• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В российских вузах и ссузах будут готовить волонтеров по программам Вышки

В российских вузах и ссузах будут готовить волонтеров по программам Вышки

© Высшая школа экономики

В российских высших и среднее-специальных учебных заведениях в этом году начнется преподавание по разработанным в НИУ ВШЭ образовательным программам по организации работы волонтеров и взаимодействию с социально-ориентированными НКО.

Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ совместно с Ассоциацией волонтерских центров разработал программу дополнительного профессионального образования и программу дисциплин по организации работы волонтеров и взаимодействию с социально ориентированными НКО. Работа выполнена по инициативе Минобрнауки России в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации Владимира Путина. Об этом сообщила заместитель министра науки РФ Елена Дружинина, направив соответствующее письмо в университеты.

Программы предназначены для студентов, а также государственных и муниципальных служащих, сотрудников бюджетных учреждений и организаторов волонтерской деятельности. Они прошли апробацию в 24 российских вузах и ссузах. С нынешнего учебного года программы будут широко реализовываться в российской системе профессионального образования.

Речь идет о двух программах: по дисциплине «Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями» (36 часов, предназначена для студентов бакалавриата и магистратуры) и программа дополнительного образования «Содействие развитию добровольчества (волонтерства) и взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями» (114 часов, разработана для повышения квалификации).

Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ планирует в ближайшее время подготовить учебник для студентов и учебно-методический комплект для преподавателей, а также продолжить образовательную работу в стенах Вышки, где студенты уже не понаслышке, знают, что такое волонтерство.

Ирина Мерсиянова, руководитель коллектива разработчиков программ, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Ирина Мерсиянова, руководитель коллектива разработчиков программ, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Появление такого рода программ и их внедрение в образовательный процесс – это уникальная возможность подойти к развитию навыков волонтерства с учетом его внутреннего многообразия, уже сложившегося в нашей стране. Социальное, экологическое, спортивное, культурное, событийное, медицинское, музейное волонтерство, медиаволонтерство, волонтерство в чрезвычайных ситуациях и даже научное волонтерство (уже и такое развивается!) – все это требует специальных навыков и компетенций, ведь волонтерство – это самый настоящий труд, а не досуг, как многие думают. Кроме того, такое образование позволит эффективнее мотивировать волонтеров, и в конечном итоге польза от такой деятельности, как на микроуровне (для благополучателей), так и на макроуровне – для муниципалитетов, регионов и страны в целом – будет еще более ощутима.

Лев Якобсон, вице-президент НИУ ВШЭ, научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Лев Якобсон, вице-президент НИУ ВШЭ, научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Поручение разработать учебные курсы и модули дисциплин, посвященных волонтерству и социально ориентированным НКО, – одно из тех, которые были даны Президентом Правительству по итогам заседания Госсовета, которым завершилось проведение Года добровольца (волонтера). Как участник заседания и его подготовки скажу, что практически все эти поручения стали ответами на предложения сообщества НКО и волонтеров. В последние годы в сообщество стало приходить все больше новых людей, поэтому сильнее стала ощущаться необходимость дополнять энтузиазм знаниями и навыками. Причем знаниями практикоориентированными и при этом разнообразными, полезными для тех, кто занят столь разными видами деятельности, как, например, забота о пожилых и просветительство, содействие медицинской помощи и экологический активизм, поиск пропавших людей и культурные инициативы. В то же время курсы и модули должны быть компактными, ведь образовательные программы, что называется, не резиновые. Общая беда нынешнего года побудила многие тысячи молодых людей стать волонтерами. Получается, что задача, поставленная около двух лет назад, стала еще актуальнее. Не мне оценивать, как коллеги по Центру исследований гражданского общества справились с этой задачей. Однако надеюсь, что программы окажутся широко востребованными и принесут реальную пользу.