• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономикиНовостиНаукаРоссийские студенты верят в социальное равенство и боятся мировых войн

Российские студенты верят в социальное равенство и боятся мировых войн

Чего боятся и на что надеются российские студенты? Что они думают о богатстве и способах его достижения? Общероссийское исследование студенчества провела Лаборатория политических исследований НИУ ВШЭ. Репрезентативная выборка мониторинга охватила более 6 тысяч российских студентов из разных регионов России, включая Москву и Санкт-Петербург — учащихся 109 государственных вузов.

Хорошо ли живется российским студентам?

Как рассказала Валерия Касамара, студентов, совмещающих учебу и работу, в России не так уж и много, всего 32 %. При этом главная мотивация ребят — заработать деньги (63%). В более детальных исследованиях, проводившихся Лабораторией политических исследований НИУ ВШЭ в 2014 году (тогда ребята давали развернутые большие интервью), студенты отмечали существование некоего «замкнутого круга», когда работодатель отказывает выпускнику вуза без опыта работы. При этом совмещение работы и учебы повышает вероятность вылететь из университета за неуспеваемость. 

На фоне кризиса последних лет Лаборатории было интересно также оценить общий психологический фон российского студенчества и их удовлетворенность жизнью. 70% опрошенных отметили прекрасное либо нормальное настроение, 54% не жалуются на свое здоровье, больше половины опрошенных удовлетворены качеством получаемого образования и видят перспективы, которые им открывает диплом их вуза.

В целом подавляющее большинство опрошенных вполне удовлетворены жизнью и могут назвать себя счастливыми людьми. Они верят, что по сравнению со своими  родителями обладают большими возможностями (80%) и даже считают, что живут лучше, чем будут жить их дети (верят в лучшее будущее следующего поколения всего 63%). Однако, при такой, казалось бы, благостной картине мира, их все-таки беспокоит неопределенность собственного будущего (76%), а также неопределенное будущее России (69%). Больше половины боятся мировых войн (66%) и разрушения современной цивилизации (55%). «Здесь мы наблюдаем противоречивость общественного сознания и наличие пугающих фантомных угроз (мировые войны и уничтожение цивилизации), которые, скорее всего, сформированы определенным  информационным полем, — отметила Валерия Касамара. — Причем одинаковые страхи испытывают как студенты региональных вузов, так и учащиеся московских элитных университетов (МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ). Также следует отметить, что мотивации, ценностные представления о жизни в целом студентов элитных вузов, которые, обладая большими карьерными возможностями, должны более оптимистично смотреть в будущее, к сожалению, фактически не отличаются от представлений среднестатистического россиянина».

Отношение молодежи к России и ее проблемам

Ведущий научный сотрудник Лаборатории политических исследований НИУ ВШЭ Анна Сорокина отметила клиповое мышление российского студенчества. Так, главным источником информации для студентов является социальная сеть Вконтакте (70%), а новости по телевизору слушают только 21% студентов. При этом отмечается низкий уровень доверия к различным источникам информации, включая социальную сеть (ей доверяют только 40%).

Абсолютное большинство студентов убеждено в том, что Россия может существовать в мировом пространстве только в качестве великой державы. 40% утверждают, что страну должны бояться и только тогда ее будут уважать. Причем в дружественные отношения России и Запада верят  только 43% опрошенных, 33% убеждены в том, что отношения всегда будут строиться на взаимном недоверии. «Подобные представления, — отметила Касамара, — подогреваются событиями российской международной политики последних лет. Например, присоединение Крыма, конфликт в Сирии и так далее. Именно внешнеполитическая активность России поспособствовала формированию заявлений о мировой державе и страхе. И в этом смысле взгляды студентов ничем не отличаются от представлений взрослого населения страны».

Задавая вопрос, чем страна может гордиться, студентам предлагали выбрать ответы из 31 позиции. Любопытно, что первые места заняли именно те характеристики страны, на которые студенты не могут непосредственно повлиять. Так, 51% оценили большую территорию РФ, численность населения (41%), максимальную свободу частного предпринимательства (29%), высокое качество политической элиты (22%) и стремление иностранных ученых работать в стране (20%). При этом 63% выразили желание, чтобы уровень культуры и образования политической элиты был значительно выше, нежели сейчас. 

Подобные ценностные ориентиры были невольно сформированы родителями, которые по объективным причинам в 90-е годы во главу угла поставили материальные ценности

Подавляющее большинство (65%) молодых людей верят, что страх не должен быть определяющим мотивом в отношении власти и общества. Однако о доверии власти тоже говорить, как отметила Валерия Касамара,  не приходится. В топ-10 профессий, пользующихся у молодежи наибольшим доверием, не вошли депутаты государственной думы, губернаторы и другие «профессии» политической элиты. Полицейские и руководители государственных компаний также доверия не вызывают. Студенты, как и более старшие поколения, склоны больше доверять представителям таких традиционно уважаемых в нашей стране профессий, как ученый, преподаватель, врач. Президенту в РФ на сегодняшний момент доверяют 47% опрошенных студентов.

Следующий аспект исследования — как студенты относятся к богатству и богатым в России? По сравнению с 90-ми годами, когда подавляющее большинство, мечтая втайне о богатстве, открыто его осуждало, нынешние студенты хотели бы быть богатыми именно в России (69% в целом по стране и 77% московских студентов). Более того, 58% студентов уверены, что богатым можно стать честным путем, не нарушая закон. А 62% и вовсе не согласны с утверждением, что в бедной стране быть богатым аморально. 45%, будучи здоровыми и нестарыми, стыдятся быть бедными.

На вопрос, какими качествами характера необходимо обладать, чтобы добиться в России успеха, студенты отмечали сильную волю и целеустремленность, ум, талант и способности, упорную работу, хитрость в позитивной коннотации и хорошее образование. При этом связи и знакомства, а также деньги и наличие состоятельных родителей не отмечались студентами в качестве главенствующих характеристик. В целом ребята не против поддержки и денег, но верят, что и без них, при большом желании, можно вполне добиться успеха. Возможно, именно из-за такого позитивного отношения к карьере в России проблема «утечка мозгов», как отметила Анна Сорокина, во многом надуманна. По данным исследования только 26% хотели бы уехать из страны навсегда. В качестве главенствующей причины миграции они отмечали трудности с поиском хорошей работы и построением успешной карьеры. 44% хотят путешествовать, получать опыт, учить языки и вернуться работать домой. При этом ребятам важен такой показатель, как «быть полезным своей стране» (68%). Наиболее патриотичные в этом смысле студенты живут в Крыму, в Северно-Кавказском и Уральском федеральных округах.

В топ-3 существующих российских проблем молодежь отнесла коррупцию (66%), низкое качество медицинского обслуживания (50%) и низкое качество образования (44%). Плохую экологию и низкие мировые цены на нефть и газ отметили 21%. На вопрос, верят ли они, что на политику страны можно повлиять акциями протеста, абсолютное большинство ответило отрицательно. Более того, 55% убеждены, что подобные мероприятия в их региональных городах маловероятны. Исключение — Санкт-Петербург, где 45% в такую вероятность верят. При этом принимать участие в акциях готовы очень не многие, всего 14%.

Образ желанной России

75% убеждены, что политику и экономику страны необходимо реформировать, причем так, чтобы это никак не касалось жизни самих студентов. Иными словами, как отметила Валерия Касамара, молодые люди очень ценят свое комфортное существование и не готовы ничем жертвовать. Поэтому задача перед государством стоит фактически ювелирная — «сделать хорошо, никого не потревожив».

«Идеальное» государство в представлении студентов должно основываться на равенстве доходов и социальном равенстве, медицина должна быть бесплатной, 69% говорят о том, что государство должно заботиться обо всех гражданах и гарантировать каждому гражданину приличную работу и достойный уровень жизни. И только 22% убеждены в том, что социальные гарантии необходимо предоставлять только тем, кто не в состоянии позаботиться о себе сам. 44% считают, что за благополучие граждан отвечает государство, — против 35%, убежденных в собственных силах и готовых брать на себя ответственность за собственное счастье.

Подводя итоги,  Валерия Касамара отметила формирование нового поколения, которое довольно инфальтильно, гедонистично настроено, молодые люди хотят получать от жизни все, ничего при этом не делая, ничем не жертвуя и не беря на себя ответственность ни за что: «Мы имеем дело с поколением, воспитанным на рыночной экономике. Это классические потребители, которые своими рыночными установками и ценностями отличаются от среднестатистического россиянина».

Отчасти, как считает Валерия Касамара, подобные ценностные ориентиры были невольно сформированы родителями, которые по объективным причинам в 90-е годы во главу угла поставили материальные ценности. Главным было — обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье. И сегодня у этих «детей», как у их родителей, материальные ценности зачастую выходят на первый план. Причем их родители очень многое берут на себя, не пытаясь привить установки «на достижения», «на преодоление трудностей». Фактически та инфальтильность, о которой говорилось выше, во многом спровоцирована родителями, которые считают своим долгом обеспечить ребенка всем, даже в ущерб себе. Такая гиперопека  детей, не привыкших прикладывать усилия и нести ответственность, и дала о себе знать в проведенном исследовании.