• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Музей как медиа и пространство инклюзии: ГМИИ им. А.С. Пушкина и Вышка запускают летнюю школу

Музей как медиа и пространство инклюзии: ГМИИ им. А.С. Пушкина и Вышка запускают летнюю школу

© Pushkinmuseum.art

Ее главной темой станет цифровая доступность учреждений культуры. До 31 мая Пушкинский музей проводил отбор участников школы: сотрудников инклюзивных и образовательных проектов, арт-терапевтов, экскурсоводов, а также ведущих творческих студий и кружков. Сами занятия пройдут с 1 по 10 июля в онлайн-формате. Часть из них будут вести преподаватели Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ.

Студентами летней школы ГМИИ имени А.С. Пушкина и Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ станут 20 человек из российских регионов — музейные работники, которые развивают доступную среду в учреждениях культуры, а также взаимодействуют с посетителями. Их ждут лекции, дискуссии, онлайн-экскурсии и мастер-классы от экспертов в области инклюзии и использования цифровых инструментов.

Программа по обмену опытом «Летняя школа инклюзивных практик» проходит в ГМИИ с 2018 года.

Кроме теоретических занятий, участники школы также попадут на практические по работе с детьми и взрослыми с особенностями развития, инвалидностью по зрению и слуху. Спикерами школы будут сотрудники Пушкинского музея, представители благотворительного фонда «Абсолют-помощь», профессионалы музейного сообщества, а также преподаватели Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ.

«Музей и его цифровая среда поддерживают культуру постоянного обучения и мышления, ориентированную на рост, развитие, сотрудничество, взаимодействие друг с другом, модерирование опыта и соучастия, — говорит об актуальности проекта директор Центра цифровых культур и медиаграмотности Анна Качкаева. — Музеи активно превращаются из эксклюзивных мест в инклюзивные, из мест образования в места обучения. Они все больше становятся медиа, понимая, что пользователи цифровых историй и расширений в любой момент могут перерасти в офлайн посетителей, а коммуникация "многие ко многим" уже привычная часть цифровой жизни».

Профессор уверена, что после 2020 года, с его глобальным скачком из физического пространства в цифровое, сотрудникам региональных музеев будет важно и интересно подискутировать об идеи «музея как медиа» с профессионалами и обсудить, как ассистивные технологии влияют на «цифровую доступность». Преподаватели Центра цифровых культур и медиаграмотности Вышки будут рассказывать студентам школы о цифровых проектах, о сути «цифрового музея», обсуждать с ними создание доступных цифровых проектов с синхронным переводом на русский жестовый язык и т.д. При этом публичная часть программы будет открытой для всех желающих.

Цифровой музей — это в каком-то смысле площадка поиска гибридных практик онлайна-офлана и новой инклюзии

Профессор добавляет, что Вышка давно сотрудничает с учреждениями культуры. Так в 2016 году на магистерской программе «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» был запущен экспериментальный курс «Музеи в цифровой среде». Несколько лет назад ГМИИ имени А.С. Пушкина, а также несколько ведущих музеев страны, стали партнерами «Музейного профиля» магистерской программы департамента медиа «Трансмедийное производство в цифровых индустриях». С 2018 года при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина профиль готовит трансмедийных продюсеров в сфере культуры и музейного дела.

Анна Качкаева, профессор, директор Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ

Анна Качкаева, профессор, директор Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ

Первым реализованным проектом студентов экспериментального курса стал проект для музея Л.Н. Толстого «Приложения к музею. Студенты — Толстому», первым знаковым — дипломный проект сайт-спутник «Музеи по соседству» четырех малых музее Третьяковки, включенный в число цифровых ресурсов галереи. В мае 2021 защищается «цифровой проект» для нового музея Сергея и Павла Третьяковых, который откроется летом в Москве.

Сотрудники Политехнического, Пушкинского, Третьяковки, Еврейского, Музея Москвы и других музеев сегодня преподают у наших будущих «цифровых продюсеров». За пять лет представители более 30 музеев побывали на осенних роуд-шоу программы, когда студенческие команды выбирают партнера и создают цифровые музейные проекты. Музейщики участвуют в наших конференциях, выступают рецензентами магистерских проектов, участвуют в рабочих группах и жюри конкурса «Пространство соучастия». Ну а мы — когда музейщики зовут на свои площадки — идем к ним.

Надеюсь, что совместный образовательный проект музея и Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ станет полезным для всех его участников.