• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«ЖКХ может привлечь частных инвесторов»

В марте этого года Институт экономики энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ВШЭ заключил соглашение о сотрудничестве с Министерством регионального развития РФ. О том, что уже сделано в рамках соглашения, текущей экспертной работе и готовящихся исследовательских проектах института рассказывает его директор Олег Демченко.

— Олег Васильевич, начнем с предыстории. Какими были предпосылки создания Института экономики энергетики и жилищно-коммунального хозяйства в рамках ВШЭ?

— За предыдущие годы у нас уже был накоплен опыт сотрудничества с Высшей школой экономики — мы вместе создавали программы развития инновационных энергетических компаний. В то же время мы отмечали, что в смежной с энергетикой сфере — экономике ЖКХ — в России нет ни одного профильного института, способного разрабатывать комплексные программы развития. А потребители энергетического сектора вообще выпали из поля зрения исследователей и экспертов, ими не занимаются ни Минрегионразвития, ни Минэнерго. Ситуацию нужно было исправлять, и мы решили, что сможем эту исследовательскую и экспертную нишу заполнить. Руководство ВШЭ нас в этом плане поддержало, мы провели ряд совещаний с министерствами и в итоге подписали соглашение о взаимодействии между Высшей школой экономики и Министерством регионального развития РФ, получили поддержку в Минэнерго.

— Первое мероприятие в рамках реализации этого соглашения было проведено уже в середине марта. Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашей уральской конференции.

— Действительно, 16 марта в Уральском федеральном округе мы провели большую конференцию по развитию жилищно-коммунального комплекса, где основной упор был сделан именно на проблемы экономики ЖКХ и привлечения туда инвестиций. В докладе замминистра регионального развития Анатолия Попова было отмечено, что менее одного процента необходимых ЖКХ инвестиций поступает из частного сектора, все остальное старается покрывать бюджет. Ситуация очень тяжелая, ее необходимо тщательно обследовать и выдать рекомендации по ее исправлению, причем предложив конкретные проекты. Только на основе конкретных проектов сегодня можно нащупать ту почву, которая позволит привлекать в сектор частных инвесторов. Пока что «частники» с очень большой настороженностью смотрят на сферу ЖКХ, и дело тут не только в экономике, но и в значительной степени в политике.

Лучшей площадки для поиска точек соприкосновения частного бизнеса и государства в сфере ЖКХ, чем Высшая школа экономики, нет. Это отмечалось и коллегами на конференции. После нашего выступления все согласились с тем, что нужно срочно разрабатывать программу комплексного развития — а правительство ждет предложений и по региональному, и по муниципальному уровню — с учетом тех знаний и навыков, которыми обладают специалисты Вышки. Прошедшее на Урале совещание — пилотное, они еще ни разу не проводились по федеральным округам. И я думаю, что в ближайшее время мы подготовим еще одно такое совещание — по Дальнему Востоку, где к проблеме поиска инвестиций в ЖКХ сегодня проявляется большой интерес.

— В чем этот интерес выражается? И чем эксперты Вышки могут помочь дальневосточному ЖКХ?

— По заданию российского правительства в Дальневосточном ФО создан центр по привлечению инвестиций при Внешэкономбанке. Этот центр заказал ВШЭ комплексное обследование всех инвестиционных проектов по Дальнему Востоку, и раздел энергетики и ЖКХ занимает до половины от общего числа этих проектов. Работы там не початый край, и мы надеемся привлечь к ней коллег из других институтов и центров Вышки, занимающихся инфраструктурными проблемами. С нами уже активно работает Институт региональных исследований и городского планирования ВШЭ. Мы будем привлекать коллег из Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, очень хорошие специалисты есть в Институте «Центр развития» ВШЭ. При их поддержке мы рассчитываем в дальнейшем заняться подготовкой программ развития энергетического комплекса и ЖКХ и для других российских регионов.

— Первые ассоциации, которые у большинства российских граждан возникают при упоминании аббревиатуры «ЖКХ», наверное, такие: коррупция, завышенные тарифы, низкое качество услуг. Согласны ли вы с ними?

— Я бы добавил к ним еще одну вещь — политику. Коррупция в ЖКХ, конечно, присутствует, но она не выше, чем в других отраслях — это можно показать на цифрах. Что касается тарифов, то проблема заключается в их крайней неравномерности и подчас произвольности. Перед тем как отправиться на уральскую конференцию, мы сделали небольшой обзор по трем субъектам федерации — Ямало-Ненецкому округу, Тюменской области и Ханты-Мансийскому округу. Так вот тарифы там различаются не то что между разными муниципалитетами, но даже внутри одного муниципального образования. Возьмем одну только коммунальную сферу, объединяющую несколько направлений, основные из которых: водо- и теплоснабжение, электроэнергия, канализация и твердые бытовые отходы. Из этих пяти коммунальных направлений обычно рентабельными в отдельно взятом городе оказываются одно или два, в лучшем случае — три. Остальные приносят приличный убыток. Так сложилось исторически. Те коммуникации, которые содержались на балансе заводов, обычно убыточны. Те, что содержатся муниципалитетами, относительно рентабельны.

Нельзя говорить, что все коммунальное хозяйство убыточно априори, там ничего нельзя сделать, а если ты туда пришел, то «замарался» на всю жизнь. Это и есть пресловутый «политический» фактор. Например, по Ямалу мы рассчитали семь финансовых моделей, и три из них оказались рентабельными. При наличии в отрасли «длинных» денег (до десяти лет), при использовании современных технологий сфера ЖКХ может быть привлекательной для частных инвесторов. Я выскажу, может быть, крамольную мысль, но чем хуже положение с коммунальным хозяйством, тем легче там создать хороший инвестиционный проект. Другое дело, что нужен новый, долгосрочный, подход к тарифной политике и точечные решения в зависимости от специфики ситуации в том или ином регионе. Но нам не хотелось бы быть голословными. Мы хотим сделать несколько конкретных проектов, которые показали бы, что при комплексном подходе к ЖКХ можно создать нормальные экономические и управленческие механизмы (включая тарифы, гарантии муниципалитетов, государственно-частное партнерство), за которыми потянутся инвестиции. Главное определить правила игры и гарантировать их соблюдение в долгосрочной перспективе.

— Какие направления исследований вы планируете развивать в первую очередь?

— В нашей команде работает Виктор Васильевич Кудрявый, научный руководитель института, один из лучших в России специалистов по энергетике, участвующий в подготовке информационных записок для Минэнерго по инновационному развитию отрасли. Это очень важное направление, поскольку так получилось, что технологически мы в энергетике отстали от ведущих стран мира. Нам необходимо внедрять технологии, отвечающие современным мировым стандартам. Мы начали в этом направлении работать с западными компаниями, готовим поездку в Германию для переговоров со специалистами E.ON, где эффективно взаимодействуют в интересах потребителей вертикальная интеграция крупнейших энергокомпаний, независимые субъекты рынка по всем видам энергобизнеса и либеральное ценообразование. По итогам этой поездки мы сформулируем свои предложения для Минэнерго России.

Такую же работу мы будем вести и в секторе ЖКХ. У нас есть заказ на формирование новых технологий и экономических подходов к утилизации твердых бытовых отходов. Это тема особенно актуальна перед нашим вступлением во Всемирную торговую организацию, более того, в России будет создан специальный фонд по экологии, который займется всей сопутствующей проблематикой. Мы подготовим два-три пилотных проекта для регионов, чтобы «обкатать» в них существующие технологические и экономические решения. Такие же проекты есть в области водо- и теплоснабжения населенных пунктов. Институт у нас молодой, поэтому, с одной стороны, хотелось бы не зацикливаться на одной проблеме, а с другой — не слишком распылять свои силы, ведь наша работа должна быть эффективной и приносить реальный результат.

— Как вы относитесь к так называемой «зеленой» энергетике? Необходимо ли развивать в России альтернативные энергетические технологии?

— Пока «зеленая» энергетика может быть применима только в тех регионах, где стоимость традиционного топлива чрезвычайно высока, то есть в районах Крайнего Севера, куда его завозят, условно говоря, раз в год. Там можно создавать — и у нас такие проекты тоже есть — дизель-ветряные генераторы для энергоснабжения поселков и деревень. Но в масштабе всей страны «зеленые» технологии не будут инвестиционно-привлекательными, пока у нас нет закона о «зеленой» энергетике. В любом случае, я не думаю, что для России это первостепенная проблема. У нас трудностей с сырьем нет — нам бы навести прядок в тепловой энергетике. Сначала мы должны добиться, чтобы ее качество достигло нужного уровня, а затраты были снижены.

У нас сегодня даже нет нормативов для коммунальных услуг — жители не знают, какого качества должны быть те услуги, за которые они платят. Мы до сих пор не понимаем, что тепло — это тоже товар, который нужно экономно потреблять. Мы регулируем температуру в доме с помощью форточек и балконов, теряем огромное количество тепла из-за плохих окон и дверей, а потом жалуемся, что много платим по счетам. Что сделали в бывшей ГДР после объединения с Германий? Там не стали утеплять стены домов, но сделали в них всю разводку таким образом, что каждый житель мог установить себе в квартире счетчик. И люди сразу поняли — если поменяешь старые окна на новые и утеплишь двери, будешь экономить 20 процентов тепла. То же самое с водоснабжением и электроснабжением. Установите счетчики поквартирные и общедомовые — и станет понятно, сколько расходуется самими жителями, а сколько теряется из-за плохого состояния коммуникационных сетей. Переложить эти потери, а они у нас колоссальные (и это отдельная проблема), на жителей тогда не удастся. Мы же все любим считать деньги — нужно только дать шанс их посчитать.

— Олег Васильевич, учитывая загруженность института экспертно-аналитической работой, планируете ли вы развивать собственные образовательные программы?

— Так получилось, что последние пять-десять лет системных курсов в области ЖКХ с единой концептуальной базой в российских вузах не проводилось. И наша уральская конференция показала, что если проблемы ЖКХ мы понимаем одинаково, то на пути их решения смотрим совсем по-разному, но главное — говорим мы на разных языках. Начиная работу в институте, мы предполагали, что в ближайшие год-два наша образовательная деятельность будет носить скорее эпизодический характер. Но уже сегодня мы имеем четкий запрос от Минрегионразвития, чтобы к лету на базе Высшей школы экономики был создан программный продукт, который позволит обучать здесь специалистов из муниципальных образований и работников ЖКХ.

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ