• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Все мои знания в области корпоративных финансов — это результат учебы в ВШЭ»


© Торговый зал «М.Видео»/ Википедия

Выпускник магистерской программы «Корпоративные финансы» 2014 года Билан Ужахов, вице-президент компании «М-Видео», рассказывает, как учеба в Вышке помогла ему в профессиональном развитии.



Билан Ужахов

О том, что нужно получить финансовое образование в магистратуре российского вуза, я задумался в 2010 году. Тогда я только вернулся из Гамбургского университета, где получил диплом юриста-международника. Начав работу с позиции рядового специалиста в АО «Русснефть», хотел освоить экономику и финансы. Финансистами я всегда восхищался — они способны понять суть любого вопроса, поскольку их повседневная работа — углубляться в детали, любую проблему раскладывать по полочкам.

Прежде чем выбрать вуз, много консультировался с коллегами — нужно было попасть в десятку и не потратить впустую два года. Хотел найти комбинированную программу на английском и русском языках. Анализируя плюсы и минусы разных вузов, в результате остановился на программе «Корпоративные финансы» в Высшей школе экономики. Наибольшее число положительных отзывов было именно об этом университете, в том числе от партнёров по бизнесу.

Чтобы поступить на программу, нужно было сдать вступительные экзамены. До сих пор помню, как бегал по зданию на Покровском бульваре (сейчас этот корпус на реконструкции — прим.), искал аудиторию, где должен проходить экзамен по финансам, и случайно столкнулся с парнем, у которого была та же проблема. Мы стали искать вместе, потом выяснилось, что бежим не в том направлении, но в результате аудиторию нашли, хотя чуть не опоздали на экзамен. Этот парень стал моим хорошим другом — с тех пор мы дружим семьями. С некоторыми другими однокурсниками тоже поддерживаем отношения. Нам всем было в среднем по 25-27 лет, многие с опытом работы в бизнесе, так что легко находили общий язык.

Выбирая программу, я ничего не знал о преподавателях, и с Ириной Васильевной Ивашковской — руководителем программы «Корпоративные финансы» — познакомился уже на занятиях. У нее всегда были яркие лекции, с примерами из практики, что для меня было важно. Из преподавателей также запомнился Никита Константинович Пирогов — сотрудник ВШЭ, замечательно разбирающийся в корпоративных финансах. Один курс — для меня непрофильный — был посвящен фондовому рынку, и преподаватель дала фундаментальные знания — куда и как лучше инвестировать, какие компании перспективны и т.д., весь материал был подкреплён наглядными примерами для лучшего понимания процессов развития инвестиционной деятельности. Преподаватель всегда с удовольствием разъясняла все спорные моменты, что впоследствии мне очень пригодилось, когда возникала тема венчурных и иных инвестиций. Проведение мастер-классов руководителями крупных компаний позволило получить конкурентные знания в области мировой экономики и финансов.

Преподаватели подробно разбирали наши ошибки, иногда даже отчитывали. Мне нравилось, это нормальные человеческие отношения

В основе учебного процесса был кейс-метод, применяемый в западных вузах, когда берется пример из жизни компании и рассматривается в деталях. В кейсах именно детали бывают очень занимательны — из одного кейса про японскую компанию мне запомнилось, что японцы в среднем в год берут до двух недель отпуска, больше у них не принято, и интересно сравнить это с тем, сколько люди отдыхают в России. Если библию финансиста Брейли-Майерса (учебник Ричарда Брейли и Стюарта Майерса «Принципы корпоративных финансов») накладываешь на кейсы из программы, то получаешь колоссальный эффект — теория соединяется с практикой.

Преподаватели воспринимали нашу учебу очень серьезно. Ставили оценки, подробно разбирали ошибки, иногда даже отчитывали. Мне нравилось, это нормальные человеческие отношения, во многом неформальные. Можно поспорить с преподавателем, убедить его в своей правоте — такое не всегда приветствуется в западных университетах, где проверочные работы в основном письменные, и ты можешь вообще не увидеть профессора, который их проверяет: получаешь бумажку с отзывом, а возникающие вопросы надо отправлять по электронной почте. При этом в ВШЭ к нам относились как к взрослым людям, понимающим, что учеба нужна только нам самим.

Обучение на программе «Корпоративные финансы» — это во многом командная работа, которая учит взаимопониманию и взаимовыручке. На потоке было около 60 человек, при этом в группе — не более 6. При работе над презентацией распределялись роли — каждый отвечал за свой сектор; кто-то за анализ, оформление, за представление презентации и т.д. Для этого определялось, кто в чем силен, чтобы использовать преимущества каждого. В группе всегда относились с пониманием и шли друг другу навстречу. Если человек был занят по работе или уезжал в командировку и не мог посетить занятие, одногруппники приходили на выручку.

От ребят на потоке, работающих в других отраслях, я узнал много интересного — к примеру, однокурсник из строительной сферы рассказал, что такое дренаж. Позднее в своей работе, общаясь с коллегами, строившими общежитие для работников предприятия в песчаной местности, я сам мог разобраться в чертежах и убедиться, что место выбрано правильно. Благодаря другой однокурснице — из банковской сферы — лучше стал понимать внутренние процессы, происходящие в банках, и мне это помогло в дальнейшей работе с банкирами.

На момент поступления в магистратуру я возглавлял отдел кредитов и рынка капитала в АО «Русснефть», а уже к концу первого семестра меня назначили заместителем генерального директора по финансам АО «Русский уголь» (обе компании входят в один холдинг). Без сомнения, значительную роль в моём повышении сыграл тот факт, что я пошёл учиться в ВШЭ, — мой руководитель, увидев моё желание развиваться в выбранном направлении, доверил мне ответственный пост. И я действительно так увлекался учёбой, что собирал своих коллег по работе, раздавал им кейсы из ВШЭ и просил внимательно изучить.

Спустя полтора года, завершая учёбу в ВШЭ, я был утверждён советом директоров на должность генерального директора АО «Русский уголь». Спустя четыре года перешёл в «М-Видео» (компания входит в тот же холдинг), поскольку появилась возможность попробовать себя в другой отрасли и, кроме того, я давно интересовался ритейлом. Здесь я отвечаю за стратегию и развитие компании, выполняю много других функций.

В бизнесе преуспели и многие мои однокурсники — среди них сейчас есть первые лица крупных компаний в разных отраслях, таких, как нефтегазовая, строительная, консалтинговая, фармацевтическая, и многих других. Уверен, что им это удалось в том числе благодаря ВШЭ. О себе могу сказать, что все мои знания в области финансов — это результат учебы в Высшей школе экономики. Эти знания я применяю на практике каждый день.