• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новый учебный год — новые правила

Новый учебный год — новые правила

@Высшая школа экономики

Пока лицеисты и студенты радуются последним дням каникул, направление «Психология» Лицея НИУ ВШЭ активно готовится к учебному году. Недавно профиль «перезапустили», и новый набор психологов будет учиться по новым правилам. Каким – рассказывает руководитель направления Анна Жеймо.

Пять нововведений 2019/2020 учебного года

 Психологов в Лицее станет в два раза меньше, но это будут ребята, которым интересна именно эта профессия.
 Возможности выбрать для изучения базовый уровень биологии больше не будет. Углубленное изучение предмета не только поможет поступить на психфак, но и заложит базу для дальнейшей карьеры.
 Больше разнообразных спецкурсов от информатики до философии. И профильная математика, чтобы учиться проводить настоящие исследования!
 Больше олимпиад. К лицейскому факультативу прибавится курс в рамках факультетского дня в Вышке.
 В свободное время ребята будут развивать собственные информационные ресурсы, чтобы рассказывать об уникальном опыте изучения психологии в средней школе. 

В 2018-2019 учебном году мы перезапустили направление, пересмотрев его концепцию. Какие-то изменения мы собираемся воплотить, какие-то уже воплотили. Мы сократили контрольные цифры приема на «Психологию» — с 50 до 25 человек. Это позволит сконцентрировать на направлении тех, кто уже имеет какое-то представление о психологии и задумывается о том, чтобы связать свою жизнь с этой сферой.

Если вспомнить историю Лицея, в начале профиль назывался «Психология и социальные науки», и далеко не все учащиеся планировали идти на психфак, больше думали о других профессиях. Мы хотим видеть у себя тех, кто хочет развиваться именно в мире психологов.

У нас маленькое уютное направление, все друг друга знают

У меня есть возможность общаться с каждым — узнать, что это за человек, с чем он пришел. С другой стороны, из-за узкой направленности мы, отчасти, оторваны от других направлений. Мне бы хотелось исправить эту ситуацию. С нового учебного года в Лицее появится направление «Естественные науки» — я надеюсь, мы сможем делать интересные проекты вместе. И да, у нас девочек больше, чем мальчиков. В 11-й класс перешло 37 лицеисток и 1 лицеист. Такое соотношение — вполне нормальная ситуация для факультета психологии, нужно быть к этому готовым.

С мифами о психологии можно бороться, только погружая детей в эту среду

Мне кажется, о профессии психолога ходит много мифов. Далеко не всем очевидно, что именно делает психолог, когда приходит на работу. Это создает ожидания, которые не всегда соответствуют реальности. 

Есть представление, что психолог — это тот, кто слушает людей, дает советы, погружается в их проблемы, зарабатывая эмоциональное выгорание. 

На самом деле это очень многогранная специальность: психолог может работать в корпорации или в междисциплинарных областях, заниматься научной деятельностью.

Да, многие лицеисты интересуются консультативной психологией и хотят работать именно с человеком. Но иногда интерес обусловлен тем, что они просто не знают о других вариантах. Например, мы с лицеистами были в Яндексе. Там есть лаборатория исследований интерфейсов, в ней тоже работают психологи. Это не самая очевидная работа для человека с психологическим образованием, и я решила показать ребятам такие специфические вакансии, которые находятся на стыке практики и теоретического исследования, общения с людьми.

Еще мы ходили на экскурсию в Центр языка и мозга НИУ ВШЭ, там установлен айтрекер (видеоокулограф) — прибор, следящий за движением глаз, и работают не только психологи, но и лингвисты, филологи, которые изучают, например, движения глаз при чтении. У нас есть несколько ребят, интересующихся когнитивными исследованиями и научной работой — они с интересом слушали, как все это работает.

@Высшая школа экономики

Школа должна готовить не только к поступлению, но и к обучению в университете

Например, в учебном плане теперь есть только углубленная биология, без возможности выбрать базовый уровень. Это связано с тем, что профильным предметом для поступления на факультет психологии практически всегда является биология. Высокий уровень биологических знаний станет несомненным плюсом как при обучении в вузе, так и в дальнейшей карьере психолога.

Еще одна особенность учебного плана — наличие профильной математики. Это связано с большим количеством работы со статистикой и высшей математикой уже с начальных курсов. Для тех, кто планирует заниматься исследовательской деятельностью, не лишним окажется знание хотя бы одного языка программирования. В связи с этим мы поменяли и вариативную часть. Теперь там четыре дисциплины: философия, социология, химия и информатика. За двухлетний цикл у лицеиста есть возможность прослушать две из них. Что это дает?

У лицеиста будет возможность реализовать свой интерес в любой области психологической науки

Если это социальная психология или психологическое консультирование — можно выбрать философию, социологию; если ребенка привлекают естественнонаучные аспекты психологии — он может расширить знания за счет изучения химии, информатики.

Начиная с набора 2019 года, на факультетском дне будет одна обязательная дисциплина в году. В 10-м классе — это «Введение в профессию», в 11-м классе — «Современная психология». Это значит, как минимум одна пара в четверг обязательна для посещения. Остальные предметы: «Практическая психология» или «Биология, психология и поведенческие науки» — можно выбрать по желанию. Также на факультетском дне появится дисциплина, направленная на подготовку к олимпиадам. А еще появится возможность принять участие в стажировках в лабораториях департамента психологии.

Кроме того, в следующем году мы планируем запустить факультатив по нейробиологии. Когда учишься на психолога, не всегда есть время и возможность полноценно изучать анатомию и физиологию человека. Поэтому лучше разобраться с особенностями центральной нервной системы и тем, как она работает, еще учась в школе.

Главная цель обучения на направлении — самоопределение

Существует две основных олимпиады по психологии — это «Ломоносов» и «Высшая проба». Лицеисты увлечены олимпиадным движением, поэтому теперь у нас есть факультатив по подготовке к олимпиадам по психологии. Судя по результатам, отзывам ребят и преподавателей, есть основания говорить, что это была продуктивная работа. У нас на направлении девять призеров по психологии на олимпиаде «Высшая проба» и один призер — по биологии. Еще пара человек прошли во второй тур «Ломоносова» по психологии — это хороший задел на следующий год.

Я окончила факультет психологии МГУ, помимо работы в Лицее занимаюсь психологическим консультированием и психотерапией. Этот опыт здорово помогает мне видеть индивидуальность каждого лицеиста.  Еще образование помогает более глубоко проанализировать то, как лицеисты решают некоторые задачи подросткового возраста — такие как самоопределение, выбор будущей профессии.

@Высшая школа экономики

Наша задача — создать такие условия, чтобы этот выбор будущей профессии был осознанным

Многие лицеисты-психологи увлекаются фотографией, танцами, пишут песни, любят снимать видео и организовывать мероприятия. Некоторые даже поступают в Вышку на «Факультет коммуникаций, медиа и дизайна». А другие делают что-то на стыке. Например, выпускницы этого года сняли короткометражный фильм про самоопределение. Они несколько раз организовывали в Лицее показ с фильма обсуждением — это позволило зрителям задуматься о том, как люди выбирают профессию и что может влиять на нас в этом вопросе.

Я очень поддерживаю инициативу ребят развивать группу направления в Вконтакте. Во-первых, хочется, чтобы абитуриенты узнавали о нас не только за неделю перед поступлением. Во-вторых, в Москве и вообще в России мало школ с «психологическим» профилем, которые бы реализовали психологическую программу в таком объеме. Хочется больше присутствовать в информационном поле, чтобы те, кто хочет попробовать себя в психологии, знали про это место.

Когда лицеист учится на нашем направлении полгода или год, а потом понимает, что то, как эта сфера выглядит на самом деле, не соответствует его ожиданиям, я радуюсь. Потому что еще на этом этапе он может сделать для себя вывод и выбрать что-то более подходящее, вместо того, чтобы столкнуться с этим пониманием, уже поступив вуз. Но я также радуюсь и за тех, кто приходит на направление, начинает глубже погружаться в психологию и понимает, что это то, что ему действительно нравится, чем он хочется заниматься по жизни.