Дипломные работы выпускниц факультета социальных наук стали лучшими в конкурсе ВЦИОМ
Всероссийский центр изучения общественного мнения подвел итоги конкурса «Дипломник года — 2021». В нем участвовали выпускники из 21 вуза 15 городов России — молодые социологи, а также представители смежных профессий (политологи, историки, экономисты и т.д.). Лучшими стали выпускницы Вышки Ирина Стрижак и Татьяна Ларкина. Кроме того, премии им. В.Петухова удостоился доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации ВШЭ Олег Оберемко. Он выиграл в категории «Лучший научный руководитель-2021».
В этом году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проводил конкурс «Дипломник года» в девятый раз. Его участниками стали 75 выпускников выпускников из 21 вуза 15 городов России. Победителей жюри конкурса выбирало в двух категорий: бакалавры и магистры.
«Дипломник года» — это проект ВЦИОМ, задача которого поддержать молодых специалистов. В конкурсе могут участвовать не только выпускники, окончившие социологические специальности, но также представители смежных областей науки — политологи, экономисты, историки, антропологи, демографы, которые используют в своих исследованиях социологические данные. Победители проекта получают не только денежные премии, но и возможность пройти стажировки в одном из департаментов Всероссийского центра изучения общественного мнения.
Ирина Стрижак, выпускница образовательной программы «Социология», победила в конкурсе со своей выпускной квалификационной работой на тему «Детерминанты нормативных оценок межпоколенческого семейного долга: экспериментальный подход». По ее словам, предпосылкой к проведению исследования стало осознание того, что в современном обществе с институтом семьи и традиционными семейными ценностями происходят значительные трансформации.
«Одной из ключевых причин этого является все большая ориентация общества на индивидуализацию — стремление к личной свободе и независимости, нацеленности на собственные достижения, — считает выпускница. — В связи с этим появляются разногласия между индивидуалистическими установками, диктуемыми экономическим и социальным порядком, и моральным долгом перед родителями, все еще превалирующим в общественном сознании. Это делает исследование представлений о семейном долге актуальным и заставляет взглянуть на межпоколенческие отношения по-новому».
Вместе со своим научным руководителем, доцентом факультета социальных наук, кандидатом социологических наук Андреем Быковым, Ирина занялась выявлением факторов, влияющих на нормативные оценки обязательств, которые имеют дети перед родителями.
«Истории, которые оценивали респонденты, рассказывали, как много финансовых ресурсов родители вкладывали в ребенка, оказывали ли ему эмоциональную поддержку и проводили ли с ним время. Предполагалось, что долг перед родителями формируется в зависимости от взаимности обмена, как возмещение предыдущих инвестиций (спойлер: эта гипотеза подтвердилась)», — рассказывает о работе Ирина.
Выпускница добавляет, что победа в конкурсе стала приятным событием, в особенности приятно получить возможность пройти стажировку в крупной и влиятельной исследовательской организации. Однако воспользоваться этим предложением девушка не сможет, так как уже работает в компании, занимающейся маркетинговыми исследованиями. «В ближайшем будущем я хочу продолжить развиваться в этой области, — делится Ирина. — Пока решила взять gap year, чтобы немного отдохнуть от учебной нагрузки и определиться со своими дальнейшими планами. Не исключаю, что в следующем году выберу для себя одну из интересных магистерских программ в Вышке».
Среди магистров лучшим автором ВКР стала Татьяна Ларкина, окончившая МП «Комплексный социальный анализ». Она посвятила свою магистерскую диссертацию теме «Условия депрофессионализации педагогических работников школы в современной России», ее научным руководителем был профессор факультета социальных наук, доктор социологических наук Роман Абрамов.
«Учителя, некогда носившие звание народных просветителей, сейчас представлены исполнителями образовательных услуг в дискурсе нормативно-правовых актов российского государства и в российском публичном пространстве. Их профессиональный статус характеризуется и социальными учеными, и участниками соцопросов как низкий, хотя они выполняют работу высокой социальной значимости, — говорит об актуальности работы Татьяна. — Вот это расхождение между социальной ценностью учительского труда и низким профессиональным положением педагогов вызывает исследовательский интерес к проблематике учительской профессии и объясняет актуальность текущего исследования».
Учительская профессия тесно связана с множеством других социальных институтов: органами государственной власти и местного самоуправления, семьей, учреждениями среднего и высшего профессионального образования
Поэтому у дипломной работы Татьяны есть еще одна важная задача. «Исследование полномочий и профессиональной автономии педагогических работников школы может рассказать о том, как распределяются образовательные, воспитательные, организационные права и обязанности между различными социальными акторами и институтами, как организуется и изменяется баланс политических сил между ними», — отмечает девушка.
Еще одной победой Высшей школы экономики стало присуждение премии им. В.Петухова доценту кафедры методов сбора и анализа социологической информации Олегу Оберемко. Он получил награду в номинации «Лучший научный руководитель-2021». Под его руководство ВКР на тему «Опыт применения вопросника Pew Research по измерению эмоционального фона для сегментации российского электората» написала выпускница Ольга Марчукова. Жюри конкурса признали исследование лучшей работой, в которой в качестве основной или вспомогательной эмпирической базы использованы данные открытых проектов ВЦИОМ.