода уехала работать в Индию. По результатам наших экзаменационных просмотров было решено открывать отдельный бакалаврский профиль.

Ювелирный рынок России развивается очень бурно, 250 миллиардов рублей наше население ежегодно тратит на ювелирные украшения. Каждый год эта цифра увеличивается на 5 миллиардов рублей — и это только то, что задекларировано, а ведь много всего делается не из драгоценных металлов, поэтому фактический оборот намного больше. Это показывает, что востребованность профессиональных людей на этом рынке очень высока.

Чем четырехлетняя программа бакалавриата будет отличатся от вариативного курса?

Анзор Канкулов: Открытие нового профиля — это развитие программы «Мода». Ювелирный дизайн — это немного отдельно стоящая по отношению к моде сфера, но в то же время и одна из самых характерных и визуально считываемых вещей, с которой мир моды ассоциируется.

Мы не предполагаем, что если студент выбрал какой-то профиль, то он всю жизнь будет заниматься только этим. В контексте бакалавриата Школы дизайна мы ставим задачу учить дизайну вообще. На каждом нашем профиле наряду с получением конкретной специализации студенты в обязательном порядке осваивают некие общие приемы, принципы и инструменты актуального современного дизайна, которые могут быть применены в разных сферах.

Новый профиль даст студентам высшее дизайнерское образование с инструментарием в области ювелирного дизайна. Существенная часть, которую мы добавили в программу бакалавриата, — это серьезная теоретическая база. Она нужна для того, чтобы при разработке своего дизайна человек опирался бы на все, что накоплено в истории и практике этой области.

Чему научатся студенты профиля?

Слава Фомин: На сегодняшний день у себя на курсе я могу предложить практически все, что связано с ювелиркой — от самых древних технологий до современных достижений науки и техники. Древность — это литье в простые формы, литье в землю, лепка, а современные — это 3D-проектирование, вакуумное литье, когда в металле можно отлить мельчайшие детали — даже отпечатки пальцев, электрохимическая обработка металлов, вакуумное напыление титана. Последние тренды сейчас — это необычное покрытие металла, придание материалам разных цветов. В предыдущем модуле я дал студентам поработать с титаном — на мировом рынке с ним сейчас работают самые крутые мастера. Все люди разные: кто-то захочет научиться работать руками, кто-то — с цифровыми технологиями, каждый научится тому, чему захочет научиться — ограничений практически нет. Главное — каждый сможет попробовать все и найти для себя свой путь.

Анзор Канкулов: В ювелирном деле есть своя специфика — эта сфера очень сильно связана с инструментарием. У человека в дипломе будет написано «Дизайнер», и он им будет, но главное, что мы хотим ему дать, — это умение и понимание процесса создания объектов, предметов, которые воплощают конкретную идею. Мы берем на себя обязательства подготовить дизайнера, который умеет производить предмет из того, из чего захочет, но кроме того, после окончания обучения он станет человеком, который умеет управлять творческим процессом.

Смысл в том, чтобы человек научился делать продукт самостоятельно или мог организовать процесс его производства. Если нужно сделать бриллиантовое колье, то смысл нашего образования не совсем в том, чтобы выпускник мог сделать его своими руками. Мы стараемся готовить людей, которые смогут реализовать свои идеи любыми способами: как самостоятельно, так и путем организации процесса, марки, компании, бренда и так далее. Как именно он будет это делать — вопрос личного предпринимательского пути.

Что нужно будет показать студенту на творческих вступительных испытаниях?

Анзор Канкулов: Поскольку обучение ориентировано на практические вещи, мы таким же образом строим и вступительные испытания. Смысл их не в том, чтобы студенты показали какие-то конкретные умения — в отличие от многих художественных вузов мы допускаем, что студент может ничего не уметь, и берем на себя обязательство всему его научить. Если человек умеет рисовать, то это прекрасно, но для нас, в первую очередь, важен его кругозор, общая подготовка, то, как он ориентируется в культуре и искусстве. Цель вступительных испытаний на данном профиле в том, чтобы выявить две вещи: интерес абитуриента конкретно к этому профилю и его способность к концептуальному мышлению. Мы просим придумать и нарисовать коллекцию ювелирных украшений, и для нас важно, чтобы они показали свой уровень творческого мышления и желания заниматься именно этим. Мы подчеркиваем, что не отдаем никакого приоритета тем людям, у которых есть художественная подготовка. Мы открыты для всех, и даже если человек учился в математической школе, а захочет гранить алмазы, мы будем ему рады.

Слава Фомин: Ну, про алмазы мы пока не будем, хотя если появится такой запрос, я могу и это наладить. Мы должны увидеть уровень мышления человека и то, насколько он увлечен. Эта увлеченность нужна для того, чтобы эффективно воспринимать знания.

Как вы видите будущее ювелирной сферы в России?

Слава Фомин: Как раз будущее мы сейчас и создаем. Дело в том, что ювелиркой в России всегда занимались производственники, которые научились что-то создавать руками. Но это не творчество, они просто умели что-то делать, постепенно обрастали заказчиками — в результате возглавили индустрию и стали владельцами ювелирных заводов. При этом всегда были художники, которые создавали какие-то классные штуки, не понимая, как это будет воплощено и сделано. В ювелирке есть внутренняя архитектура и технологическая концепция — как при постройке дома: нужно не только придумать фасад, но и понимать, где опоры, какой фундамент и так далее. Очень часто между дизайнерами и технарями не было посредника, и это противостояние сохраняется до сих пор.

Так как люди, которые сейчас возглавляют ювелирный рынок, очень консервативны, они поверят дизайнерам только в том случае, если увидят, что люди разговаривают с ними на одном языке. Мы находимся на стыке двух кланов — закрытого клана ювелирки, который мы видим во всех ювелирных магазинах России (а это практически не имеет никакого отношения к дизайну), и дизайнеров, у которых часто вообще не бывает школы. И совместить одно с другим — наша главная задача.

О том, каково это — освоить профессию ювелира и начать делать украшения своими руками, новостной службе ВШЭ рассказали студенты Школы дизайна, прошедшие обучение на вариативе «Ювелирная мастерская» Школы дизайна.

 

Любовь Иванова, 4 курс профиля «Коммуникационный дизайн»

На третьем курсе нам предложили выбрать одну из вариативных дисциплин, в их числе была «Ювелирная мастерская». Когда были презентации вариативов, где каждый куратор рассказывал, чем мы будем заниматься, вышел Слава и сказал только одну фразу: «Я научу вас делать ювелирные украшения». Эта краткость меня очень зацепила.

В рамках моего основного профиля я в основном занимаюсь веб-дизайном, и, конечно, есть усталость от компьютера, потому что все, что я делаю и изучаю, происходит через монитор или экран телефона. Поэтому мне хотелось просто что-то поделать руками, хотя казалось, что мне это не очень подходит, потому что в ювелирном деле нужна предельная точность, дотошность, аккуратность, а мне присуща хаотичность. Но нам сказали, что каждую сессию вариатив можно будет менять, и я решила,  что попробовать стоит.  

На самый первый модуль записалось около 15 человек. Мы пришли на первое занятие, должно было быть две пары, и я предполагала, что сначала будет какая-то лекционная часть, но пришел Слава, рассказал что-то за пять минут, сказал, что в ювелирке очень важна практика, и велел «брать молоточки». Он объяснил, что нужно понять, что такое металл. Меня поразило, что на пятнадцатой минуте занятия уже надо было что-то делать, хотя большинство из нас вообще ни разу не прикасались к металлу.

За одну пару мы выполнили задания три, попытались что-то сотворить из металла, как-то его простучать, придать форму, попробовать текстуру. Конечно, было непросто, потому что каждый осознал, что надо применять силу, чтобы металл деформировался. Важный аспект работы с металлом — это нагревание, и многие сначала смотрели на открытый огонь с опаской. Все, что происходило на первом занятии, сильно выходило за рамки нашего комфорта — обычно ты сидишь, работаешь, а компьютер защищает тебя от внешнего мира. Не знаю, как у других, а у меня сначала далеко не все получалось, потому что это правда сложно — понять механику металла. Но было безумно интересно попытаться перенаправить в него свое творческое мышление.

Мы изучали много теоретической литературы, которая непроста для понимания — было похоже на учебник по физике. Если хочешь в этом разбираться, нужно заниматься самообразованием, много читать, а еще очень важно делать пометки, вести какую-то тетрадь с личными наблюдениями и своими собственными фишками, которые замечаешь в процессе: например, как лучше держать горелку или какие-то личные штучки, которые именно для тебя работают.

Поскольку после каждого модуля нужно защищать свой проект, за время обучения мы должны были придумать и сделать какую-то небольшую ювелирную коллекцию, то есть не одно изделие, а хотя бы два, объединенных одной концепцией. Конечно, это сложный формат, потому что хотелось просто научиться делать разные виды изделий.

Свою первую коллекцию я посвятила Климту и его работам. Я сделала небольшие вечерние серьги из латуни, из мелких квадратиков и прямоугольников — это отсылка к работе «Поцелуй», они стали самой важной частью коллекции. Еще была более дневная серия — обычные небольшие сережки — тоже прямоугольные, с углублениями и черной эмалью внутри. И два кольца — латунное и из нейзильбера — металла, который похож на серебро. На этих кольцах я сделала текстуру, похожую на царапины, тоже отсылающие к одной из работ Климта.

Я точно планирую продолжать заниматься ювелиркой, потому что мне это, правда, нравится, а главное — уже приносит прибыль: у меня есть свой список клиентов, которые иногда обращаются со своими идеями, а иногда хотят купить уже существующие вещи.

 

Ди Ананьева,  3 курс профиля «Коммуникационный дизайн»

Попробовать себя в ювелирном деле мне хотелось давно — еще до появления ювелирной мастерской в Школе дизайна. Началось все с того, что я попала на ArtFlection (профессиональная выставка-ярмарка рукоделия — прим.), грустно вздохнула, просмотрев рекламу обучения у кого-то из местных ювелиров, и отложила эту мечту как несбыточную. Но если Магомет не идет к горе, то гора идет к Магомету — у нас открылась мастерская, а потом туда пошло несколько моих друзей. Я посмотрела, что они делают, почувствовала, что завидую, и пошла записываться на курс.

Мне нравится переходный момент — когда придумал, нарисовал, начертил, все вроде бы на бумаге готово, начинаешь делать руками и совершенно по-другому чувствуешь и видишь свой проект. Что в дизайне, что в искусстве я люблю процесс не меньше, чем результат, а в ювелирном деле он похож на что-то волшебное, как будто попал в Хогвартс и учишься алхимии. А уж совсем отдельное чувство, когда все доделываешь, а потом придумываешь подачу на выставку, и проект перевоплощается снова.

Я уже сделала коллекцию значков с эмалью для Школы дизайна, которую собираюсь выпустить небольшим тиражом. За эстетическое вдохновение брала наш бодрый графический дизайн и арбузы, потому что они большие, яркие и сочные. Кроме этого у меня еще были кольцо и кулон из серебра с вылепленными вручную фарфоровыми зубами внутри. Я старалась удержаться в концепции прозрачного хранилища для сокровища, и при этом хотелось радикальности в самом «сокровище». Я вспомнила про зубы-восьмерки, которые причинили мне много боли в прошлом году. В весеннем модуле я показывала коллекцию для моей подруги — архитектора Таи Тарасовой. Я тщательно отбирала образы, связанные с Таиным творчеством и жизнью, и это превратилось в коллекцию серебряных колец, маленькие сережки с ее котом и собакой и кулон-палаццо в духе того, в котором жили ее венецианские предки.

Сейчас я всерьез задумываюсь о том, чтобы продолжить образование в ювелирной сфере, а еще хочу посотрудничать с нашими fashion-дизайнерами — студентами программы «Мода», потому что мне кажется, можно сделать крайне интересный коллаб. Это вообще большая возможность для развития — работа студентов с разных профилей, которая сосредоточена на одной идее и разных технических подходах.

 

Маша Исаева, 4 курс профиля «Коммуникационный дизайн»

Когда я узнала о вариативной дисциплине «Ювелирная мастерская», мне стало любопытно, как это может быть, потому что, когда я слышала словосочетание «дизайн ювелирных украшений», мне казалось, что это очень сложно — куча технологий, нужно много-много всего знать, чтобы этим заниматься. Было интересно окунуться в совершенно новую сферу.

Ювелирка очень нравится мне тем, что дает практически безграничные возможности для развития. Внутри ювелирной практики есть множество направлений, в которых можно развиваться бесконечно, и всей жизни не хватит, чтобы все освоить, узнать и научиться, поэтому приходится выбирать, чем заниматься. Тем более что сейчас, в нашем прекрасном 21 веке, существует огромное количество технологий, которые позволяют делать украшения на совершенно другом уровне — все эти 3D-печати, 3D-макеты и прочее.

С другой стороны, лично мне кажется, что сейчас на ювелирном рынке России все изделия слишком шаблонные, трендовые, хотя в Европе и Америке это уже лет 10 как немодно. И все эти трендсеттеры, которые печатают кольца бесконечным тиражом, не предполагают в них никакого человеческого вклада, это чисто механизированная вещь, которая была сделана многомиллионным тиражом, отполирована галтовкой и ничего больше.

Я делаю свои украшения вручную, от и до, у нас в мастерской, и мне кажется, получается неплохо. Мне интересна работа с уникальными изделиями. Каждое мое изделие не может быть повторено: в силу особенности технологии тиражирование невозможно в отличие от всех этих шаблонных штук. Я использую серебро. Изначально вещи делаются из воска, потом с него снимается форма и делается гипсовая заготовка, в которую льется расплавленный металл.

Чем меня еще очень привлекает это занятие — наконец что-то можно делать вручную, потому что за два года курса я насиделась за компом так, что другая работа воспринимается как счастье. Ювелирка дает огромные возможности для того, чтобы заниматься разными делами. Когда ты делаешь украшение, сначала нужно подготовить модель, потом что-то припаять, отпилить, отшлифовать. И вот за те пять часов, которые ты занят ювелиркой, можно переключиться на 10–15 видов деятельности.

Сейчас я занимаюсь своим брендом, и делать украшения мне действительно нравится — я от этого кайфую и уже знаю, что люди готовы их покупать и платить хорошие деньги. Это та самая деятельность, которая может позволить мне заниматься делом, которое я обожаю, не страдать и создавать нечто красивое. Мне кажется, это хорошее дело. Ну, не спасет мир, конечно, не излечит людей от рака и от СПИДа. Но я всегда говорю так: мы не можем спасти мир, но мы по крайней мере можем сделать его чуть красивее, а это уже неплохо.

Вам также может быть интересно:

Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык

В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.

«День открытых дверей»: где учатся дизайнеры

Белые стены со стикерами и остатками разноцветного скотча, смузи и вегетарианские блюда в столовой и студенты, которых с трудом удается отправить домой в 11 вечера — в проекте «День открытых дверей» о Школе дизайна ВШЭ рассказывают студент 3 курса образовательной программы «Мода» Женя Сычев и студентка 3 курса профиля «Коммуникационный дизайн» Инна Зозуля.

Презентация «Дизайн для бизнеса. Университет как проектная лаборатория, центр повышения квалификации и think tank». Видео

В рамках дискуссионной программы Высшей школы экономики на ПМЭФ–2018 прошла презентация Школы дизайна ВШЭ. Руководитель Школы дизайна Арсений Мещеряков, заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна Татьяна Ривчун и заместитель руководителя Школы дизайна Наталья Логутова рассказали о том, как проектная деятельность связана с образовательным процессом, о Лаборатории дизайна, ее издательстве и новых направлениях Школы, а также о вкладе Школы в дизайн московской образовательной среды. Публикуем видеозапись выступления.

«Сегодня любой гуманитарный специалист — немножко дизайнер»

Мир переходит в цифру. Для СМИ это непростой процесс, ведь «обычная» реальность и цифровая — два разных мира, а журнал — один. Выпускник программы дополнительного образования ВШЭ, диджитал-директор журнала Esquire Трифон Бебутов в рубрике «Конструктор успеха» рассказал, какие обязанности подразумевает его должность, что такое эстетизация бумаги и как плохая упаковка может убить отличный контент.

В Школе дизайна открывается HSE Film School

HSE Film School — киношкола, которая объединит в себе все уровни образования: бакалаврский профиль «Кино и видеоарт» программы «Современное искусство», дополнительное образование, аспирантуру и в перспективе — магистратуру. Руководитель HSE Film School — известный режиссер и сценарист Александр Зельдович рассказал о том, почему современное кинообразование требует нового подхода, а также как и чему будут учить в киношколе.

7 причин прийти на Telling Stories Fest

С 23 по 25 апреля легенды и восходящие звезды мировой креативной индустрии соберутся в Москве на Telling Stories Fest — фестивале факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ. Рассказываем, почему это событие нельзя пропустить.

В ЦДХ открылась выставка Школы дизайна

В ЦДХ на Крымском валу прошло открытие выставки «Дизайн NEXT». В рамках мероприятия на одной площадке собраны групповые выставки московских дизайн-университетов и персональные экспозиции российских графических, промышленных и fashion-дизайнеров, включая Анну Кулачек, а также кураторов Школы дизайна Александра Ларцева, Стефана Лашко, Филиппа Третьякова, Тима Яржомбека.

Студентка Школы дизайна стала призером анимационного фестиваля

Студентка второго курса профиля «Анимация и иллюстрация» Школы дизайна Екатерина Михеева (куратор Алексей Ермолаев) стала призером XXIII Открытого российского фестиваля анимационного кино, который ежегодно проходит в городе Суздаль.

Книга издательства Школы дизайна — лауреат книжной премии

Книга «Железная логика России», подготовленная сотрудниками и студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ, стала лауреатом национальной премии «Лучшие книги и издательства года».

Студенты ВШЭ подготовили выставку для UNIQLO RECYCLE

Школа дизайна НИУ ВШЭ и UNIQLO открыли совместную выставку «Новая жизнь старых вещей». Выставка посвящена возможностям новой жизни старых вещей как важнейшему аспекту sustainable fashion («сознательной моды»).