• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Москве начала работу XII Международная российская конференция исследователей высшего образования

В Москве начала работу XII Международная российская конференция исследователей высшего образования

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Тема конференции этого года — «Университеты в поисках качества: внешние оценки, внутренние цели и научно-образовательные результаты», ее организаторы — Ассоциация исследователей образования и Высшая школа экономики. Конференция проводится в гибридном формате: часть сессий организованы очно в Москве, часть онлайн.

Открытие конференции состоялось в большом зале Центра культур ВШЭ на Покровском бульваре. С приветственным словом к ее участникам обратился ректор ВШЭ Никита Анисимов.

Он напомнил, что конференция проводится в двенадцатый раз и все эти годы служит инструментом развития исследований высшего образования в нашей стране. За это время появились новые центры, которые проводят такие исследования самостоятельно и в партнерстве с Институтом образования ВШЭ. Так что обмен мнениями, обсуждение логики и трендов развития высшего образования в рамках конференции очень важны для широкого круга коллег.

Никита Анисимов
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Каждый год конференция посвящена основной теме, которая является наиболее актуальной в текущий момент времени, рассказал Никита Анисимов. В прошлом году обсуждалась пандемия и ситуация полной неопределенности в системе высшего образования, сейчас будут обсуждаться пути повышения качества научно-образовательных результатов.

«Это особенно важно, потому что в России по итогам конкурса программы «Приоритет 2030» определилась новая когорта университетов, стремящихся к академическому лидерству, и мы в ходе дискуссий должны прийти к выводу, какие могут быть направления совместной академической деятельности университетов, выбранных для участия в этой программе», — отметил ректор ВШЭ. Он также рассказал, что вчера в Аналитическом центре при Правительства РФ обсуждались возможные модели развития высшего образования на Дальнем Востоке, и предложил Институту образования ВШЭ организовать по этой теме серьезную исследовательскую работу, результаты которой можно было бы представить руководству страны.

«Все наши обсуждения в рамках конференции — это движение вперед. Вчера в рамках опубликованного рейтинга Times Higher Education ВШЭ снова продвинулась и уже близка к первой сотне университетов по образовательной тематике, по исследованиям в области образования. Очень важно, что многие российские университеты тоже демонстрируют движение вперед в этой области», — подчеркнул Никита Анисимов и пожелал присутствующим в зале и сотням участников, которые смотрят конференцию онлайн, успешной и плодотворной работы.

На первой конференции — несколько городов, сейчас — десятки

Проректор ВШЭ, директор Института институциональных исследований Мария Юдкевич рассказала, что при планировании конференции встал вопрос, как ее проводить — онлайн или офлайн. Возникали опасения, что заявок будет меньше, чем обычно, ведь все устали от конференций онлайн. В результате был выбран гибридный формат, и поступило так много заявок, что организаторы пожалели, что конференция была рассчитана лишь на два с половиной рабочих дня. Если на первой конференции было представлено лишь несколько российских городов, то сейчас — десятки, и из каждого города — по несколько университетов.

Мария Юдкевич
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

«На сессиях вы встретите очень много людей из разных городов и регионов России, и в этом мы видим одну из миссий нашей конференции — создавать связи, чтобы больше исследователей высшего образования по стране были интегрированы в единую сеть и в сеть международную. Мне кажется, что в этом году нам удалось сделать программу, которая этому способствует»,— отметила Мария Юдкевич.

Она подчеркнула, что в программе представлено большое количество молодых исследователей. На конференции обычно не устраивают отдельные молодежные сессии, но качество докладов аспирантов и начинающих исследователей является очень высоким и наравне конкурирует с остальными работами. Мария Юдкевич отдельно упомянула одно из мероприятий конференции — Симпозиум имени Дмитрия Семенова, много сделавшего для развития исследований высшего образования в России. На этом симпозиуме молодые коллеги смогут получить фидбэк на свои работы от исследователей образования по всему миру.

«Мы сегодня обсуждаем очень интересные темы, и, надеюсь, конференция, как и предыдущие конференции, станет местом рождения новых проектов, договоренностей, замыслов, — отметила проректор ВШЭ. — Желаю всем нам удачи и удовольствия от этих трех дней настоящего живого общения, по которому мы соскучились».

«Подлежит уничтожению в виде публичного разрушения»

Научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин на открытии конференции рассказал о первом аналитическом докладе о развитии высшего образования в России, сделанном около 200 лет назад. Его автор — Михаил Леонтьевич Магницкий, член Главного правления училищ при Министерстве духовных дел и народного просвещения Российской империи, отправленный министром в Казанский университет (который сейчас, напомнил Исак Фрумин, по рейтингу Times Higher Education занимает первое место в области исследований образования в России).

Исак Фрумин
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Магницкий, приехав в университет, провел аналитическую работу: встретился со студентами, осмотрел библиотеку и т.д., после чего написал, что университет не только не приносит пользы, которую можно было от него ожидать, но даже причиняет общественный вред «противным религии духом деизма и злоупотреблением обширными правами своими». Был сделан вывод, что Казанский университет «по непреложной справедливости и по всей строгости прав подлежит уничтожению», причем «в виде публичного разрушения».

Впрочем, университет все-таки был сохранен по решению императора, и, подчеркнул Исак Фрумин, если бы рекомендации «эксперта» были реализованы, мировая наука лишилась бы Николая Лобачевского, который в тот период начинал работать в Казанском университете на должности младшего профессора. Этот пример показывает, добавил он, что аналитика и экспертиза в сфере высшего образования должны вестись полно, достоверно, доказательно и по возможности без вмешательства императора, исправляющего ошибки экспертов. «Надеюсь, что наша конференция послужит развитию аналитики и доказательности в образовательной политике», — сказал он.

«Усилия исследователей — это не бантик, не вишенка на торте»

В первый день конференции состоялась презентация доклада «Качество образования в пандемию», в которой принял участие заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев. Он подчеркнул, что с первых дней пандемии министерство анализирует ее уроки для высшей школы. Кризис, по его мнению, носит одновременно разрушающий и творческий характер и будущее университетов должно определяться только в единстве с теми, кто в них работает.

«Усилия исследователей — это не бантик, не вишенка на торте, а ядро тех изменений, которые мы хотим реализовать вместе на основании общего движения вузовской общественности», — подчеркнул заместитель министра.

По его мнению, качеством образования можно считать все то, что приобретает студент, находясь определенное количество лет в системе усилий очень разных стейкхолдеров, которых объединяет университет. Речь идет о добавленной ценности, полученной от момента входа в систему до выхода из нее. Может быть много ответов на вопрос о том, как и в каких единицах ее измерить, и их должны давать исследователи. При этом важно понимать, что требования к системе высшего образования и ожидания от нее изменились – «мы должны поставлять индивидуализированный продукт по цене массового, организуя индивидуальные траектории в условиях нормативного финансирования стандартизированного образовательного процесса».

Дмитрий Афанасьев
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Говоря о составляющих качества образования, Дмитрий Афанасьев воспользовался метафорой «одного очень мудрого человека, проректора». Суть ее в том, что не нужно убеждать огурец стать соленым, вместо этого его следует поместить в банку с рассолом. Таким образом, все, что мы обсуждаем, — это качество рассола, состоящего из технологий, образовательных ресурсов, компетенций преподавателей, организации образовательного процесса и так далее. Если рассол правильный, все эти компоненты должны способствовать тому, чтобы огурец хорошо просолился.

Особенность ситуации, пояснил замминистра, состоит в том, что «наш огурец сопротивляется, у него есть свои представления о том, что такое вкусный и по-настоящему соленый огурец». В этом смысле субъективная сторона очень важна, и изучение восприятия образовательного процесса его участниками так же необходимо, как исследование способов организации, методик и прочего. Особую роль в этой конфигурации играет банка, в которой находится рассол, — институциональная рамка, то есть новые образовательные стандарты, новая система аккредитации, нормативное финансирование, компетенции преподавателей, новые преподавательские роли и функции. За эту «банку» отвечает Минобрнауки России, и здесь для него важны результаты исследований и консолидированное мнение вузовской общественности.

«Вопрос о том, с чем мы должны выйти из сегодняшнего кризиса, имеет принципиальное значение, потому что этот кризис задает траекторию развития системы высшего образования. Мы должны проанализировать ситуацию и определить, что будет с нами в ближайшие десятилетия и, может быть, в более короткий период. Мы ждем результатов конференции и надеемся на дальнейшее сотрудничество», — заявил Дмитрий Афанасьев.

Наука в университетах: восстановление равновесия

Еще одним мероприятием первого дня конференции стала презентация книги «Университеты в России: как это работает» научного руководителя ВШЭ Ярослава Кузьминова и проректора ВШЭ Марии Юдкевич.

В ходе дискуссии Ярослав Кузьминов заострил тему развития университетской науки. По его мнению, разделение науки и университетов в России произошло в основном в 1930-е годы и было связано с тем, что советская власть, изведя половину интеллигенции — своих классовых врагов — и одновременно проводя достаточно серьезную структурную перестройку экономики, нуждалась в очень быстром заполнении ниши образованного класса. Сложность решения этой задачи заключалась в том, что в вузы приходили люди с не очень хорошим базовым уровнем образования, и преподавателям приходилось сосредотачиваться на базовых элементах профессионального обучения.

В этой ситуации, подчеркнул Ярослав Кузьминов, был уместен не научный поиск или же подготовка инноваторов, а обучение нормальных уверенных профессионалов, востребованных в промышленности, сельском хозяйстве и других секторах. Именно поэтому в тот период в России «генетически возникли три науки» — академическая, отраслевая и университетская, причем последняя находилась в более слабом положении с точки зрения постановки задач, финансирования и так далее. Преподавателям вузов было не до занятий наукой еще и по причине большой горловой нагрузки — в 2–3 раза выше, чем у западных профессоров.

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Начиная с 1990-х годов практически полностью распалась отраслевая наука, рассказал Ярослав Кузьминов, а это была большая часть исследователей в России и в СССР. Дефицит был слабо восполнен, и больше всего «провалились» технические и технологические специальности в высшем образовании. Лишь в последнее десятилетие крупные корпорации стали формировать зачаточные элементы той исследовательской аналитической инфраструктуры, которой раньше располагали советские отрасли. Одновременно возник тренд на формирование группы исследовательских университетов.

«Мы только что отобрали порядка 100 вузов для участия в программе «Приоритет 2030», из них порядка 50 — на специальный исследовательский трек, — рассказал научный руководитель ВШЭ. — Я присутствовал на очень многих защитах в качестве члена совета программы и вспоминал, как еще пять лет назад все повторяли как истину, данную нам в ощущениях, что у нас в лучшем случае 15 исследовательских университетов с амбициями и готовностью представлять себя на глобальной арене. Скачок с 15 до 50 имеет колоссальное значение для университетского сообщества».

Ярослав Кузьминов уточнил, что 100 университетов, участвующих в программе, — это более половины всех студентов страны, а 50 — это больше трети, речь идет о самых крупных вузах. Таким образом, университетский сектор становится по крайней мере равноправным с академическим и корпоративным, и это, по его мнению, «очень серьезный шаг к восстановлению нормального академического равновесия в нашей стране».

XII Международная российская конференция исследователей высшего образования продлится до 16 октября. Для участия зарегистрировались более 500 человек. В программе конференции — круглые столы, сессии и симпозиумы. С пленарными докладами онлайн выступят наиболее цитируемые международные ученые в сфере высшего образования Йерун ван Мериенбур, Педро Нуно Тейшейра и Бьорн Стенсакер. 16 октября состоится сессия «У каждого свои Приоритеты: итоги отбора университетов в программу стратегического академического лидерства», посвященная программе «Приоритет 2030».