• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как определить границы личного пространства в эпоху «новой этики»

Как определить границы личного пространства в эпоху «новой этики»

© iStock

Общественного консенсуса по отношению между полами, гендерным проблемам больше нет, констатируют психологи. Центр медиапрактик ВШЭ провел тренинг «Как найти общий язык с людьми, живущими в новой этической реальности». Эксперты обсудили ключевые элементы «новой этики» и ее влияние на отношения в обществе.

Открывая семинар, заведующий Центром медиапрактик Глеб Черкасов отметил важность изучения проблем формирования и распространения «новой этики», ее взаимодействия с повседневностью и влияния на взаимоотношения между людьми. Докладчик — младший научный сотрудник Психологического института Российской академии образования Светлана Ярошевская пояснила, как следует понимать термин «новая этика». Речь идет о возникновении и формировании новых социальных норм, касающихся прежде всего границ личного пространства человека и предотвращения нарушений этих границ. Проблема новых социальных норм требует обсуждения, поскольку общественный консенсус по вопросам отношений между полами, группами людей, гендерного неравенства, сексизма, насилия и харассмента распался.

Светлана Ярошевская

Светлана Ярошевская полагает, что появление «новой этики» повысило внимание к феминистской повестке, женскому неравенству, правам меньшинств, маргинализированных групп, теме привилегий отдельных групп, актуализировало вопросы языка и его нормативов. В частности, бурно обсуждается вопрос феминитивов. Например, следует ли разбирать вопросы гендерной идентичности в местоимениях второго и третьего лица. Другим важным аспектом «новой этики» стала политкорректность: публичная речь не должна ранить кого-либо, что накладывает дополнительное бремя на говорящего. Заместитель декана факультета экономических наук ВШЭ по работе со СМИ Татьяна Солюс обратила внимание участников семинара на то, что в личном кабинете сотрудников ВШЭ висит опрос о заболевании ковидом и ответы даны в мужском роде. «Традиционно у нас в России обращались в мужском роде, имея в виду и женщин, и мужчин. Но если я попытаюсь поговорить о себе в мужском роде, это вызовет недоумение». Сейчас, по словам Татьяны Солюс, маскулинизацию языка стали обсуждать. При этом, полагает она, нередко перегибают палку в другую сторону. «Сейчас самая большая беда — быть белым образованным мужчиной», — с иронией констатировала она.

Светлана Ярошевская, говоря о различии отношений в обществе к формированию «новой этики», заметила, что пока преобладает нейтральное отношение.

Недовольство проявляют крайние консерваторы, возмущенные обсуждением «постыдных» тем, отражающих падение нравов, а также либералы, осуждающие «новый тоталитаризм», «реинкарнацию парткомов» и ущемление свободы мнений

Есть и позитивное отношение, но оно не очень уверенное. Светлана Ярошевская полагает, что важно воспитывать культуру и традиции личностного благополучия, бережной и безопасной атмосферы. По ее мнению, в этой сфере не сложилось ничего угрожающего, есть перегибы, но постепенно сформируются новые социальные правила. Целостной «новой этики» не выработано, важно попытаться снять с нее ярлык и рассмотреть ее элементы по отдельности. «Новая этика» ведет к изменению социальных норм, негласных правил, и, если они меняются на глазах, это приносит дискомфорт.

По мнению автора доклада, ситуация отчасти схожа с историей переучивания детей-левшей на письмо правой рукой. До определенного времени оно было правилом, затем выяснилось, что это негативно влияет на учебу левши и его психику. Объяснения, почему прежние писаные и негласные нормы ущемляли те или иные группы, — это не плевок в их сторону, а прежде всего обоснование, почему какую-то норму надо отменить.

Татьяна Солюс считает, что женщине нередко трудно вести содержательные переговоры из-за снисходительного отношения. Например, когда начинается содержательная дискуссия, мужчины в отдельных случаях могут демонстрировать пренебрежение к мнению коллеги-женщины, намекать, что у них начинается «серьезный мужской разговор». Есть некоторые знаки, помогающие в сложных ситуациях, — в частности, как одеваться, когда вступать в разговор, чтобы не оказаться частью клише.

Светлана Ярошевская напомнила, что многие права женщинам в спорте и в ряде профессий пришлось завоевывать. Сейчас ситуация изменилась, но если женщина выбивается из традиционного образа, то это может вызвать негативную реакцию. Из-за снисходительного отношения ей приходится чаще напрягать голос, поэтому иногда она кажется более агрессивной и меньше управляющей своими эмоциями, чем мужчина. Чтобы смягчить ситуацию, по мнению автора доклада, важно на рабочих совещаниях чередовать выступления участников разных полов, чтобы они не превращались в чей-то бенефис. Она полагает, что разработка корпоративных кодексов этики и поведения, которые ограничат возможность действий, нарушающих чьи-то личные границы, поможет в борьбе с сексизмом и сексуальными притязаниями на работе.

Отвечая на вопрос, нужно ли регламентировать речевое поведение сотрудников в межличностном общении, нужны ли санкции за игнорирование феминитивов, Светлана Ярошевская сказала, что распространение «новой этики» не означает обязательного знания ее сложных терминов и не предполагает серьезных санкций.

Зубрить признаки харассмента и абьюза вряд ли кто-то потребует. Беснующиеся толпы, готовые линчевать в духе «новой этики», маловероятны

Нынешнее увлечение новыми терминами, заимствованными из англоязычной научной литературы, тяжело воспринимается при чтении на русском языке, но это работает на привлечение внимания к проблемам, волнующим поборников «новой этики», полагает автор доклада.

Предполагаемое квотирование и предоставление важных должностей по расовому, гендерному и иным признакам вряд ли поставит под угрозу меритократический отбор, но откроет коридор возможностей для дискриминированных и маргинализированных прежде групп. Докладчица уверена, что речи о появлении новой квазитоталитарной идеологии и возникновении острых конфликтов между ее сторонниками и противниками не идет: «Большинство стычек происходит между людьми из сегмента активистов. Чаще между собой спорят представители ЛГБТ-сообщества или феминистки».

В обсуждении доклада также приняла участие Юлия Фалькович, директор Центра научной интеграции ВШЭ.