• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты Вышки: рынок такси нуждается в госрегулировании

Эксперты Вышки: рынок такси нуждается в госрегулировании

@iStock

«Уберизация» кардинально перекроила российский рынок такси, сделав поездки более доступными для клиентов, но значительно сократив доходы водителей, вынужденных платить комиссию агрегаторами. Качество услуг при этом упало. Об этом говорится в исследовании «Оценка эффектов от внедрения цифровых платформ на рынке такси», проведенном в Москве сотрудниками Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. Государство должно заняться регулированием рынка, уверены эксперты.

С 2012 года, когда на рынок такси вышли агрегаторы, по 2019 год, число поездок в столице увеличилось в 8 с лишним раз – до 324 миллионов в год. Объем рынка вырос такими же темпами и составил 157,3 млрд рублей, подсчитали эксперты Вышки. Количество активных пользователей такси подскочило с 335 тысяч до 2 миллионов, а среднее количество поездок таких пользователей подросло с 6 до 10 в месяц.

Этот бум стал возможным из-за того, что такси стало более доступным и дешевым. В 2019 году средняя цена поездки была ниже, чем в 2012-м – 484 против 493 рублей. По расчетам авторов исследования, если бы агрегаторов на рынке не существовало, то сегодня цена поездки была бы выше в среднем на 136 рублей.

Все это привело к сокращению доходов водителей. Сегодня они в среднем зарабатывают 1382 рубля, тогда как без агрегаторов могли бы получать 2659 рублей. За последние 10 лет доля дохода водителя в структуре выручки сократилась с 72% до 23%, при этом расходы на комиссии и аренду автомобиля выросли в 3,5 раза (с 18 % до 63%). Отчисления агрегатору сегодня составляют порядка четверти выручки.

Упавшие доходы и резко выросший спрос спровоцировали резкое снижение квалификации водителей и качества предоставляемых ими услуг. «Сегодня, чтобы стать водителем такси человеку нужно иметь только водительское удостоверение и некоторую сумму денег на аренду автомобиля», - говорит руководитель исследования, начальник отдела Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Ляйля Синятуллина.

Падение качества услуг, постоянно возникающие инциденты и аварии с участием такси в среднесрочной перспективе представляют, пожалуй, реальную угрозу, которая может затормозить рост рынка, добавляет она.

При этом, цифровая трансформация такси происходит при фактическом невмешательстве государства. Проректор, директор Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Андрей Жулин, подчеркивает, что «государство до сих пор видит рынок такси так, словно агрегаторов нет и они не оказывают влияние на рынок». Он отмечает, что еще какое-то время «можно регулировать прежний рынок и наращивать риски и количество аварий и инцидентов с участием такси либо признать, что цифровые платформы трансформировали рынок такси» и адаптировать госрегулирование под новые условия.

В исследовании содержатся детальные предложения по тому, как необходимо менять политику государства в этой сфере. Ключевым моментом должно стать официальное признание цифровых платформ «значимым актором рынка такси» и законодательное закрепление их статуса как инструмента «цифрового саморегулирования». Государству следует отказаться от прямого регулирования деятельности таксопарков и водителей такси и ввести регулирование операторов цифровых платформ. Необходимо также разработать новые правила перевозок пассажиров легковым такси.

Авторы исследования видят риски усиления госрегулирования. Это возможный рост стоимости услуг, монополизация рынка крупными агрегаторами, а также замедление темпов роста объема перевозок. Впрочем, альтернатива видится более неприятной: «в условиях отсутствия адекватного регулирования рынка негативные последствия стремительного роста рынка (рост количества ДТП, смертность и заболевания водителей такси из-за переутомления, неуплата налогов и т.д.) будут усиливаться».

Говоря о самом исследовании, Ляйля Синятуллина отмечает, что Институт государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ в последние три года занимается цифровыми платформами, оценивает эффекты от их появления на тех или иных рынках. «На примере рынка такси мы проанализировали плюсы и минусы агрегатора в нынешних экономических условиях», - поясняет она.

Смотреть исследование