• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Уровень образования отца влияет на планы детей учиться в аспирантуре

Уровень образования отца влияет на планы детей учиться в аспирантуре

© iStock

Связь между уровнем образования отца (а не матери) и желанием школьников и студентов в будущем поступать в аспирантуру обнаружили эксперты Института образования НИУ ВШЭ Сауле Бекова (Центр социологии высшего образования) и Иван Смирнов (Лаборатория вычислительных социальных наук). Их статья «Детерминанты стремления к получению ученой степени» опубликована в журнале «HERB: Higher Education in Russia and Beyond».

Как отмечают эксперты НИУ ВШЭ, количество зачислений в аспирантуру и ежегодно присуждаемых степеней растет во всем мире. Однако в России наблюдается обратная тенденция. Число аспирантов неуклонно сокращается и уменьшилось почти вдвое за последние 10 лет с 157 437 в 2010 году до 84 265 в 2019 году. Доля студентов – недавних выпускников вузов в общем контингенте аспирантов также заметно снизилась с 31% в 2010 г. до 5% в 2019 г.

Это, по мнению авторов статьи, вызывает опасения по поводу потенциальных негативных последствий, которые такой отток талантливых выпускников на неакадемический рынок труда может иметь для университетов. Например, это может повысить риски нехватки кадров для академической сферы, которая и сегодня не всегда успешно конкурирует с более прибыльными карьерными возможностями за пределами академии.

Понять, как складываются и меняются планы подростков, позволило лонгитюдное исследование «Траектории в образовании и профессии», которое вот уже больше десяти лет ведет Институт образования НИУ ВШЭ. С 2011 года исследование отслеживает 4400 учащихся из 42 регионов России, которые в 2012 году сдавали тест PISA.

Эксперты проанализировали, как учились те, кто еще в школе хотел поступать в аспирантуру, как менялись их планы и что на это повлияло. Так, согласно авторам статьи, результаты логистической регрессии показали, что у планов поступить в аспирантуру три «слагаемых». Наибольшее значение имеют образовательные результаты. Их увеличение на одно стандартное отклонение почти вдвое увеличивает шансы на планы поступить. Также с планами поступать в аспирантуру связаны социально-экономический статус семьи и уровень образования отца. А вот такой фактор как пол оказался незначим.

Тех, кто хочет в далеком будущем защищаться, очень мало среди подростков – 1,9% в девятом классе. Это неудивительно, потому что часто вплоть до выпускного класса у школьников нет четких идей, где учиться и чем заниматься дальше. В целом планы в школьные годы очень неустойчивы и постоянно меняются. Они стабилизируются во время обучения в вузе. На последнем курсе бакалавриата тех, кто нацелился на диссертацию, уже 4%. Так постепенно к аспирантуре подходят самые целеустремленные.

«Исследование показывает, что доля тех, кто хочет поступать в аспирантуру в школе, очень мала и планы школьников постоянно меняются. Наши школьники в целом плохо представляют себе, что такое наука и что нужно делать, чтобы стать исследователем. В предметах в нашей школе мало исследовательской составляющей, в учебных программах мало открытых вопросов, не предполагающих готового ответа и т.д. Стоит сегодня уделять внимание популяризации науки среди школьников, если мы хотим в будущем получить отличных ученых!», – комментируют авторы исследования, научный сотрудник Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ Сауле Бекова и заведующий лабораторией вычислительных социальных наук НИУ ВШЭ Иван Смирнов.

Более успешные студенты с большей вероятностью планируют продолжить обучение в докторантуре, что сохраняется после контроля на социально-экономический статус и уровень образования родителей.  Результаты исследования в целом обнадеживают: аспирантура привлекает в большей мере тех, кто демонстрирует высокие образовательные результаты еще во время обучения в школе. Однако авторы статьи отмечают необходимость проведения дальнейших исследований, чтобы определить, воплощаются ли эти планы поступить в аспирантуру в фактическое зачисление, а впоследствии – в получение степени.