• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выживает самый эффективный: как Республика Корея стала мировым экономическим лидером

Тондэмун Дизайн Плаза, Сеул, Южная Корея

Тондэмун Дизайн Плаза, Сеул, Южная Корея
© iStock

За последние 60 лет Республика Корея преодолела путь от одной из беднейших стран мира до развитого индустриального государства. Какая стратегия позволила достичь такого успеха? Об этом новостной службе портала ВШЭ рассказал заслуженный профессор экономики Высшей школы международных исследований Университета Чунг-Анг (Сеул) доктор Ан Чхунён. Профессор примет участие в онлайн-заседании Клуба экономической политики НИУ ВШЭ 10 февраля.

Ан Чхунён — заслуженный профессор экономики Высшей школы международных исследований Университета Чунг-Анг в Сеуле. Ранее он возглавлял Корейскую комиссию по корпоративному партнерству (KCCP), которая отвечает за стимулирование добровольного сотрудничества и развитие синергии между крупными, малыми и средними предприятиями Кореи. Ан Чхунён также был председателем правления Корейской электроэнергетической корпорации (KEPCO), омбудсменом по иностранным инвестициям и председателем Президентского комитета по реформе регулирования.

Профессор Ан несколько раз приезжал в Россию, встречался с российскими официальными лицами и рассказывал о корейском опыте послепроектных отношений с иностранными инвесторами, трансфере технологий и политике открытых дверей.

Как совершить скачок

На протяжении нескольких тысячелетий Корея была бедной сельскохозяйственной страной. В отличие от России, она не обладает никакими ископаемыми ресурсами. Например, наша страна вынуждена импортировать нефть с Ближнего Востока. Кроме того, Корея находится в гористой местности, менее 20% ее площади подходит для пахоты, и приходится импортировать большие объемы продовольствия. Поэтому возникла необходимость развития экспорта для получения иностранной валюты, которая нужна для оплаты важнейших импортных товаров, необходимых для выживания страны.

Открытость глобальной экономики способствовала развитию Кореи. В 1960-х страна взяла курс на внешнеэкономическую деятельность и начала развивать экспорт таких товаров, как обувь, белье и одежда. Следующим шагом стало развитие тяжелой и химической отраслей промышленности, что позволило обогнать другие восточноазиатские страны. Эти государства в свою очередь стали перенимать экспортную стратегию Кореи.

Срочность индустриализации объясняется также необходимостью обеспечить безопасность страны. Дело в том, что в 1969 году президент США Ричард Никсон провозгласил доктрину снижения численности американских войск в Корее. США потребовали, чтобы республика сама обеспечивала свою защиту и производила базовое военное оборудование. Таким образом, в стране было налажено производство винтовок, легких танков и легких военных судов для защиты от постоянной угрозы агрессии со стороны Северной Кореи.

Индустриализация тяжелой и химической промышленности стала смелым шагом: у нас не было ни технологий, ни ресурсов, ни, самое главное, опыта. Президент Пак Чон Хи создал систему приоритетов для государственной поддержки в этих секторах экономики, а также в других отраслях — от текстильной и металлургической до кораблестроения и электроники. Предприятия, созданные в то время, позднее стали чеболями — конгломератами, находящимися в собственности круга семей. Государство оказывало разнообразную поддержку не только отраслям, но и компаниям, значительные средства были выделены на систему кредитования. Правительство также назначило управленцев с соответствующим опытом для курирования каждой отрасли.

Развитию частного предпринимательства способствовало следование принципу «выживает самый эффективный»

Это означает уход с рынка фирм с неэффективным управлением. Корее повезло иметь великих предпринимателей, таких как Чон Чжу Ён, основатель автомобильного завода Hyundai, и Ли Бён Чхоль, основатель Samsung Electronics.

Уникальность корейской модели состоит в активном финансировании с помощью льготных кредитов, а также в системе перекрестного владения акциями для диверсификации бизнеса. Кроме того, свою роль сыграли штрафы, которые налагали на компании тяжелой и химической промышленности, оказавшиеся неконкурентоспособными на глобальном рынке из-за серьезных проблем в управлении.

Сегодня, в период четвертой промышленной революции и цифровой трансформации экономики, крупные чеболи все еще владеют огромным куском корейского экономического пирога. Они стали глобальными лидерами в электронике, кораблестроении и металлургии. На международном рынке им приходится успевать конкурировать с мировыми технологическими лидерами.

Теория и опыт

В начале своего развития, ориентированного на внешний рынок, Корея брала пример с Японии, которая, не имея серьезных запасов природных ресурсов, смогла занять второе место среди мировых экономических лидеров после Второй мировой войны.

В каком-то смысле Корея воспользовалась преимуществом позднего старта, что согласуется с теорией Александра Гершенкрона, гарвардского экономиста российского происхождения. Экономики, включающиеся в гонку позднее других, имеют такие преимущества, как получение новых технологий в более сжатые сроки при относительно низких затратах, а также новые управленческие методы, разработанные участниками, вступившими в гонку ранее. Корейское правительство также считало, что стране нужно наращивать свои научно-исследовательские мощности с помощью государственно-частных партнерств.

Помощь сильного союзника

Во время Вьетнамской войны Корея отправляла войска во Вьетнам в соответствии с корейско-американским договором. Взамен корейское правительство запросило помощь в области науки и технологий, и США предоставили Республике Корея начальные инвестиции, ноу-хау и инфраструктуру для открытия Корейского института науки и технологий. В результате появилась крупная научно-технологическая организация, которая помогла запустить научно-технологическое развитие.

В начале корейской кампании по наращиванию экспорта США предоставили Корее возможность воспользоваться системой преференций

По мере того как экономика Кореи наращивала темпы роста, США приняли участие в нескольких совместных предприятиях, а американские транснациональные фирмы начали инвестировать в страну. На сегодняшний день США сохраняет второе место по объему иностранных инвестиций в корейскую экономику после ЕС. Еще один наш крупный экономический партнер — это Китай, наш непосредственный сосед, и 25% корейского экспорта идет на китайский рынок.

Рецепт успеха

Процесс экономического развития Кореи был очень хорошо описан в книге, опубликованной Всемирным банком в 1993 году, — «Восточноазиатское чудо: экономический рост и публичная политика» (The East Asian Miracle: Economic Growth and Public Policy).

Секреты этого чуда — развитие на основе экспорта, открытие внутреннего рынка, увеличение конкуренции, развитие человеческих ресурсов и использование иностранных технологий.

Существует прямая связь между экспортом и эффективностью экономики. Если фокусироваться на внутреннем рынке и повышать тарифы, это будет ограничивать конкуренцию. Государству необходимо развивать инфраструктуру, инвестируя в скоростные шоссе, железные дороги, водопровод и так далее, — все это необходимые условия для промышленного развития.

Еще один ключевой фактор — это высококонкурентная система образования. Даже в начале 1960-х, когда Корея была еще весьма бедной, в стране был один из самых высоких уровней грамотности среди беднейших государств. Это стало огромным активом: государство смогло быстро обучить людей для работы в новых отраслях.

© iStock

Все граждане Кореи имеют право на бесплатное начальное, среднее и старшее школьное образование. В программе обучения уделяется особое внимание науке и технологиям, а также управлению бизнесом.

Кроме того, корейское правительство поощряет участие корейских студентов в программах обучения за рубежом на государственные или частные средства для получения дипломов американских, японских или европейских университетов.

Таким образом студенты получают самые современные знания в области науки и технологий и имеют дипломы в области науки, технологий и управления. Возвращаясь в Корею, они работают в научно-технологических отраслях или преподают в университетах.

Еще один важный фактор — это то, что чиновники проходят отбор на руководящие государственные посты через систему экзаменов, открытую для всех выпускников университетов и даже хорошо окончивших школу учеников

Более того, государственные чиновники обязаны проходить курсы повышения квалификации или обучение за границей, чтобы оставаться в курсе всех экономических и технологических инноваций. Благодаря этому государственным служащим удается эффективно реализовывать цели национального развития.

Изменение роли правительства

За последние полгода корейская экономика подвергалась интенсивной реструктуризации, как в период глобального нефтяного кризиса 1970-х, азиатского финансового кризиса 1997–1998 годов и мирового финансового кризиса 2000-х. Корейским предпринимателям пришлось оптимизировать неприбыльные части бизнеса и инвестировать в технологическое развитие, исследования и разработки.

Когда управляемые семьями чеболи диверсифицировали свои бизнесы, они сохранили собственность через систему кругового долевого участия. Сегодня крупнейшие чеболи реструктурируются и трансформируются в холдинговые компании, а круговые инвестиции в дочерние компании исключаются для обеспечения прозрачности управления бизнесом.

Корее следует продолжить следовать принципу разделения собственников и управленцев крупных компаний.

Когда компания структурирована по принципу холдинга, большие чеболи управляют несколькими независимыми компаниями, и все транзакции между ними проходят на конкурентной основе. Им принадлежит часть котирующихся на бирже акций: принадлежащие чеболям корейские компании котируются на бирже, и значительная часть ценных бумаг — в руках иностранных инвесторов, которые получают таким образом возможность контролировать систему управления чеболей.

Когда Корея присоединилась к ВТО, и роль государства изменилась в соответствии с международными стандартами справедливой конкуренции. Поэтому такие меры, как прямые правительственные инвестиции, тенденциозное трансфертное ценообразование или субсидии на финансовую поддержку, больше не практикуются.

Сегодня роль правительства состоит в том, чтобы отменять дублирующие и устаревшие правила и поддерживать комфортную бизнес-среду в стране

Свободная и справедливая конкуренция — это условие, при котором все компании могут проявлять творческое начало и повышать конкурентоспособность. Это фундаментальный принцип рыночной экономики.

Новые вызовы

Крупнейший вызов для экономики Кореи сегодня — это распространение цифровых технологий и цифрового управления. Корея обладает одной из самых развитых цифровых инфраструктур в мире и движется к экономике цифровых услуг.

1 января нынешнего года вступило в силу новое соглашение о свободной торговле — Всестороннее региональное экономическое партнерство (ВРЭП), — подписанное десятью членами АСЕАН, а также Китаем, Японией, Республикой Корея, Австралией и Новой Зеландией. Вероятно, в связи с этим мы увидим новые конфигурации цепочек поставок. Цифровая экономика становится новым внутрирегиональным феноменом, и Корея стремится по максимуму использовать тренд на цифровую торговлю.

В ответ на растущие приоритеты экологического, социального и корпоративного управления (ESG) корейские чеболи стремятся сделать свои системы внутреннего управления более прозрачными. Они также озабочены проблемами окружающей среды в контексте глобальных изменений климата и пандемии. Сегодня все компании снижают выбросы углекислого газа в рамках новых экологических соглашений.

Приверженность принципам ESG требует стратегических инвестиций и новых принципов управления. Это отличные возможности для бизнеса, в особенности в части защиты окружающей среды. В конечном итоге компании, лучше всех воплощающие принципы ESG, пользуются широкой поддержкой потребителей и общества.

Еще один вызов для Республики Корея — это растущее неравенство доходов, усилившееся в результате пандемии. Важнейшей задачей сегодня является развитие синергетического партнерства между профсоюзами и предпринимателями.

Государство также стимулирует крупные компании делиться своими доходами с беднейшими секторами экономики

Для этого оно поощряет развитие синергетических партнерств между компаниями малого и среднего бизнеса и самозанятыми сотрудниками.

Один из приоритетов корейского правительства сегодня — это развитие коллабораций между крупными компаниями и предприятиями малого и среднего бизнеса, в которых крупные компании делятся технологиями со своими поставщиками. Кроме того, крупные компании с зарубежными экспортными сетями могут помочь своим поставщикам выйти на глобальные цепочки поставок.

Приглашаем принять участие в заседании Клуба экономической политики НИУ ВШЭ 10 февраля. Д-р Ан Чхунён выступит с докладом «История и политика индустриализации тяжелой и химической промышленности Южной Кореи». Узнать подробности и зарегистрироваться можно здесь.