• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«У нас есть все предпосылки, чтобы попасть в топ глобального образования»

4 октября состоялось общее собрание ректоров 21 ведущего университета России — членов ассоциации «Глобальные университеты», призванной наладить сетевое взаимодействие вузов — участников Проекта 5-100. По прошествии четырех лет с начала проекта ректоры вузов встретились с вице-премьером Ольгой Голодец и министром образования и науки Ольгой Васильевой для подведения промежуточных итогов работы.

Результаты большинства основных международных рейтингов университетов за 2017 год уже опубликованы, и российские вузы — участники Проекта 5-100 достигли в них больших успехов: на этот раз в топ-100 предметных рейтингов QS вошли сразу пять российских университетов — МФТИ, МИСИС, НГУ, МИФИ и ВШЭ (сразу по трем предметам), предметных рейтингов ARWU — два университета-участника Проекта 5-100 (ВШЭ, МИСИС).

«У нас есть все предпосылки, чтобы попасть в топ глобального образования, — отметила заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец. — Наше население разделяет ценности образования, молодежь мотивирована на поступление в вузы. За нами серьезная школа российского и советского образования, есть несколько приоритетных направлений — космические исследования, атомная энергетика, в которых Россия была и остается ведущей державой в мире. Однако никто не предполагал, что за три года можно достичь столь весомых результатов. Мы заняли отличные позиции не только по математике и физике, что было ожидаемо, но и по социологии, экономики, политике, международным отношениям».

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева подчеркнула, что Проект 5-100 — самый дорогой проект в сфере образования, за 5 лет объем господдержки вузов превысил 50 млрд рублей, в оставшиеся три года предстоит потратить еще почти 30 млрд рублей. Она предложила оставить в проекте 5-100 лишь 6 вузов — те, которым удалось добиться наиболее впечатляющих результатов, чтобы они вошли в топ-100 институциональных рейтингов, как это предполагалось изначально, а остальные вузы поддерживать в рамках других программ. Однако участники заседания не поддержали эту идею.

Ольга Голодец предложила «не делать резких движений, которые сведут на нет достижения прошлых лет». Заместитель начальника Управления Президента РФ по научно-образовательной политике Юлия Линская подчеркнула, что ныне действующее постановление Правительства РФ учитывает продвижение вузов во всех рейтингах — не только институциональных, но и предметных. В противном случае отраслевым вузам (например, медицинским) не было смысла участвовать в проекте. По мнению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, шанс войти в топ-100 предметных рейтингов есть еще как минимум у 3-4 участников проекта 5-100. К тому же задача проекта — повышение качества работы российских вузов в целом, их вхождение в глобальную высшую школу, и шесть вузов, а также МГУ и СПбГУ с решением задачи глобального позиционирования не справятся. Ректор НИУ ВШЭ отметил, что анализ верхних строчек мировых рейтингов показал, что большинство вузов-лидеров институционального рейтинга входят в топ-100 списков примерно по 25 предметам. Поэтому российские вузы медленно продвигаются.

В прошлом году ректоры вузов — участников ассоциации предложили рассмотреть задачу вхождения к 2025 году в топ-100 международных рейтингов как минимум одного российского вуза по каждому предметному направлению, что потребует продления Проекта 5-100. Замысел ректоров состоит в том, что в стране не должно остаться «наук-аутсайдеров» — в каждом направлении Россия должна иметь конкурентоспособный университет. Спустя год с момента вынесения этого предложения можно увидеть, что количество вузов в предметных рейтингах выросло: сейчас Россия представлена в топ-100 предметных рейтингов QS по 19 предметам из 46 и предметных рейтингов ARWU по 5 предметам из 52. 

Вам также может быть интересно:

ВШЭ — лидер по количеству предметов рейтинга QS среди вузов Проекта 5-100

Предметные рейтинги QS демонстрируют новые успехи российских вузов в глобальном продвижении, где ВШЭ занимает лидирующие позиции. ВШЭ вошла в 16 предметных и 3 отраслевых рейтингах QS, увеличив их количество и улучшив показатели почти по всем предметам по сравнению с прошлым годом. В топ-100 ВШЭ представлена 3 предметами: «Социология», «Политика и международные отношения», «Экономика и эконометрика» и отраслью «Социальные науки и менеджмент». По этим же предметам ВШЭ является безусловным лидером среди российских вузов.

3 место

среди российских вузов заняла Высшая школа экономики в рейтинге Webometrics.

ВШЭ выросла на 10 позиций в рейтинге THE Emerging Economies Rankings

Высшая школа экономики заняла 22 место в рейтинге THE Emerging Economies Rankings, улучшив свой прошлогодний результат. Всего в рейтинге представлено 35 российских университетов, из них 18 вузов Проекта 5-100.

ВШЭ расширила присутствие в предметных рейтингах ТНЕ

Высшая школа экономики впервые вошла в предметный рейтинг Times Higher Education по психологии, заняв место в группе 151-175. Также ВШЭ сохранила свои позиции в рейтинге по физическим наукам (401-500), в котором присутствует с прошлого года.

ВШЭ заняла 23 место в рейтинге QS EECA

Второй год подряд ВШЭ улучшает свой результат в рейтинге QS EECA  и на данный момент занимает 23 место среди университетов из стран Европы с переходной экономикой и Центральной Азии.

ВШЭ поднялась в рейтинге US News Best Global Universities

Высшая школа экономики значительно улучшила свой прошлогодний результат в предметном рейтинге U.S. News Best Global Universities по математике, поднявшись до 107 места. Также ВШЭ выросла в институциональном рейтинге U.S. News Best Global Universities  и в предметном рейтинге Social Sciences and Public Health.

ВШЭ выросла на 50 позиций в рейтинге ТНЕ по социальным наукам и сохранила позиции по бизнесу и экономике

ВШЭ продемонстрировала рост по сравнению с прошлым годом в двух публикуемых Times Higher Education рейтингах. Наиболее быстрым был рост в рейтинге «Социальные науки», что позволило университету перейти из группы 176–200 в группу 126–150. В рейтинге «Бизнес и экономика» рост произошел внутри группы 101–125.

ВШЭ заняла 37 место в рейтинге QS BRICS

Проекты академического превосходства, аналогичные Проекту 5-100, распространены во многих странах, но наибольшее количество вузов-участников таких проектов представлено в странах БРИКС. Возможно, поэтому особый интерес вызывает рейтинг лучших университетов Бразилии, Индии, Китая, России и ЮАР, представляемый рейтинговым агентством QS. Два года подряд 10 российских университетов устойчиво входят в топ-50 указанного рейтинга, сейчас ВШЭ заняла в нем 37 место, улучшив свой результат по сравнению с прошлым годом.

Роль ведущих университетов в решении задач, поставленных в майском указе Президента, будет расти

9 октября в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», в которую входит 21 вуз – участник Проекта 5-100. По итогам собрания Правительству России представят перечень мер, которые будут способствовать выполнению положений майского указа Президента России. Кроме того, были сформулированы предложения по созданию новой модели аккредитации в высшей школе.

Выбор стратегии развития позволяет ВШЭ улучшать позиции в институциональном рейтинге университетов мира Тimes Нigher Еducation

ВШЭ в очередной раз выросла в ежегодном рейтинге лучших университетов мира Тimes Higher Education и вошла в диапазон 301-350, заняв 3 место в России после МГУ (199) и МФТИ (251-300). Впервые ВШЭ была представлена в рейтинге 2 года назад и каждый последующий год ВШЭ улучшала свои позиции, перемещаясь в более высокую группу.