• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прорыв на азиатские образовательные рынки

Этим летом большая группа студентов и преподавателей отделения востоковедения факультета философии ВШЭ отправится в Китай и Японию для занятий в летних школах. Об уникальных программах школ рассказывает заведующий отделением Алексей Маслов.

— Алексей Александрович, насколько я знаю, это будет самая крупная школа по востоковедению в России?

— Не только в России, но и в Европе: в ней будут участвовать более 140 человек из Вышки. Только в Шанхайский университет мы одновременно отправляем 80 человек, которые в течение месяца будут интенсивно изучать китайский язык и прослушают курс лекций по истории и культуре Китая.

Почти год мы согласовывали и логистику, и программы школ. Опыт показывает, что обычно летние школы воспринимаются студентами и организаторами как отдых или развлечение. Принимающие вузы не заинтересованы серьезно загружать студентов, чтобы не разочаровывать их большим объемом работы после академического года. Мы же решили организовать школу так, как это делают лучшие западные университеты, поэтому отправляем вместе со студентами своих преподавателей, которые будут контролировать посещаемость занятий. Более того, активность студентов будет учитываться во время зачета по летней школе.

Мы уже согласовали с китайской стороной содержание совместных тестов. Раньше тестирование по итогам летних школ не являлось обязательным, а в этом году сдача тестов будет обязательной. Мы также впервые внедряем проверку остаточных знаний: на материале тестов, которые студенты сдадут в Китае и в Японии, они снова будут проходить тестирование осенью в Москве. Если результаты совпадут, то студенты смогут рассчитывать на позитивную отметку за курс китайского языка (минимальная оценка — 8 баллов).

— А что собой представляет согласование тестирования?     

— Это сложный процесс, и нам впервые удалось создать совмещенную систему тестирования. Основная проблема заключается в том, что подходы к языковой подготовке в России и Китае сильно отличаются друг от друга. В Китае ежегодно обучаются более 7 тысяч российских стажеров по годовой программе, и я могу с сожалением констатировать, что эта подготовка далеко не всегда эффективна. С одной стороны, человек находится в языковой среде, а с другой стороны, система контроля полученных знаний не отработана. Это приводит к тому, что и знания не повышаются, и дисциплина обучения снижается. У нас были случаи, когда студенты возвращались со стажировки в состоянии десоциализации, то есть им было сложно вернуться к нашим нормам дисциплины обучения, они переставали посещать занятия, замыкались, нарушался обычный ритм общения с внешним миром. Особенности стажировки в Китае и некоторых арабских государствах заключаются в полной «свободе» для студента и отсутствии серьезных требований. Это приводит к тому, что ребята прекращают заниматься, их общение происходит в основном на улице, а лексикон сводится к самым обиходным выражениям. Поэтому контроль за качеством знаний стал для нас ключевым вопросом при подготовке летних школ.

Сейчас 120 университетов России отправляют своих студентов на обучение в Китай, и мы очень рассчитываем на то, что наш опыт будет учтен и принят другими вузами страны.

— Что, кроме языка, будут изучать студенты?

— Мы начинаем проводить летние школы по азиатским исследованиям в целом — не только языковым, но и тематическим. Это эксперимент, и первую такую школу мы проведем в Макао с Университетом святого Иосифа, основанным в Китае в XVII веке, когда португальцы начали обустраиваться в Макао. Этот элитный университет выдает своим выпускникам два диплома — Макао и Лиссабонского университета, а занятия там проводят представители западных университетов: американцы, британцы, португальцы.

В этом году мы проведем в Макао двухнедельную летнюю школу, которая включает два модуля — языковой и академический по теме влияния западных культур на азиатский мир. Наши студенты будут слушать лекции ведущих британских и американских специалистов по этой сложной, неоднозначной теме. Кстати, эта уникальная школа будет проведена исключительно для студентов ВШЭ. Мы сами ее инициировали и, выбирая между университетами Гонконга и Макао, выбрали тот вуз, который дает наиболее качественные знания именно по этому аспекту. Если все наши планы удастся реализовать, то подобные школы мы будем проводить и зимой в Восточной Азии, и летом в России. Мы уже договорились с Городским университетом Гонконга о том, что в следующем году зимние и летние школы пройдут в форме двухсторонних обменов, а в ближайшее время подпишем договор о запуске совместной магистратуры. Это будет первая российско-гонконгская магистратура с преподаванием исключительно на английском языке. Ребята буду обучаться год у нас и год в Гонконге, а затем получат два диплома сразу. На мой взгляд, это прорыв на азиатские рынки качественного востоковедческого образования не только для Вышки, но и для российского высшего образования в целом.

— Сколько групп сформировано?

— В Шанхай поедут около 80 человек, другая группа (примерно 20 человек) едет в Пекин на три недели, еще 20 студентов едут в Японию и группа из 12 студентов — в Макао. Практически все наши студенты разъезжаются на лето. Хочу отметить, что условия проживания будут замечательными: все будут размещены в двух- и одноместных номерах с кондиционером и доступом в интернет. А цены совсем невысокие, значительно ниже тех, которые студенту выставляют азиатские вузы при прямом обращении. Я полагаю, это вообще одна из самых недорогих летних школ в мире.

Что касается занятий, то они будут проходить по двум модулям: языковому и академическому. К примеру, в Шанхае студенты будут изучать историю и тенденции развития китайской культуры, в Пекине прослушают курс о современной китайской культуре, в Макао — лекции по западному влиянию на азиатский мир, а в Японии — по современному страноведению Японии.

— Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о первом наборе студентов на отделение востоковедения ВШЭ.

— Обычно к концу академического года количество студентов по понятным причинам уменьшается, а у нас — увеличивается. Я совсем не ожидал, что к нам начнут переводиться студенты других факультетов. Возможно, это связано с нашим высоким уровнем языковой подготовки: у нас самое большое количество языковых часов среди всех российских вузов (у самых престижных российских вузов это количество не превышает 16 часов, а у нас в следующем году будет — 24). Наши студенты-китаисты успешно прошли тестирование по международным стандартам HSK. Чтобы объективно оценить уровень подготовки ребят, мы специально отправили первокурсников для прохождения теста, который принимается комиссией из КНР, и это тестирование показало, что к концу первого года обучения наши студенты находятся на том уровне, которого студенты специализированных вузов достигают к окончанию второго курса — мы используем интенсивные методики преподавания.

Недавно мы получили предложения из филиалов Вышки открыть направление востоковедение в Нижнем Новгороде, Перми и Санкт-Петербурге. Но востоковедение — это не только изучение языка, это комплексный пакет знаний, который мы должны предоставить. Пока эти заявки — на стадии обсуждения.

Наши образовательные программы интенсивнее, чем в других вузах, и более 85% курсов являются профильными. Мы читаем курсы по таким дисциплинам, которые в совокупном виде вы не встретите в других вузах, например, этнопсихология Востока или методика проведения переговоров в странах Азии. Мы не готовим «классических» политологов или экономистов, но наши специалисты, обладая глубокими и разносторонними знаниями в области восточных религий и традиций, специфики менталитета, особенностей исторического развития государств этого региона, смогут осуществлять проекты значительно профессиональнее, чем многие «классические» экономисты. Наши выпускники будут знать налоговое законодательство, кодексы, методику ведения переговоров и выстраивания деловых отношений с местным населением.

На Востоке межличностные договоренности превыше законов. Поэтому мы учим наших студентов даже тому, как правильно вручить визитную карточку или в какой позе надо сидеть на переговорах. Наши студенты должны за годы обучения перестроить свое сознание и «внедриться» в восточную культуру. Именно этим подготовка востоковедов отличается от образования политологов и экономистов, которые чаще всего осваивают западные точки зрения на восточные государства.

Ну и небольшой сюрприз в конце: в 2011/12 гг. мы открываем новую специализацию — корееведение, которое будет преподаваться с участием крупнейших корейских университетов, в том числе Сеульского Национального университета. Мы впервые совместно с Корейским фондом внедряем методику e-lectures — лекций, которые читаются в он-лайновом режиме ведущими корейскими профессорами для наших студентов.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Вышка договорилась о более тесном сотрудничестве с ведущими университетами Китая

Делегация НИУ ВШЭ совершила рабочий визит в КНР, посетив ведущие университеты страны в городах Ханчжоу, Нанкин и Шанхай. В Китай отправились представители нескольких подразделений Вышки: Международного института экономики и финансов, факультета компьютерных наук, факультета географии и геоинформационных технологий, Института образования и Управления международного партнерства НИУ ВШЭ. В каждом из вузов обсуждения касались расширения взаимодействия по уже имеющимся направлениям сотрудничества, а также поиска и создания новых инициатив и проектов.

Вышка и Пекинский институт математических наук и приложений подписали соглашение о сотрудничестве

Высшая школа экономики совместно с китайскими партнерами будут реализовывать научный проект «Геометрия и физика», победивший в проведенном ВШЭ конкурсе «Международное академическое сотрудничество». От НИУ ВШЭ действует Международная лаборатория зеркальной симметрии и автоморфных форм. Пекинский институт математических наук и приложений (BIMSA) представлен группой известных математиков, включая обладателей Филдсовской премии.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.

В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям

1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.

«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»

С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.

Нескучная учеба: зачем Вышка проводит летние школы для старшеклассников

Каждое лето НИУ ВШЭ устраивает множество летних школ для учеников 6–11-х классов. Участники получают возможность не только познакомиться с университетом и окунуться в академическую атмосферу, но и расширить кругозор, выйти за рамки школьных знаний и навыков, завести новые знакомства. Большую часть летних школ Вышки организует факультет довузовской подготовки (ФДП).