• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Четвертая Летняя школа для учителей

Дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ провела четвертую летнюю школу для учителей средних школ и методистов научно-методических центров. Рассказывают руководитель этой дирекции Тамара Протасевич и заместитель заведующего отделением программной инженерии ВШЭ Римма Ахметсафина.

— Тамара Анатольевна, в этом году на Летнюю школу приехали учителя математики, экономики, информатики, обществознания и впервые — истории. С чем это связано?

— Как я уже говорила в своем интервью для новостной службы портала, предметная специализация наших летних школ определяется, прежде всего, направлениями олимпиадных состязаний. В этом году в Перечень олимпиад школьников, ежегодно утверждаемый Министерством образования и науки РФ, вошла олимпиада НИУ ВШЭ по истории, и в связи с этим в рамках школы была организована группа для учителей истории. Как и в работе с учителями других специальностей, в случае с учителями истории наша задача — способствовать  повышению их профессиональной квалификации в работе с одаренными школьниками. Мы уверены, что учитель, обладающий необходимыми методическими знаниями и умениями в работе с детьми, может, во-первых, помочь способным школьникам в подготовке к олимпиадам (которые с каждым годом становятся все более серьезным интеллектуальным испытанием), а во-вторых, выявить и развить потенциал ребят для будущих достижений.

— Каков был состав прошедшей школы? Из каких регионов приехали учителя в этом году?

— География наших участников с каждым годом расширяется. В этом году на школе были представлены учителя из 33 регионов России: самая большая группа — 18 учителей приехали из Якутии, 9 человек приехали из  Белгородской области, из Красноярского края — 8, из Мурманска – 7 человек, также были слушатели из Татарстана, Южной Осетии, Ханты-Мансийска, Чувашии и Киргизии. Всего в школе приняло участие 177 слушателей. Если же говорить об иных, неколичественных, характеристиках аудитории, то к нам идут заинтересованные, увлеченные своим делом педагоги. По отзывам экспертов, преподававших на летней школе, слушатели демонстрировали искреннюю готовность воспринимать новую информацию, задавали множество дополнительных вопросов, с неохотой отпускали преподавателей после занятий.

— Каковы условия участия в школе для учителей?

— Для слушателей школа бесплатна, также мы помогаем им с местом проживания в Москве, дорогу и питание они оплачивают самостоятельно. Насколько мы знаем, многих учителей делегируют образовательные учреждения.

— В каком формате проходят занятия Летней школы?

— Занятия проходят в очной форме: ежедневные лекции, семинары, мастер классы. В этом году занятия проводились в здании ВШЭ в Малом Гнездниковском переулке. Его удобное расположение позволило нашим слушателям разнообразить свою культурную программу, предполагаю, что они побывали практически во всех театрах, расположенных в центре Москвы. В этом году для слушателей подготовлен углубленный курс, посвященный психолого-педагогическим аспектам выявления одаренности, его провела психолог, лауреат премии Правительства РФ в области образования Елена Леонидовна Мельникова. Помимо лекций, семинаров, мастер-классов, тренингов в этом году для учителей обществознания и истории был организован выездной семинар в Центральной избирательной комиссии РФ, где прошла встреча наших слушателей с ее председателем Владимиром Евгеньевичем Чуровым.

— Как вы оцениваете результаты этой школы?

География наших участников с каждым годом расширяется. В этом году на школе были представлены учителя из 33 регионов России: самая большая группа — 18 учителей приехали из Якутии, 9 человек приехали из  Белгородской области, из Красноярского края — 8, из Мурманска – 7 человек, также были слушатели из Татарстана, Южной Осетии, Ханты-Мансийска, Чувашии и Киргизии.

— Каждый год мы собираем участников отзывы по окончании школы; судя по ним, эта школа действительно прошла плодотворно, причем было интересно не только учителям, но и тем, кто вел с ними занятия — эксперты отметили высокий уровень подготовки слушателей школы. Нам, конечно, приятно получить высокую оценку уровня организации школы и качества преподавания, но основной результат, который мы можем увидеть только спустя некоторое время, — это количество и уровень подготовки школьников, которых подготовят к олимпиадам слушатели нашей программы. Ранее прошедшие олимпиады позволяют надеяться, что таких школьников будет немало.

Комментарий руководителя программы Летней школы по информатике, заместителя заведующего отделением программной инженерии ВШЭ Риммы Ахметсафиной:

— В этом году Летняя школа для учителей информатики прошла во второй раз. И нам было приятно видеть среди участников знакомые лица. Как признались сами учителя, некоторые из них решили приехать к нам еще раз потому, что у них накопились вопросы к преподавателям, других заинтересовала новая программа. На мой взгляд, желание повторно поучаствовать в школе — лучшее признание для ее организаторов. В этом году мы полностью посвятили занятия особенностям работы с одаренными ребятами, подготовке к олимпиадам и решению усложненных заданий. Программа была очень разнообразной. Она  включала в себя лекции Ольги Максименковой по языку программирования C#. Слушателям рассказали о некоторых алгоритмах, которые могут пригодиться в решении олимпиадных задач. Константин Дегтярев посвятил свои занятия сложностям, с которыми сталкиваются вчерашние школьники во время адаптации к учебе в университете, и их преодолению. Большой интерес вызвали лекции Михаила Густокашина, одного из организаторов Московской олимпиады по информатике для школьников, о различных аспектах подготовки к олимпиадам. По окончании занятий участники проходили тестирование, результаты которого говорят об их серьезном отношении к учебе в рамках Летней школы.

Людмила Мезенцева, Виктория Носик, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Русское поле антропоцена: как прошла летняя школа по экологии и истории НИУ ВШЭ на Южном Урале

Понятие «антропоцен» в последние годы приобрело популярность как обозначение пространства дискуссий о воздействии человека на природу и формирование окружающей среды. Обсуждению этой проблематики была посвящена летняя школа «Пространство в/для экологических гуманитарных наук: переосмысление глобального через изучение периферий». Организаторами выступили Антропошкола ТюмГУ и Институт гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) НИУ ВШЭ при поддержке программы «Зеркальные лаборатории» Высшей школы экономики.

«Плотная среда единомышленников»: как прошла Летняя историко-филологическая школа Вышки

В учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» недавно состоялась 7-я Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) от Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики. Программа была организована при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися ВШЭ и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

На ФКН прошла первая летняя школа по предпринимательству

В конце августа на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ Центром практик, проектной работы и предпринимательства при поддержке Бизнес-инкубатора Вышки была организована первая летняя школа по предпринимательству. Ее участниками стали более 40 студентов и аспирантов ФКН и других факультетов Высшей школы экономики. Школа призвана развить предпринимательский талант учащихся и познакомить их с навыками упаковки идей и продуктов.

На ФКН НИУ ВШЭ прошла третья школа по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 23 по 25 августа провели школу по машинному обучению в биоинформатике. Проект, два предыдущих года проходивший онлайн, был впервые реализован в очном формате. За три дня более 120 участников прослушали лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

Завершилась летняя школа по компьютерным наукам ФКН ВШЭ

В июле факультет компьютерных наук Вышки провел восьмую летнюю школу по компьютерным наукам. Ее основная цель — подготовка участников к Всероссийской олимпиаде школьников по информатике и другим перечневым олимпиадам. Мероприятие было организовано на базе Центра поддержки одаренных детей «Стратегия» (г. Липецк) при поддержке Липецкого института развития образования. Чтобы принять участие, 95 учеников 8-10 классов из 30 городов России прошли два этапа отбора, решая задачи на платформе Codeforces. Среди других требований — владение языком программирования C++ и умение реализовывать базовые алгоритмы.

Гостеприимный Узбекистан: студенты Вышки побывали на Международной летней школе в Ташкенте

Учащиеся НИУ ВШЭ приняли участие в Международной летней школе «Узбекистан — страна толерантности». Мероприятие состоялось в июле в Ташкенте в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека (НУУз), вузе-партнере Высшей школы экономики. Студенты Вышки поделились впечатлениями о местных красотах и восточной отзывчивости.

«Я понял, что магистратура — не продолжение бакалавриата. Это начало аспирантуры!»

В МИЭМ НИУ ВШЭ прошла четвертая летняя школа «Суперкомпьютерное моделирование и системы управления в инженерии». Ее участники смогли ознакомиться с тематикой и принципами обучения в магистратуре «Системный анализ и математические технологии».

Лекции, внеучебные активности и soft skills: как прошла Летняя многопрофильная школа Вышки

С 3 по 11 июля прошла Летняя многопрофильная школа НИУ ВШЭ по четырем профилям: география, физика, химия и информатика. Почти 100 ребят из разных регионов России очень продуктивно провели время, ведь очень интенсивная учеба совмещалась с активным отдыхом. Все активности, которые не были связаны с погружением в науку, организовывали вожатые — команда студентов Вышки.

В МИЭМ прошла летняя школа «Электроника, фотоника и интернет вещей»

В течение трех дней ее участникам были представлены главные предметные области магистерских программ департамента электронной инженерии НИУ ВШЭ. Всего в работе летней школы приняли участие около трех десятков студентов и выпускников бакалавриата из разных вузов страны. В числе докладчиков школы были как ведущие преподаватели МИЭМ, так и приглашенные сотрудники профильных российских компаний. Они рассказали о перспективных направлениях развития электроники, фотоники, квантовых технологий и интернета вещей (IoT).

«Если не научитесь применять ИИ в работе сейчас, вы потеряете ее в течение пяти лет»

До 21 июля летняя школа ВШЭ «Коммуникации, основанные на данных» проводит онлайн-встречи с приглашенными экспертами. В рамках этого проекта состоялся вебинар «Зачем в маркетинге искусственный интеллект?». Его спикерами выступили Роман Нестер, профессор департамента интегрированных коммуникаций ФКМД НИУ ВШЭ, и Михаил Степнов, руководитель R&D-направления платформы «МТС Маркетолог».