• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Главное – это чувствовать запросы "серебряных студентов", реагировать на них, соединяя их и наш уникальный опыт»

«Главное – это чувствовать запросы "серебряных студентов", реагировать на них, соединяя их и наш уникальный опыт»

© iStock

Обменяться опытом взаимодействия системы образования со старшим поколением, понять, где и какие практики реализуются, а также понять, как пожилые люди готовы к онлайн-технологиям – для этого собрались участники дискуссии, организованной Институтом прикладных политических исследований НИУ ВШЭ. 

Дискуссия в формате межрегионального онлайн-мероприятия на тему «Университеты и старшее поколение: реакция на пандемию» состоялась 3 декабря. В ней приняли участие представители университетов из Москвы, Иркутской, Новгородской, Калининградской и Свердловской областей, Татарстана и Башкирии, Красноярского края, а также представители органов исполнительной власти Москвы.

Модератором мероприятия выступила Валерия Касамара, проректор, директор Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ. 

Взаимодействие со старшим поколением, в том числе в рамках программы «Московское долголетие», это важная часть работы университета в рамках третьей миссии, сказала Валерия Касамара, открывая мероприятие. Все началось еще в 2013 году, рассказывает она, когда стартовал проект «Университет, открытый городу», в ходе которого были запущены просветительские программы, различные фестивали, музыкальные встречи в расчете на все возрасты. Непосредственно работать по взаимодействию со старшим поколением Вышка стала с 2014 года. «Тогда мы в Вышке организовали группы "серебряных спортсменов" и нашли для них специального тренера, работающего по принципу “не навреди, а помоги”», – рассказала Валерия Касамара.  А с 2019 года в рамках программы «Московское долголетие» в НИУ ВШЭ открылись восемь курсов, на которые пришли учиться 500 пенсионеров. Разрабатывая программы обучения, «мы фантазировали, как могли, исходя из требований преподавателей и порывов на знание наших студентов».

С началом локдауна стало поступать очень много обращений от пожилых людей, страдающих в самоизоляции не только от гиподинамии, но и от того, что прервался учебный процесс.

В университете был организован центр поддержки старшего поколения, который работал с сотрудниками старшего возраста Вышки, оказывая им волонтерскую помощь – от доставки продуктов до налаживания работы скайпа. В отношении образовательного процесса «мы поняли, что это вызов, на который мы должны ответить», подчеркивает проректор. В результате в Zoom было перенесено обучение, занятие йогой, традиционные и популярные музыкальные гостиные и даже юридические консультации.

Валерия Касамара назвала также два интересных поколенческих проекта. Поскольку у многих студентов дедушки и бабушки далеко, некоторые, к сожалению, уже их лишились, то система передачи информации от поколения к поколению нередко оказывается прерванной. В Вышке появился курс мемуаристики, рассчитанный прежде всего на старшее поколение.  Курс помогает преодолеть комплекс начинания. В результате москвичи, обычные люди, сумели поделиться своими историями, которые легли в основу изданной книги. Еще одна книга выпущена ко Дню Победы, над ней работали студенты Вышки, в том числе, из Школы дизайна – они стали авторами иллюстраций.

Есть еще очень значимый проект в рамках взаимодействия с серебряным возрастом, говорит проректор, это обучение навыкам проктора – человека, который помогает следить за честностью проведения экзаменов.

«Для нас самое главное – это чувствовать запросы от “серебряных студентов” и по этим запросам реагировать на их потребности, соединять наш и их уникальный опыт и обогащать друг друга», – резюмирует Валерия Касамара.

Заместитель директора столичного ГКУ «Ресурсный центр развития социальных коммуникаций» Алла Семенышева, рассказала, что до пандемии задачей программы «Московское долголетие» было вытащить людей из квартир, чтобы они как можно больше общались, участвовали в мероприятиях. Теперь цель обратная – уговорить остаться в квартире. «Нам пришлось останавливать и разворачивать летящий на всем ходу поезд, мы сомневались, нужно ли переводить нашу работу в онлайн, учитывая среди прочего, юридические сложности», отмечает она. Но, проведя весной телефонный опрос, «решили перейти онлайн тотально».

Выяснилось, что уровень цифровизации московских пенсионеров весьма высок, почти все пользуются интернетом

Консультация по техническим вопросам потребовалась только 2% опрошенных, их было 180 тыс. человек. Можно сказать, что пандемия стала драйвером, стимулом для развития онлайн-формата. То, что раньше вызывало возражения, поскольку нужно выводить людей на улицу, социализировать их, теперь стало неизбежностью. «И сейчас все понимают, что даже когда пандемия закончится, наш проект должен существовать онлайн», – подчеркивает Алла Семенышева. По ее словам, Вышка в числе вузов, сохранивших свою аудиторию в проекте практически полностью.

Участница проекта ВШЭ Милана Федюк, рассказала о своем опыте взаимодействия с такими программами. О проекте она узнала случайно, из сообщения одного из ТВ каналов. По ее мнению, пенсионеры старшего возраста хотят быть в курсе событий, получать информацию о жизни страны, в том числе о здоровье, программах долголетия, образовании. Однако сейчас такая информация разрознена. Милана Федюк считает, что нужен единый канал, который будет доступен любому столичному пенсионеру.