• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Ученые тоже люди, и их не нужно бояться»

«Ученые тоже люди, и их не нужно бояться»

© iStock

МИЭФ – это не только кузница специалистов по экономике и финансам, но и отличный старт для академической карьеры. Даниил Есаулов, преподаватель, координатор научно-исследовательской деятельности студентов МИЭФ и менеджер проекта ICEF Academia, рассказал – как в МИЭФ развивают исследовательские навыки, чем студенты занимаются в ICEF Academia и почему в науке не нужно бояться авторитетов.

Как в МИЭФ учат исследовать

Я сам выпускник магистратуры МИЭФ, два года назад мне предложили заняться здесь координацией научно-исследовательской работы студентов. К тому времени у меня уже была степень кандидата наук и опыт работы в лаборатории ВШЭ «Эмпирический анализ предприятий и рынков в переходной экономике», так что тема научных исследований мне была близка. Работа со студентами мне очень нравится. Сейчас помимо преподавания я занимаюсь организацией защит, другими процессами, связанными с курсовыми и дипломными работ и программой НИС в бакалавриате и магистратуре. Также я координирую занятия студентов в рамках ICEF Academia. Это по-своему уникальный проект, который возник пять лет назад в МИЭФ по инициативе Удары Пейриса,  Эмилиано Катонини, Алексея Белянина и еще нескольких преподавателей. 

ICEF Academia – это программа дополнительных учебных курсов и мероприятий для студентов, которые успешно справляются с основной программой и стремятся к более глубокому академическому и личностному развитию. Основная цель программы – вовлечь талантливых студентов в сообщество таких же сильных ребят и выстроить коммуникацию с преподавателями, которые активно ведут исследовательскую работу. Помимо дополнительных занятий программа предлагает пул студенческих мероприятий, воркшопов и конференций. 

В ICEF Academia ребята в формальной и неформальной обстановке, в дискуссиях с преподавателями могут втянуться в исследовательскую деятельность

В том числе вникнуть в форматы работы с идеями, из которых вырастает любое исследование.

Не стоит думать, что Академия рассчитана только на студентов, намеренных продолжать обучение на PhD. Программа прививает студентам навыки, которые пригодятся в бизнесе и при обучении в практических магистратурах, таких как в LBS или Imperial College. Исследовательские навыки, в частности, умение собирать, структурировать информацию, делать выводы и резюмировать тезисы в отчетах, являются важнейшими для работы в аналитическом департаменте любой компании. 

Чем занимаются в ICEF Academia 

Занятия в Академии можно разделить на два этапа, которые начиная со 2-го курса идут параллельно – учебный и исследовательский. Учебное направление называется Advanced Training Program (ATP) и представляет из себя набор факультативов и дополнительных курсов, оценки за которые идут в диплом. По сути, это занятия повышенной сложности по курсам основной программы, которые проходят на 1-3 курсах.

Даниил Есаулов

Второе направление – это Advanced Research Program (ARP), часть, посвященная исследованиям. Здесь как правило учатся студенты старших курсов, которые могут работать под руководством исследователей из МИЭФ со степенью PhD. Для студентов проводятся воркшопы, направленные на развитие исследовательских навыков, начиная от работы с научной литературой и заканчивая мастер-классами по разнообразным ПО, необходимым при анализе данных. 

Удара Пейрис, доцент МИЭФ, преподаватель ICEF Academia

Удара Пейрис, доцент МИЭФ, преподаватель ICEF Academia

Задачи программной части ARP – выявить студентов, которые мотивированы на исследования и хотят узнать больше, чем преподается в рамках общих курсов. Наша задача в свою очередь – получить фидбек от студентов о том, что они узнали на курсах и насколько ясно сложилось понимание исследовательских процессов. Взаимное общение дает студентам представление о том, как приспособиться к реальному миру и построить успешную карьеру в финансах. Мы учим не только конкретным дисциплинам, но и процессам – как мыслить аналитически, копать вглубь проблемы и ставить вопросы. Программа создана также и для того, чтобы воодушевить лучших студентов и сформировать для них профессиональную перспективу.

Мы также мотивируем студентов к участию во внешних научных мероприятиях и к знакомству с глобальным исследовательским сообществом. Ежегодно МИЭФ оплачивает лучшим студентам ICEF Academia обучение в Летней школе Лондонской школы экономики. 

Как в ICEF Academia можно подготовиться к поступлению на PhD

Подготовка к поступлению на PhD проходит в индивидуальном формате: выбор школ, помощь в написании сопроводительного письма и т.д. Если говорить о формировании научного мышления, необходимого для развития карьеры в академическом направлении, то ключом к нему является общение с исследователями. Так сложилось в академическом сообществе, что открытия часто рождаются в общении с коллегами, а не в результате кабинетной работы. Выбирая университет на академическом рынке труда, любой ученый всегда обращает внимание на сообщество будущих коллег, знакомится с их интересами, чтобы попасть в полезную для своих идей среду. 

Даже при наставничестве конкретного научного руководителя, ICEF Academia открывает студенту доступ к другим исследователям, которые помогут сделать картину более полной и дать глубокую экспертизу. Через общение с опытными исследователями студент не только формирует пул рекомендаций и портфолио, но в целом входит в мир академического нетворкинга. Собственно, проект и создавался как площадка для общения и дискуссий в первую очередь.

Пишут ли «академические» студенты особую дипломную работу

В МИЭФ всех студентов обучают на одинаковом уровне. Что касается дипломов, то стандартные правила по правильному структурированию научных работ одинаковы для всех, при их соблюдении вкупе с регулярным общением с научным руководителем можно написать крепкую бакалаврскую работу. Максимальную оценку в 10 баллов получают выдающиеся работы, которые при небольших правках могут быть опубликованы в научных журналах. Этот год показал, что «десятки» заработали не только те студенты, кто готовил себя к научной карьере и продолжению обучения. В том числе это ребята, которые видят себя в крупных финансовых организациях. Общий багаж подготовки студентов достаточен для того, чтобы сделать выбор самостоятельно, и не обязательно во время учебы. Можно получить опыт работы в индустрии, а после продолжить обучение. Формирование трека в бакалавриате только начинается.

Стивен Кивинен, доцент МИЭФ, преподаватель ICEF Academia

Стивен Кивинен, доцент МИЭФ, преподаватель ICEF Academia

Я работаю над экономической теорией, и в МИЭФ немало теоретиков. Атмосфера и динамика общения между нами создает прекрасную среду для работы над исследованиями. В МИЭФ проводят семинары ведущие экономисты, чьи рекомендации и идеи порой оказываются бесценными. Что касается работы со студентам в рамках ARP, я имел удовольствие руководить некоторыми выдающимися для бакалаврского уровня выпускными работами. Студентам МИЭФ свойственны любопытство и амбициозность, и через занятия в ICEF Academia я пытаюсь вовлечь студентов в научные вопросы, демонстрируя собственную любовь к науке. Я всегда поощряю их стремление заниматься исследованиями в той области, которой они по-настоящему увлечены. При этом стараюсь помогать им с постановкой хорошего исследовательского запроса.

Безусловно, учеба в рамках исследовательского направления (ARP) – это важная строчка в резюме, показатель высокого потенциала для компаний и позитивный сигнал для университета, куда студент поступает на PhD. Прохождение программы также подкрепляется рекомендациями от исследователей мирового уровня, которые работают в МИЭФ, что дает понимание о серьезности намерений и о мотивации студента. По окончании курсов выпускники ICEF Academia получают сертификат.

Что в академической работе изменил переход в онлайн

В этом году мы впервые проводили онлайн-защиты, и это был непростой, но очень интересный опыт. Процесс организации защит в таком формате можно сравнить c организацией большой конференции. В бакалавриате МИЭФ на защиту вышли почти 150 человек, а в комиссиях было больше 50 различных участников. В общей сложности это несколько параллельных сессий, проходивших ежедневно в течение недели по шесть часов кряду. Перевод в онлайн такой ответственной части обучения требовал тщательного налаживания процессов, совершенно новых, с которыми я и мои коллеги еще не имели дела. 

60 выпускников МИЭФ обучаются или уже получили PhD, 27 из них поступили на PhD-программы сразу после бакалавриата.

11 выпускников МИЭФ преподают в Stanford, Georgetown, Lausanne, Vienna, Florida State, London Business School, РЭШ и других.

Особенно волновали технические вопросы, которые трудно решить дистанционно. Благодаря поддержке коллег, в том числе из других университетов, которые охотно делились опытом, все, как мне кажется, прошло успешно. Правда, по отзывам ребят, не всем этот формат показался удобным. Некоторые студенты жаловались, что приходилось часами сидеть у компьютера из-за того, что они боялись пропустить свою очередь. В большинстве своем отзывы студентов и преподавателей о переводе защит в цифру были позитивными.

По словам одного из преподавателей, очень недоставало традиционной пиццы по окончании онлайн-защиты

Несмотря на нестандартную ситуацию, в этом году было очень много сильных работ. Почти половина всех оценок составили пятерки, да и в целом студенты получили много наивысших баллов: для сравнения в прошлом году отличников было порядка трети. Возможно, ребятам, как говорится, помогли родные стены. Cтоит отметить, что международные экзамены в мае были перенесены, и у ребят фактически было больше времени на подготовку. Опыт перехода в онлайн дал нам понять, что некоторые форматы можно ввести в обучение как постоянную практику. Например, во многих случаях ситуация улучшила коммуникацию студентов с преподавателями, поскольку теперь это не связано с какой-либо логистикой.

Кто преподает в ICEF Academia

В Академии преподают исследователи МИЭФ, которые сами ведут активную академическую жизнь, пишут статьи, печатаются в научных журналах, участвуют в конференциях, поэтому их опыт уникален. У многих преподавателей работа со студентами перерастает не просто в студенческие дипломы и курсовые. Ребята могут работать над внешними проектами преподавателя, как, например, это происходит у Удары Пейриса, который также является консультантом ЦБ. Студентам открываются перспективы развития в индустрии, формируются первые профессиональными связи.

Опыт Удары Пейриса, Эмилиано Катонини, Стивена Кивинена и других преподавателей говорит о том, что работа со студентами в ICEF Academia взаимообогащает и позволяет разделять увлеченность той или иной темой. 

Как ICEF Academia избавляет от страха перед авторитетами 

В школах часто воспитывают страх перед дискуссией с преподавателем, многие студенты, уже обучаясь в МИЭФ, все еще боятся вступать в диалог. Это касается всех видов общения, будь то почта, соцсети, уточняющий вопрос на лекции или беглый разговор в коридоре. Также в России, например, в отличие от зарубежных вузов студенты немного моложе, поэтому они еще по-школьному видят учителя как какую-то власть, с которой трудно строить диалог и как-то вообще к ней подступиться. Когда я начал работать и вошел в сообщество исследователей МИЭФ, то открыл для себя новый мир – это очень интересные люди

Ученые тоже люди, и их не нужно бояться. Важно понимать, что у них можно многому научиться, даже вне аудиторных часов. Я все еще ругаю себя за то, что во время учебы в магистратуре МИЭФ лишний раз пренебрегал общением со своими преподавателями. Могу сказать с уверенностью, что занятия в ICEF Academia сильно сокращают дистанцию между студентом и профессором. Максимально улучшить коммуникацию студентов и представителей научного мира – это, пожалуй, важнейшая цель проекта.

Подать завяку в ICEF Academia