• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На сегодняшний день массовые представления об успешной карьере связаны с ИТ, математикой и здравоохранением

На сегодняшний день массовые представления об успешной карьере связаны с ИТ, математикой и здравоохранением

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Высшая школа экономики представляет результаты второй части Мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2021 году — «Укрупненные предметные группы (направления и специальности)». Руководителем исследования выступил научный руководитель НИУ ВШЭ, руководитель направления Института образования НИУ ВШЭ к.э.н. Ярослав Кузьминов.

В 2021 году государственное задание (то есть число бюджетных мест) в вузах увеличилось на целых 9%. Это наиболее значимый прирост за последние годы. Авторы исследования посмотрели, как распределилось это увеличение между укрупненными группами направлений и специальностей. Выяснилось, что, во-первых, его получили направления, связанные с кадровым обеспечением цифровой трансформации российской экономики. На 5 тысяч мест (на 17%) расширился бюджетный прием на «Информатику и вычислительную технику»; на 1,4 тысячи мест (на 13%) — на «Математику»; почти на 1000 мест (+9%) — на «Электронную технику, радиотехнику и связь»; больше, чем на 1000 мест (+17%), — на «Информационную безопасность». На 11% выросло число бюджетных мест на «Приборостроении и оптотехнике».

Во-вторых, 4,1 и 4,7 тысячи дополнительных бюджетных мест получили крупнейшие направления, пользующиеся неизменным спросом на региональных рынках труда, — «Здравоохранение» и «Педагогическое образование» (рост на 15 и 17% соответственно). Почти на 1000 мест расширился прием на «Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование» (+16%), на 624 места — на «Профессиональное обучение» (рост на рекордные 41%). По этой же логике добавились бюджетные места в УГН «Строительство» (1,3 тысячи, рост на 9%); «Сельское и рыбное хозяйство» (900, рост на 5%); «Химическая и биотехнологии» (866 мест, +11%).

Как сказалось увеличение бюджетного приема на его качестве и на платном приеме?

При прочих равных условиях расширение бюджетных мест ведет к определенному снижению как среднего балла принятых (растет доступность бесплатного обучения), так и размеров платного приема на соответствующее направление (абитуриенты могут поступить не на платные, а на бюджетные места). Так, по направлению «Электронная техника, радиотехника и связь» наблюдается снижение общего балла ЕГЭ на 0,9 и падение платного приема на 35%. При этом рост бюджетного приема перекрывает падение платного в пять раз. Выделяется группа «Химическая и биотехнологии» с существенным падением качества приема (минус 2 балла), которое сопровождалось снижением численности платного приема на 24%. Прирост новых бюджетных мест оказался в три раза больше, чем сокращение платных.

На ряд укрупненных групп направлений платный прием упал (больше абитуриентов смогли поступить на бюджетные места), однако им удалось сохранить прошлогоднее качество приема. Это «Педагогическое образование»: минус 16% платных студентов, увеличение бюджетного приема на 17%. По группе «Химия» отмечается падение платного приема на 10%, которое было целиком скомпенсировано приростом бюджетных мест.

Такие группы характеризуются определенной ограниченностью круга абитуриентов, то есть новость о появлении новых бюджетных мест не побуждает абитуриентов, ориентированных на другие направления, менять свое решение и поступать именно на это. При этом по педагогам и химикам наблюдается рост качества «своих» абитуриентов.

Другая группа — профессии с растущей репутацией, которые привлекают расширяющийся круг абитуриентов. Новые бюджетные места по таким УГН привлекают в том числе сильных абитуриентов с других направлений. В 2021 году это медицинские направления и цифровые технологии.

Значительный рост качества приема показала одна из крупнейших УГН «Информатика и вычислительная техника». Падение платного приема на 11% по ней более чем в три раза перекрывается ростом набора на бюджет. Аналогичная картина по «Математике».

В одной из крупнейших УГН «Здравоохранение» при росте бюджетных мест качество приема существенно не изменилось, платный прием тоже сохранился в прежних (больших) масштабах. На «Информационную безопасность» платный прием не изменился, а качество приема выросло на 1,1 балла.

Третья тенденция 2021 года — сохранение высокого спроса на платные места по группе социально-экономических направлений («Экономика», «Юриспруденция», «Менеджмент», «ГМУ» и другие). По ним увеличения бюджетных мест не произошло, при этом наблюдался рост зачисления на платные места (кроме «Экономики»). То есть эти направления сохранили и даже расширили группу своих абитуриентов.

Ярослав Кузьминов

Руководитель мониторинга — научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов так прокомментировал эти результаты: «Структура бюджетного приема, предлагаемая государством, отражает приоритеты экономического развития России, в частности опережающее развитие информационных технологий, высокотехнологичных отраслей и региональных экономических систем. Она не на 100% совпадает с предпочтениями части абитуриентов и их родителей, которые традиционно во многом отражают вчерашний день рынка труда. Это расхождение семьи компенсируют частично своими сбережениями, а частично — льготным банковским кредитом, который, кстати, поддерживает государство.

Другими словами, абитуриенты должны убедиться, что «карьера профессионала» (на которую ориентированы инженерные и частично естественно-научные направления) обеспечивает не худшее трудоустройство и высокий стабильный доход по сравнению с «триадой» (ЭМЮ — «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция»). На сегодняшний день массовые представления об успешной карьере профессионала однозначно связаны со «Здравоохранением», «Информационными технологиями» и «Математикой». Другим направлениям еще предстоит утвердить себя в таком качестве.

Есть ли рациональное зерно в медленной адаптации абитуриентов к новой структуре экономики? Да, есть. Технологические направления высшего образования привязывают выпускника к гораздо более узкому сектору рынка труда, чем социально-экономические. В экономике региона это может быть всего несколько предприятий и организаций. В противоположность этому экономист или юрист (или айтишник) встречает на порядок больше вакансий. Риск оказаться привязанным к нескольким предприятиям, которые к тому же могут оказаться в сложном экономическом положении, или необходимость переезжать в другой регион, или необходимость получать новую квалификацию — это реальный риск, и нормально, что абитуриенты его видят.

При этом они часто не видят целого букета других рисков: а) связанного с низким качеством профессионального образования по социально-экономическим направлениям (свидетельством этого риска является отсутствие государственного задания у 2/3 вузов, предлагающих сегодня соответствующие программы); б) переполненности рынка труда специалистами с соответствующими дипломами. Все это резко снижает возможности успешной карьеры для «триады» и других социально-экономических дисциплин.

Кроме перечисленных рисков, в) экономисты, юристы, менеджеры и другие работники функциональных подразделений оказываются первыми жертвами внедрения цифровых технологий. Искусственный интеллект и цифровые системы предприятий вытесняют значительную часть работников рутинного умственного труда».

Совокупный размер приема

В 2021 году самыми крупными направлениями оставались «Здравоохранение» (52 477), «Информатика и вычислительная техника» (44 377), «Педагогическое образование» (39 134), «Юриспруденция» (35 191) и «Экономика» (32 353).

Значительное увеличение контрольных цифр бюджетного приема на «Здравоохранение», «Информатику» и «Педагогику» (на 4–5 тысяч мест за один год) отразилось в определенном снижении платного набора. В итоге эти направления все равно прибавили по 3–3,3 тысячи студентов.

«Юриспруденция» выросла на 2,4 тысячи студентов исключительно за счет платного приема, а «Экономика» осталась практически неизменной, что закрепило ее последнее место среди крупнейших направлений.

Еще 9 укрупненных групп приняли от 10 до 20 тысяч студентов, в 2021 году добавилась «Информационная безопасность», увеличившая прием (исключительно за счет новых бюджетных мест) на 11%.

Наибольший рост в 2021 году кроме них показали «Строительство», «Сельское и рыбное хозяйство» и «Математика»: все они выросли больше чем на 1000 студентов; «Электронная техника, радиотехника и связь» — на 900, «Бизнес-информатика» — на 720, «Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование» — на 760 студентов. «Профессиональное обучение» прибавило 630 студентов, «Химическая и биотехнологии» и «Социология» — по 600.

Исследователи видят два основных фактора роста: увеличение контрольных цифр и рост спроса на соответствующие профессии на региональных рынках труда. В последнем случае увеличивался именно платный набор. Лидерами роста платного набора в 2021 году стали «Юриспруденция» (2317), «Психология» (почти 1000), «Государственное и муниципальное управление» (почти 700), «Бизнес-информатика» (почти 700), «Реклама и связи с общественностью», «Лингвистика и иностранные языки» (по 500) и «Социология» (почти 400).

Ярослав Кузьминов: «Надо отметить, что Минобрнауки России последние 10 лет проводило последовательную политику, направленную на ограничение образовательных программ, не обеспеченных в должной мере научно-педагогическими кадрами. В первую очередь это относится к социально-экономическим наукам, программы по которым еще недавно предлагал практически каждый вуз. Мы видим, однако, что спрос семей ведет себя более консервативно, нередко воспроизводит картину вчерашнего дня. Речь не идет о том, чтобы не уважать выбор абитуриентов и их родителей. Но государство обязано позаботиться о том, чтобы на рынке высшего образования (это доверительный рынок) все предоставляемые программы обладали достаточно высоким качеством. Если Минобрнауки не считает возможным дать половине вузов государственное задание по экономике, юриспруденции, менеджменту, ГМУ, тогда Рособрнадзору надо серьезно посмотреть на то, достаточно ли высоки по этим направлениям аккредитационные требования. Если семья принимает решение заплатить за обучение своего ребенка значимые деньги, семья ориентируется на то, что вуз имеет государственную гарантию качества в виде аккредитации соответствующей программы».

Качество приема

Наиболее значимые направления с самым большим приемом («Здравоохранение», «Информатика и вычислительная техника», «Экономика», «Педагогические науки» и «Юриспруденция») в 2021 году показывали близкие и в целом хорошие результаты по качеству — на рубеже оценок «хорошо» и «отлично». С учетом массовости этих УГН можно быть довольными такими результатами. 

При этом в зоне пятерки находились только первые — «Здравоохранение» (70 баллов ровно) и «Информатика и вычислительная техника» (72,3 балла), остальные показывали средний результат студентов на пороге пятерки: от 68 до 68,5. Это меняет сложившееся в обществе представление о выборе абитуриентов.

«ИТ», «Медицина» и «Педобразование» в 2021 году получили большое количество дополнительных бюджетных мест, а юристы серьезно увеличили платный прием. Несмотря на это качество приема почти не упало у медиков и юристов (меньше 0,5 балла), удержалось на уровне прошлого года у педагогов, а у айтишников даже выросло на 1,1 балла.

Ярослав Кузьминов: «Родители и работодатели должны знать, что отличники теперь идут в медицину и информационные технологии; экономисты и юристы — это в основном люди, учившиеся на хорошую, устойчивую четверку. Эти группы по качеству абитуриентов такие же, как будущие учителя. Рост репутации направления «Педагогическое образование» за прошедшие 10 лет — это одно из самых значительных изменений как в российском высшем образовании, так и на рынке труда».

По-прежнему очень высокое качество приема (80+) демонстрируют только две небольшие предметные группы: «Востоковедение и африканистика» и «Теория искусств». Позитивно, что начиная с 2020 года в России по-прежнему нет УГН со средним баллом ниже минимальной границы «хорошего» уровня (56+) — еще в 2019 году «Сельское и рыбное хозяйство» имело 55,8.

Платный прием на УГН

В этом году изменился состав пяти самых значимых по размерам платного приема УГН, на каждую из которых по стране поступило больше 10 тысяч платных студентов. В это число вошла «Лингвистика и иностранные языки». И, напротив, утратила место в топ-5 «Информатика и вычислительная техника» (потерявшая 1200 потенциальных платных первокурсников, которые в этом году поступили на дополнительно открытые в 2021 году бюджетные места). Аналогичные потери понесли «Здравоохранение», «Педагогическое образование» и «Математика». На удивление, совсем немного потеряла «Информационная безопасность». Напомним, все эти направления были обильно обеспечены дополнительными бюджетными местами.

Напротив, УГН социального и гуманитарного профиля, не получившие новых бюджетных мест, значительно приросли платными студентами. Больше всех — 2300 новых студентов — прибавила «Юриспруденция» (+9%), самый быстрый рост показали «Социология» (+34%), «Психология» (+32%) и «Бизнес-информатика» (+27%).

Динамика участия вузов в укрупненных предметных группах

В этом году был впервые подробно рассмотрен такой важный для понимания развития системы высшего образования параметр, как динамика участия вузов в укрупненных предметных группах. Пожалуй, главная новость 2021 года — сегодня в России исключительно высокая динамика обновления высшего образования. В среднем она составляет около 20% в год. То есть ежегодно каждый пятый вуз, реализующий программы в любой широкой предметной группе, такой как «Строительство», «Машиностроение», «Менеджмент» или «Биология», не просто объявляет новые программы, а сворачивает их в целой предметной области или, наоборот, входит в новую для себя предметную область.

Например, если по УГН «Строительство» в 2021 году прекратили набор 18 вузов (в том числе 13 входивших в «хорошую» группу качества и 5 — в «удовлетворительную»), то вновь начали набор 8 вузов. Соотношение 26 вузов, изменивших свою политику по отношению к данной УГН, и общего числа вузов, участвующих в ней (165), показывает динамику участия вузов в УГН «Строительство», и в данном случае она значимая — 16%. Если же мы рассмотрим сходную по размерам группу «Транспортные средства» (145 вузов в 2021 году), то сумма «покинувших» и «вновь пришедших» будет уже 57 (причем ушедших с рынка значительно больше). Это очень большая динамика — почти 40%. А если посмотреть на «чемпиона динамики» — УГН «Культурология», то в ней из 23 вузов 8 новых, плюс 11 вузов прекратили в 2021 году набор. Показатель динамики действительно поражает — 83%!

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Динамика участия вузов в направлениях и специальностях зависит не только от политики ректората и внутреннего научно-образовательного потенциала, но и от объективных, внешних по отношению к вузу факторов. Когда группа ученых (научный центр, лаборатория) инициирует открытие новой для вуза образовательной программы, это практически всегда требует определенной кадровой достройки: в образовательной программе появляются предметы, которые действующие коллеги не могут или не хотят преподавать. Образовательная программа высшего образования всегда (даже в профессиональной своей части) шире, чем научное направление, даже несколько научных направлений. Ни один вуз не может (не скатываясь в профанацию) вести такую программу исключительно внутренними силами. Образно говоря, кафедра (или департамент) всегда будет тематически шире научной лаборатории или института. Поэтому важным ограничительным фактором является доступность научно-педагогических кадров, действующих или потенциальных преподавателей.

В крупном городе, где много вузов, научных центров и инновационных предприятий, открывать новые образовательные направления легче, чем в средних и тем более малых населенных пунктах. В последние несколько лет, однако, кадровое ограничение начало смягчаться в результате быстрой цифровизации образования и реализации сетевых программ. В частности, благодаря возможности включить в образовательную программу курс другого вуза в форме цифровых курсов, в гибридной форме (цифровой курс вместо лекций, семинары и контроль — за местными преподавателями) или в форме удаленного преподавания видного специалиста из другого города и даже страны. В 2021 году мы еще находимся в самом начале массовой реализации вузами этих возможностей. Цифровые или удаленные курсы активно импортируют в основном лидеры отечественной высшей школы, создатели собственных цифровых курсов, не опасающиеся потерять на этом свою репутацию, — МГУ, ВШЭ, СПбГУ, ИТМО, УрФУ, Томский государственный университет, питерский Политех. Но наблюдаемый МКП в 2020–2021 годах рост динамики участия в УГН в целом по России показывает, что масштаб таких изменений гораздо шире. В данном контексте отдельно стоит упомянуть пример Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, в котором с 2019 года онлайн-курсы сторонних вузов активно включаются в образовательные программы. Среди вузов — разработчиков MOOC — ВШЭ, СПбГУ, МИСиС, УрФУ, СПбПУ и ТюмГУ. Спектр дисциплин, реализуемых в формате онлайн-курсов, весьма широк и включает в себя как гуманитарные («Основы права», «Философия», «Основы педагогической деятельности» и др.), так и ИТ-дисциплины («Базы данных»). В течение 2019/20 и 2020/21 учебных годов онлайн-курсы сторонних вузов прослушали более 800 студентов, обучающихся на 9 УГН. При этом по итогам 2021/22 учебного года Калужский государственный университет планирует довести охват MOOC сторонних вузов до 1,5 тысячи студентов и 15 УГН.

Открывшаяся возможность почти безграничного расширения рынка кадров/учебных курсов может стать через несколько лет ключевым фактором выравнивания качества высшего образования в разных субъектах Российской Федерации и даже в «обычных» городах применительно к мегаполисам.

Второй важный внешний фактор, потенциально ограничивающий структурные изменения высшего образования, — это ресурсная база профессиональных образовательных программ. Такая база может быть внутри вуза или вовне, у предприятий и организаций — партнеров, но она должна быть доступна студентам соответствующих образовательных программ. Технические (технологические) направления, медицина, естественные науки, транспорт и строительство вообще непредставимы без выполнения этого условия.

Из 67 укрупненных групп в 2021 году оказалось только 14 таких, число вузов в которых выросло. Пять предметных групп сохранили число вузов (в том числе в составе участников группы «Авиационная и ракетно-космическая техника» вообще не было никаких изменений). Еще 5 УГН потеряли по числу участников только по одному вузу. При этом, надо отметить, это часто сопровождалось значительной динамикой. Например, в УГН «Государственное и муниципальное управление» за год появилось 19 новых вузов, но 22 ушло с рынка.

Абсолютное большинство УГН — 43 — потеряли больше вузов-участников, чем приобрели. «Чемпионами» выступают здесь «Экономика» (ушло 54 вуза, пришло 37), «Менеджмент» (ушло 47, пришло 37), «Транспортные средства» (ушло 48, добавилось только 9) и «Сфера обслуживания» (ушло 39, пришло 16).