• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прорыв на азиатские образовательные рынки

Этим летом большая группа студентов и преподавателей отделения востоковедения факультета философии ВШЭ отправится в Китай и Японию для занятий в летних школах. Об уникальных программах школ рассказывает заведующий отделением Алексей Маслов.

— Алексей Александрович, насколько я знаю, это будет самая крупная школа по востоковедению в России?

— Не только в России, но и в Европе: в ней будут участвовать более 140 человек из Вышки. Только в Шанхайский университет мы одновременно отправляем 80 человек, которые в течение месяца будут интенсивно изучать китайский язык и прослушают курс лекций по истории и культуре Китая.

Почти год мы согласовывали и логистику, и программы школ. Опыт показывает, что обычно летние школы воспринимаются студентами и организаторами как отдых или развлечение. Принимающие вузы не заинтересованы серьезно загружать студентов, чтобы не разочаровывать их большим объемом работы после академического года. Мы же решили организовать школу так, как это делают лучшие западные университеты, поэтому отправляем вместе со студентами своих преподавателей, которые будут контролировать посещаемость занятий. Более того, активность студентов будет учитываться во время зачета по летней школе.

Мы уже согласовали с китайской стороной содержание совместных тестов. Раньше тестирование по итогам летних школ не являлось обязательным, а в этом году сдача тестов будет обязательной. Мы также впервые внедряем проверку остаточных знаний: на материале тестов, которые студенты сдадут в Китае и в Японии, они снова будут проходить тестирование осенью в Москве. Если результаты совпадут, то студенты смогут рассчитывать на позитивную отметку за курс китайского языка (минимальная оценка — 8 баллов).

— А что собой представляет согласование тестирования?     

— Это сложный процесс, и нам впервые удалось создать совмещенную систему тестирования. Основная проблема заключается в том, что подходы к языковой подготовке в России и Китае сильно отличаются друг от друга. В Китае ежегодно обучаются более 7 тысяч российских стажеров по годовой программе, и я могу с сожалением констатировать, что эта подготовка далеко не всегда эффективна. С одной стороны, человек находится в языковой среде, а с другой стороны, система контроля полученных знаний не отработана. Это приводит к тому, что и знания не повышаются, и дисциплина обучения снижается. У нас были случаи, когда студенты возвращались со стажировки в состоянии десоциализации, то есть им было сложно вернуться к нашим нормам дисциплины обучения, они переставали посещать занятия, замыкались, нарушался обычный ритм общения с внешним миром. Особенности стажировки в Китае и некоторых арабских государствах заключаются в полной «свободе» для студента и отсутствии серьезных требований. Это приводит к тому, что ребята прекращают заниматься, их общение происходит в основном на улице, а лексикон сводится к самым обиходным выражениям. Поэтому контроль за качеством знаний стал для нас ключевым вопросом при подготовке летних школ.

Сейчас 120 университетов России отправляют своих студентов на обучение в Китай, и мы очень рассчитываем на то, что наш опыт будет учтен и принят другими вузами страны.

— Что, кроме языка, будут изучать студенты?

— Мы начинаем проводить летние школы по азиатским исследованиям в целом — не только языковым, но и тематическим. Это эксперимент, и первую такую школу мы проведем в Макао с Университетом святого Иосифа, основанным в Китае в XVII веке, когда португальцы начали обустраиваться в Макао. Этот элитный университет выдает своим выпускникам два диплома — Макао и Лиссабонского университета, а занятия там проводят представители западных университетов: американцы, британцы, португальцы.

В этом году мы проведем в Макао двухнедельную летнюю школу, которая включает два модуля — языковой и академический по теме влияния западных культур на азиатский мир. Наши студенты будут слушать лекции ведущих британских и американских специалистов по этой сложной, неоднозначной теме. Кстати, эта уникальная школа будет проведена исключительно для студентов ВШЭ. Мы сами ее инициировали и, выбирая между университетами Гонконга и Макао, выбрали тот вуз, который дает наиболее качественные знания именно по этому аспекту. Если все наши планы удастся реализовать, то подобные школы мы будем проводить и зимой в Восточной Азии, и летом в России. Мы уже договорились с Городским университетом Гонконга о том, что в следующем году зимние и летние школы пройдут в форме двухсторонних обменов, а в ближайшее время подпишем договор о запуске совместной магистратуры. Это будет первая российско-гонконгская магистратура с преподаванием исключительно на английском языке. Ребята буду обучаться год у нас и год в Гонконге, а затем получат два диплома сразу. На мой взгляд, это прорыв на азиатские рынки качественного востоковедческого образования не только для Вышки, но и для российского высшего образования в целом.

— Сколько групп сформировано?

— В Шанхай поедут около 80 человек, другая группа (примерно 20 человек) едет в Пекин на три недели, еще 20 студентов едут в Японию и группа из 12 студентов — в Макао. Практически все наши студенты разъезжаются на лето. Хочу отметить, что условия проживания будут замечательными: все будут размещены в двух- и одноместных номерах с кондиционером и доступом в интернет. А цены совсем невысокие, значительно ниже тех, которые студенту выставляют азиатские вузы при прямом обращении. Я полагаю, это вообще одна из самых недорогих летних школ в мире.

Что касается занятий, то они будут проходить по двум модулям: языковому и академическому. К примеру, в Шанхае студенты будут изучать историю и тенденции развития китайской культуры, в Пекине прослушают курс о современной китайской культуре, в Макао — лекции по западному влиянию на азиатский мир, а в Японии — по современному страноведению Японии.

— Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о первом наборе студентов на отделение востоковедения ВШЭ.

— Обычно к концу академического года количество студентов по понятным причинам уменьшается, а у нас — увеличивается. Я совсем не ожидал, что к нам начнут переводиться студенты других факультетов. Возможно, это связано с нашим высоким уровнем языковой подготовки: у нас самое большое количество языковых часов среди всех российских вузов (у самых престижных российских вузов это количество не превышает 16 часов, а у нас в следующем году будет — 24). Наши студенты-китаисты успешно прошли тестирование по международным стандартам HSK. Чтобы объективно оценить уровень подготовки ребят, мы специально отправили первокурсников для прохождения теста, который принимается комиссией из КНР, и это тестирование показало, что к концу первого года обучения наши студенты находятся на том уровне, которого студенты специализированных вузов достигают к окончанию второго курса — мы используем интенсивные методики преподавания.

Недавно мы получили предложения из филиалов Вышки открыть направление востоковедение в Нижнем Новгороде, Перми и Санкт-Петербурге. Но востоковедение — это не только изучение языка, это комплексный пакет знаний, который мы должны предоставить. Пока эти заявки — на стадии обсуждения.

Наши образовательные программы интенсивнее, чем в других вузах, и более 85% курсов являются профильными. Мы читаем курсы по таким дисциплинам, которые в совокупном виде вы не встретите в других вузах, например, этнопсихология Востока или методика проведения переговоров в странах Азии. Мы не готовим «классических» политологов или экономистов, но наши специалисты, обладая глубокими и разносторонними знаниями в области восточных религий и традиций, специфики менталитета, особенностей исторического развития государств этого региона, смогут осуществлять проекты значительно профессиональнее, чем многие «классические» экономисты. Наши выпускники будут знать налоговое законодательство, кодексы, методику ведения переговоров и выстраивания деловых отношений с местным населением.

На Востоке межличностные договоренности превыше законов. Поэтому мы учим наших студентов даже тому, как правильно вручить визитную карточку или в какой позе надо сидеть на переговорах. Наши студенты должны за годы обучения перестроить свое сознание и «внедриться» в восточную культуру. Именно этим подготовка востоковедов отличается от образования политологов и экономистов, которые чаще всего осваивают западные точки зрения на восточные государства.

Ну и небольшой сюрприз в конце: в 2011/12 гг. мы открываем новую специализацию — корееведение, которое будет преподаваться с участием крупнейших корейских университетов, в том числе Сеульского Национального университета. Мы впервые совместно с Корейским фондом внедряем методику e-lectures — лекций, которые читаются в он-лайновом режиме ведущими корейскими профессорами для наших студентов.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В Школе востоковедения НИУ ВШЭ отметили Международный день арабского языка

В честь праздника клуб «Пальмира» провел вечер арабской поэзии: будущие востоковеды читали произведения любимых авторов – и собственные переводы стихотворений. А выпускницы Школы востоковедения, выигравшие грант на обучение в университете Катара, рассказали, кому они рекомендуют заниматься арабским.

«У меня сегодня счастливый день, потому что я слышу персидский язык»

В Институте классического Востока и античности факультета гуманитарных наук открылся кабинет иранистики и персидского языка. В этот же день было подписано соглашение о сотрудничестве между Высшей школы экономики и Культурным представительством при посольстве исламской республики Иран.

Впервые лицеист принял участие во Всемирном конкурсе китайского языка

Одиннадцатиклассник Лицея НИУ ВШЭ Дмитрий Щеглов выступил на международном конкурсе китаистов, который проходил в Чжэнчжоу с 17 октября по 3 ноября. Он вошел в десятку финалистов из стран Европы.

Зачем Китай «опоясывает» мир

Как Китай выстраивает новую глобальную экономику? Какое место в ней отводится России? Об этом и многом другом руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов рассказал слушателям лекций в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького».

«День востоковеда перевернул мою жизнь»

Восточные настольные игры, каллиграфия и оригами, предсказание судьбы по китайской Книге Перемен и выступление традиционного японского театра кабуки — все это ожидало гостей Oriental Crazy Day, прошедшего в Вышке в рамках Дня открытых дверей образовательной программы «Востоковедение». День востоковеда ежегодно организуют студенты и преподаватели Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики.

На учебу в Азию — из Высшей школы экономики

Магистерская программа «Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии» дает студентам возможность изучать азиатские страны не только в теории, но и на практике — благодаря стажировкам в партнерских университетах Китая и других стран. Три студента программы рассказывают о трех аспектах таких стажировок — учебе, общении и еде.

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Два призовых места на Первом общероссийском конкурсе арабского языка заняли студентки ВШЭ

13 декабря в Москве прошел Первый общероссийский конкурс арабского языка, организованный при поддержке посольства Катара в России. Три призера — две студентки ВШЭ и студент МГИМО — получили именные премии на годичную стажировку в Катарском университете, куда они и отправятся в следующем году.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.