• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прорыв на азиатские образовательные рынки

Этим летом большая группа студентов и преподавателей отделения востоковедения факультета философии ВШЭ отправится в Китай и Японию для занятий в летних школах. Об уникальных программах школ рассказывает заведующий отделением Алексей Маслов.

— Алексей Александрович, насколько я знаю, это будет самая крупная школа по востоковедению в России?

— Не только в России, но и в Европе: в ней будут участвовать более 140 человек из Вышки. Только в Шанхайский университет мы одновременно отправляем 80 человек, которые в течение месяца будут интенсивно изучать китайский язык и прослушают курс лекций по истории и культуре Китая.

Почти год мы согласовывали и логистику, и программы школ. Опыт показывает, что обычно летние школы воспринимаются студентами и организаторами как отдых или развлечение. Принимающие вузы не заинтересованы серьезно загружать студентов, чтобы не разочаровывать их большим объемом работы после академического года. Мы же решили организовать школу так, как это делают лучшие западные университеты, поэтому отправляем вместе со студентами своих преподавателей, которые будут контролировать посещаемость занятий. Более того, активность студентов будет учитываться во время зачета по летней школе.

Мы уже согласовали с китайской стороной содержание совместных тестов. Раньше тестирование по итогам летних школ не являлось обязательным, а в этом году сдача тестов будет обязательной. Мы также впервые внедряем проверку остаточных знаний: на материале тестов, которые студенты сдадут в Китае и в Японии, они снова будут проходить тестирование осенью в Москве. Если результаты совпадут, то студенты смогут рассчитывать на позитивную отметку за курс китайского языка (минимальная оценка — 8 баллов).

— А что собой представляет согласование тестирования?     

— Это сложный процесс, и нам впервые удалось создать совмещенную систему тестирования. Основная проблема заключается в том, что подходы к языковой подготовке в России и Китае сильно отличаются друг от друга. В Китае ежегодно обучаются более 7 тысяч российских стажеров по годовой программе, и я могу с сожалением констатировать, что эта подготовка далеко не всегда эффективна. С одной стороны, человек находится в языковой среде, а с другой стороны, система контроля полученных знаний не отработана. Это приводит к тому, что и знания не повышаются, и дисциплина обучения снижается. У нас были случаи, когда студенты возвращались со стажировки в состоянии десоциализации, то есть им было сложно вернуться к нашим нормам дисциплины обучения, они переставали посещать занятия, замыкались, нарушался обычный ритм общения с внешним миром. Особенности стажировки в Китае и некоторых арабских государствах заключаются в полной «свободе» для студента и отсутствии серьезных требований. Это приводит к тому, что ребята прекращают заниматься, их общение происходит в основном на улице, а лексикон сводится к самым обиходным выражениям. Поэтому контроль за качеством знаний стал для нас ключевым вопросом при подготовке летних школ.

Сейчас 120 университетов России отправляют своих студентов на обучение в Китай, и мы очень рассчитываем на то, что наш опыт будет учтен и принят другими вузами страны.

— Что, кроме языка, будут изучать студенты?

— Мы начинаем проводить летние школы по азиатским исследованиям в целом — не только языковым, но и тематическим. Это эксперимент, и первую такую школу мы проведем в Макао с Университетом святого Иосифа, основанным в Китае в XVII веке, когда португальцы начали обустраиваться в Макао. Этот элитный университет выдает своим выпускникам два диплома — Макао и Лиссабонского университета, а занятия там проводят представители западных университетов: американцы, британцы, португальцы.

В этом году мы проведем в Макао двухнедельную летнюю школу, которая включает два модуля — языковой и академический по теме влияния западных культур на азиатский мир. Наши студенты будут слушать лекции ведущих британских и американских специалистов по этой сложной, неоднозначной теме. Кстати, эта уникальная школа будет проведена исключительно для студентов ВШЭ. Мы сами ее инициировали и, выбирая между университетами Гонконга и Макао, выбрали тот вуз, который дает наиболее качественные знания именно по этому аспекту. Если все наши планы удастся реализовать, то подобные школы мы будем проводить и зимой в Восточной Азии, и летом в России. Мы уже договорились с Городским университетом Гонконга о том, что в следующем году зимние и летние школы пройдут в форме двухсторонних обменов, а в ближайшее время подпишем договор о запуске совместной магистратуры. Это будет первая российско-гонконгская магистратура с преподаванием исключительно на английском языке. Ребята буду обучаться год у нас и год в Гонконге, а затем получат два диплома сразу. На мой взгляд, это прорыв на азиатские рынки качественного востоковедческого образования не только для Вышки, но и для российского высшего образования в целом.

— Сколько групп сформировано?

— В Шанхай поедут около 80 человек, другая группа (примерно 20 человек) едет в Пекин на три недели, еще 20 студентов едут в Японию и группа из 12 студентов — в Макао. Практически все наши студенты разъезжаются на лето. Хочу отметить, что условия проживания будут замечательными: все будут размещены в двух- и одноместных номерах с кондиционером и доступом в интернет. А цены совсем невысокие, значительно ниже тех, которые студенту выставляют азиатские вузы при прямом обращении. Я полагаю, это вообще одна из самых недорогих летних школ в мире.

Что касается занятий, то они будут проходить по двум модулям: языковому и академическому. К примеру, в Шанхае студенты будут изучать историю и тенденции развития китайской культуры, в Пекине прослушают курс о современной китайской культуре, в Макао — лекции по западному влиянию на азиатский мир, а в Японии — по современному страноведению Японии.

— Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о первом наборе студентов на отделение востоковедения ВШЭ.

— Обычно к концу академического года количество студентов по понятным причинам уменьшается, а у нас — увеличивается. Я совсем не ожидал, что к нам начнут переводиться студенты других факультетов. Возможно, это связано с нашим высоким уровнем языковой подготовки: у нас самое большое количество языковых часов среди всех российских вузов (у самых престижных российских вузов это количество не превышает 16 часов, а у нас в следующем году будет — 24). Наши студенты-китаисты успешно прошли тестирование по международным стандартам HSK. Чтобы объективно оценить уровень подготовки ребят, мы специально отправили первокурсников для прохождения теста, который принимается комиссией из КНР, и это тестирование показало, что к концу первого года обучения наши студенты находятся на том уровне, которого студенты специализированных вузов достигают к окончанию второго курса — мы используем интенсивные методики преподавания.

Недавно мы получили предложения из филиалов Вышки открыть направление востоковедение в Нижнем Новгороде, Перми и Санкт-Петербурге. Но востоковедение — это не только изучение языка, это комплексный пакет знаний, который мы должны предоставить. Пока эти заявки — на стадии обсуждения.

Наши образовательные программы интенсивнее, чем в других вузах, и более 85% курсов являются профильными. Мы читаем курсы по таким дисциплинам, которые в совокупном виде вы не встретите в других вузах, например, этнопсихология Востока или методика проведения переговоров в странах Азии. Мы не готовим «классических» политологов или экономистов, но наши специалисты, обладая глубокими и разносторонними знаниями в области восточных религий и традиций, специфики менталитета, особенностей исторического развития государств этого региона, смогут осуществлять проекты значительно профессиональнее, чем многие «классические» экономисты. Наши выпускники будут знать налоговое законодательство, кодексы, методику ведения переговоров и выстраивания деловых отношений с местным населением.

На Востоке межличностные договоренности превыше законов. Поэтому мы учим наших студентов даже тому, как правильно вручить визитную карточку или в какой позе надо сидеть на переговорах. Наши студенты должны за годы обучения перестроить свое сознание и «внедриться» в восточную культуру. Именно этим подготовка востоковедов отличается от образования политологов и экономистов, которые чаще всего осваивают западные точки зрения на восточные государства.

Ну и небольшой сюрприз в конце: в 2011/12 гг. мы открываем новую специализацию — корееведение, которое будет преподаваться с участием крупнейших корейских университетов, в том числе Сеульского Национального университета. Мы впервые совместно с Корейским фондом внедряем методику e-lectures — лекций, которые читаются в он-лайновом режиме ведущими корейскими профессорами для наших студентов.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Ушу, теккен, гадания по Книге Перемен: в Вышке отметили восточный Новый год

Новый год по восточному календарю наступил 22 января. В этот день Центр культур НИУ ВШЭ оказался на перекрестке китайской, корейской и японской культур. Под азиатские песни и звуки корейских барабанов гости пробовали силы в каллиграфии, учились цзяньчжи и оригами, играли в ттакчи и го, ели традиционное печенье и изгоняли злых духов. Восточный Новый год в университете организовали школа востоковедения и Китайский клуб НИУ ВШЭ.

«Для России востоковедение — это новый хайтек»

Поворот России на Восток требует сбалансированных действий, знания языков, культур и традиций стран региона. Без этого отечественный бизнес не сможет там эффективно работать. Об этом, а также об опыте работы субъектов РФ на восточном направлении эксперты и представители государства говорили в рамках первой межрегиональной конференции «Поворот на Восток: региональное измерение», которую провела Высшая школа экономики при поддержке Минэкономразвития России.

Русское поле антропоцена: как прошла летняя школа по экологии и истории НИУ ВШЭ на Южном Урале

Понятие «антропоцен» в последние годы приобрело популярность как обозначение пространства дискуссий о воздействии человека на природу и формирование окружающей среды. Обсуждению этой проблематики была посвящена летняя школа «Пространство в/для экологических гуманитарных наук: переосмысление глобального через изучение периферий». Организаторами выступили Антропошкола ТюмГУ и Институт гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) НИУ ВШЭ при поддержке программы «Зеркальные лаборатории» Высшей школы экономики.

«Плотная среда единомышленников»: как прошла Летняя историко-филологическая школа Вышки

В учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» недавно состоялась 7-я Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) от Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики. Программа была организована при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися ВШЭ и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

На ФКН прошла первая летняя школа по предпринимательству

В конце августа на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ Центром практик, проектной работы и предпринимательства при поддержке Бизнес-инкубатора Вышки была организована первая летняя школа по предпринимательству. Ее участниками стали более 40 студентов и аспирантов ФКН и других факультетов Высшей школы экономики. Школа призвана развить предпринимательский талант учащихся и познакомить их с навыками упаковки идей и продуктов.

На ФКН НИУ ВШЭ прошла третья школа по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 23 по 25 августа провели школу по машинному обучению в биоинформатике. Проект, два предыдущих года проходивший онлайн, был впервые реализован в очном формате. За три дня более 120 участников прослушали лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

Антитраст с китайской спецификой: как Антимонопольный центр БРИКС работает с КНР

Китай, обладающий выдающимся опытом в создании эффективного регулирования цифровых платформ, может стать примером для всего мира в этой сфере. При этом руководство китайского антимонопольного ведомства готово сотрудничать с российскими коллегами, в том числе в рамках БРИКС. О том, как строится это взаимодействие в рамках Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ, а также о разработанной в этом центре концепции «экоантитраст», основанной на элементах китайской философии, — в материале HSE Daily.

Завершилась летняя школа по компьютерным наукам ФКН ВШЭ

В июле факультет компьютерных наук Вышки провел восьмую летнюю школу по компьютерным наукам. Ее основная цель — подготовка участников к Всероссийской олимпиаде школьников по информатике и другим перечневым олимпиадам. Мероприятие было организовано на базе Центра поддержки одаренных детей «Стратегия» (г. Липецк) при поддержке Липецкого института развития образования. Чтобы принять участие, 95 учеников 8-10 классов из 30 городов России прошли два этапа отбора, решая задачи на платформе Codeforces. Среди других требований — владение языком программирования C++ и умение реализовывать базовые алгоритмы.

Гостеприимный Узбекистан: студенты Вышки побывали на Международной летней школе в Ташкенте

Учащиеся НИУ ВШЭ приняли участие в Международной летней школе «Узбекистан — страна толерантности». Мероприятие состоялось в июле в Ташкенте в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека (НУУз), вузе-партнере Высшей школы экономики. Студенты Вышки поделились впечатлениями о местных красотах и восточной отзывчивости.

«Я понял, что магистратура — не продолжение бакалавриата. Это начало аспирантуры!»

В МИЭМ НИУ ВШЭ прошла четвертая летняя школа «Суперкомпьютерное моделирование и системы управления в инженерии». Ее участники смогли ознакомиться с тематикой и принципами обучения в магистратуре «Системный анализ и математические технологии».