• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

RSSIA 2014: было бы исследование, а рассказать о нем можно в семи строках

С 28 июня по 4 июля в Подмосковье в восьмой раз прошла Российская летняя школа по институциональному анализу (RSSIA 2014). Помимо теоретических и практических аспектов институциональной экономики обсуждались вопросы разработки и представления научных исследований.

Хотя школа RSSIA носит название российской, состав ее участников по традиции интернационален. В этом году на школу приехали исследователи из Германии, Нидерландов, Румынии, Польши, Азербайджана, Украины и, конечно, России. Экспертами RSSIA стали Джон Най (George Mason University, ВШЭ), Себастьян Гальяни (University of Maryland), Александр Тейтельбойм (MIT), Кун Схоорс (University of Gent), Майкл Уотерсон (University of Warwick), Мариан Мосжоро (University of California, Berkeley) и Мария Юдкевич (ВШЭ).

Часть экспертов предложила обсудить на школе теоретические и методологические вопросы проведения институциональных исследований. Например, Себастьян Гальяни рассказал о процедурах проверки гипотез, а Мариан Мосжоро — об использовании количественного контент-анализа в исследованиях контрактов.

Кун Схоорс прочитал обзорную лекцию о функционировании финансовых институтов в ЕС и России. Александр Тейтельбойм выступил с тремя лекциями. В первых двух он рассказал об алгоритме отложенного согласия (алгоритме Гейла-Шепли), также широко известном как «задача о марьяже». Ее самая простая формулировка такова: необходимо составить брачные пары из женихов и невест таким образом, чтобы мужа из одной семьи и жену из другой не тянуло друг к другу сильнее, чем к своим законным супругам. Если же говорить научным языком, то задача заключается в поиске стабильных соответствий между элементами множеств, имеющими определенные предпочтения.

В рамках третьего, заключительного, выступления Александр Тейтельбойм представил результаты своей работы «Friending», посвященной исследованию структур, образуемых студентами колледжей в социальной сети Facebook. Тейтельбойм с коллегами выяснили, что студенты, живущие поблизости друг от друга или посещающие схожие курсы, склонны становиться друзьями в онлайн-сетях. Кстати, Тейтельбойм оказался единственным экспертом, который предложил слушателям школы выполнить «домашнее задание», притом нетривиальное — придумать модель рынка онлайн-знакомств.

Другие эксперты представили свои новые эмпирические работы. Так, Джон Най рассказал о необычном проекте, над которым он работает совместно с сотрудниками Института институциональных исследований ВШЭ — как биологические детерминанты (уровень пренатального тестостерона и индексы массы тела) влияют на экономические факторы (в частности, на успеваемость студентов и на заработную плату)? Удалось выяснить, что уровень пренатального тестостерона не оказывает влияния на мужчин, однако нелинейно связан с оценками и зарплатами у девушек.

Кроме того, Джон Най прочел свою традиционную для RSSIA лекцию, посвященную публичной презентации исследования. Хотите, чтобы за вашим докладом следили с интересом? Тогда на каждом слайде должно быть не больше 7 строк, а в каждой строке — не больше 7 слов. Также Джон Най поделился секретом того, как надо бороться с пассивностью и падением интереса слушателей («эффектом стеклянных глаз»). Как отметил профессор Най, вовлеченность аудитории можно повысить, просто меняя темп и стиль чтения лекции.

Исследование другого эксперта RSSIA 2014, Майкла Уотерсона, связано с анализом действий государств в отношении атомных электростанций после трагедии на Фукусиме. В частности, Германия решила отказаться от атомной энергии, что привело к росту спроса на энергоносители. Развивая тезисы Майкла Уотерсона, участники школы предложили ряд идей для будущих исследований — например, по исследованию рынка электроэнергии в России и последствий отказа от перехода на зимнее время.

Собственные проекты на школе представляли и ее непосредственные слушатели, причем сделать это им необходимо было дважды. Сначала — в рамках общего собрания, а второй раз — в узких специализированных группах. Участники школы разделились на три коллектива: один занимался изучением государственного регулирования, другой — корпоративного управления и банковской сферы, третий — экономики образования.

Так, Хион Сан (Erasmus University Rotterdam) ведет экспериментальное исследование, посвященное доверию и социальным нормам. Даниил Шестаков (ВШЭ) изучает влияние строительства дорог на человеческий капитал в царской России, а Алина Малкова (Российская экономическая школа) — процесс диффузии научных знаний и месте России в глобальном академическом пространстве. Эти проекты, впрочем, пока не завершены.

София Докука, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Проведи умное лето с Вышкой: прием заявок на летние школы продолжается

Во время летних каникул ВШЭ традиционно организует выездные школы и лагеря для старшеклассников, где предусмотрена учеба, профориентация и, конечно, отдых. Сейчас открыт прием заявок на девять из них.

Олимпиадные задачи и машинное обучение — чем запомнилась Летняя школа по компьютерным наукам

В течение двух недель участники Летней школы по компьютерным наукам из 19 городов России готовились к Всероссийской олимпиаде школьников и перечневым олимпиадам и изучали методы машинного обучения. Такая школа была проведена факультетом компьютерных наук ВШЭ впервые.

«Оказалось, что литературы я совсем не знаю, но могу узнать»

20-27 августа в учебном центре «Вороново» впервые прошла Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) для ребят, закончивших 8-10 классы. Занятия были построены так, чтобы историкам и филологам было интересно учиться вместе, а в интеллектуальные игры после учебы втягивались даже закоренелые интроверты.

«Здесь собрались дети, которых нужно заставлять отдыхать»

С 12 по 25 августа в Липецкой области прошла очередная Летняя экономическая школа «I Love Economics» для выпускников 8-10 классов, интересующихся экономикой. Ее участники — около 200 школьников из разных регионов России и ближнего зарубежья, организаторы — НИУ ВШЭ, Молодежная бизнес-школа Липецка и портал «Экономика для школьников» (ILoveEconomics.ru).

«Именно эти люди будут формировать повестку гуманитарной науки»

В музее-усадьбе Л.Н. Толстого в Ясной Поляне прошла первая московско-тартуская школа по цифровым гуманитарным наукам. Целью школы было создание общей междисциплинарной научной среды для исследования текстов с помощью современных компьютерных методов. Организаторы школы — Школа лингвистики НИУ ВШЭ, музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная поляна» и лаборатория «СПЖК» при кафедре русской литературы Тартуского университета.

Новые информационные технологии могут произвести революцию в договорном праве

Международная лаборатория по праву информационных технологий и интеллектуальной собственности ВШЭ провела очередную международную летнюю школу по киберправу. Одной из ее тем стало влияние технологии blockchain на традиционное договорное право.

«Раньше я только читала статьи этих людей, а на школе получила их советы»

На юбилейной X Российской летней школе по экономике труда (RSSLE) ведущие эксперты в области экономики труда обсудили проблемы неравенства, уделяя внимание тем институтам рынка труда, которые создают неравенство по заработным платам, доходам, в доступе к рабочим местам в российской экономике.

«Информация о школе распространяется от поколения к поколению»

С 2 по 7 июля в Подмосковье прошла 10-я летняя школа по институциональному анализу Russian Summer School on Institutional Analysis (RSSIA). По традиции на школу приехали эксперты в различных областях институциональных исследований и молодые ученые, для которых школа — шанс поработать над проектами под руководством ведущих ученых.

Образовательные инноваторы прошли через «трубу экспертов» и питч-сессии

В Москве завершилась летняя школа Конкурса инноваций в образовании, организованная Высшей школой экономики. В течение четырех дней под руководством экспертов ее участники дорабатывали свои проекты, чтобы в сентябре представить их потенциальным инвесторам на Международной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch.

«А потом и в Вышку поступил»

5 июля в учебном центре ВШЭ «Вороново» завершилась Летняя многопрофильная школа, в которой участвовали более ста учеников 8-10 классов из разных регионов России и ближнего зарубежья. В течение девяти дней они посещали занятия по социальным наукам, экономике и коммуникациям, участвовали в развлекательной программе.