• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ученые выяснили, что помогает человеку быть экологичным

Ученые выяснили, что помогает человеку быть экологичным

© iStock

Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ изучили психологические, социальные и политические факторы проэкологического поведения россиян. Оказалось, что женщины более экологичны, чем мужчины, вера в свободный рынок отрицательно влияет на устойчивое потребление, а знание о пользе экологических действий мотивирует людей заниматься раздельным сбором отходов сильнее, чем беспокойство об окружающем мире и связь с природой. Исследование опубликовано в SSRN.

Проэкологическое поведение складывается из отдельных поступков, основанных на ощущении ответственности за возможные последствия своих действий с точки зрения сохранения природы и жизни на планете. На формирование такого поведения влияют социальные, психологические, политические и информационные факторы.

Для анализа особенностей формирования поведения изучают детерминанты — переменные, которые предопределяют поведение. На сегодняшний день количество работ, объясняющих особенности проэкологического поведения в России, мало. Сотрудники научно-учебной группы «Психология среды» ВШЭ провели исследование, целью которого было восполнить пробел в данных о детерминантах проэкологического поведения россиян.

В онлайн-опросе приняли участие 462 человека, их средний возраст составил 37 лет, из них 56,7% — женщины. Чуть больше половины (56,5%) имели высшее образование. Треть участников (31,2%) проживала в Москве, 6,3% — в Санкт-Петербурге, а остальные 62,8% — в других городах России. Только 6,3% из выборки сообщили, что их образование / повседневная деятельность связаны с охраной природы или экологией.

Для измерения проэкологического поведения использовалась шкала из 33 пунктов, разработанная для российского культурного контекста. Она включала пять основных групп  поведения: 

 управление личными отходами (например, раздельный сбор, сокращение потребления); 

 социальное поведение (подписание петиций в защиту окружающей среды, участие в субботниках); 

 экопокупки (например, местные продукты, продукция с натуральным составом); 

 ресурсосбережение (экономия воды, электроэнергии); 

 действия, связанные с климатом (замена авиаперелетов поездками на поезде, отказ от мяса).

Респондентов просили оценить, как часто они совершают определенные действия по шкале от 1 (никогда) до 5 (всегда). Например: «Я использую многоразовые бутылки, кружки, термосы» или «Я покупаю местные продукты, выращенные в радиусе 160 км».

Исследователи рассматривали связь проэкологического поведения с личными и политическими ценностями, экологическими установками, мотивацией и другими переменными. 

Полученные данные говорят о том, что женщины покупают экологически устойчивые товары чаще мужчин. Чем выше был уровень образования участников, тем большее число экологических покупок они совершали. При этом поведение, связанное с заботой о состоянии климата, наоборот, реже наблюдалось у людей с более высоким доходом, они позволяли себе выбирать менее климатически устойчивые варианты. Например, поездка на самолете, а не на поезде, покупка авокадо, а не местного овоща. 

Ученые выяснили, что есть универсальные переменные, которые предопределяют все виды проэкологического поведения. К таким переменным, например, относится интегрированная регуляция — вид мотивации, при которой выполнение экологических действий становится настолько важным для человека, что уже воспринимается им как часть своего «я». Эти данные сопоставимы с данными, полученными западными учеными. 

Исследователи обнаружили и такие переменные, которые могли объяснять лишь некоторые виды поведения. Например, среди политических ценностей выделялись: вера в свободный рынок, вера в равенство и традиционные ценности. Вера в свободный рынок оказалась связана с неэкологичными действиями: низким уровнем сбережения энергии и устойчивого потребления. При этом вера в равенство повышала вероятность социальных действий, а традиционные ценности были связаны с экологичным потреблением.

Елена Сауткина

«Интересно, что беспокойство об окружающем мире и связь с природой предсказывают не все виды экологичных действий. Например, будет или не будет человек сортировать мусор, больше связано не с обеспокоенностью состоянием окружающей среды, а с пониманием того, какую пользу могут принести экологические действия», — объясняет профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Елена Сауткина.

Гедонистические ценности отрицательно влияли на развитие всех (кроме сбережения ресурсов) групп экологичного поведения, как и в предыдущих исследованиях. Предположительно это происходит потому, что гедонизм связан с желанием получать удовольствие от жизни и отказом от самоограничения (в том числе для сохранения природы). Вера в свободный рынок, гедонистические и эгоистические ценности часто связаны между собой и выражают стремление человека к достижению личного комфорта и высокого дохода, невзирая на состояние окружающих или природы. Эти результаты сходны с данными предыдущих исследований, проведенных в других странах.

«Полученные результаты дают более детальное представление о факторах, которые влияют на проэкологическое поведение людей в России. Пока о них известно очень мало, — отмечает Елена Сауткина. — В будущих исследованиях мы планируем получить новые данные, которые позволят построить модели, способные объяснить такое поведение».

Вам также может быть интересно:

Психологи научились измерять мечты россиян

Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».

Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы

Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.

В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии

В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.

Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»

Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.

Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога

22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.

Женатые мужчины реже страдают от выгорания

Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».

Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ

15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля

Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.

Психологи НИУ ВШЭ разработали новый подход к развитию «мягких навыков»

Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

Как знание языков и культуры других стран влияет на творчество

Владение иностранными языками даёт человеку немало преимуществ: развивает когнитивные способности, помогает общению, повышает культурный уровень, продвигает по карьерной лестнице. А как билингвизм (двуязычие) и полилингвизм влияют на творческое мышление, умение генерировать идеи? Креативность — один из ключевых мягких навыков, и ее развитие — насущный вопрос. Исследования показали, что языковые, межкультурные и творческие компетенции взаимосвязаны. Из их синергии рождается полилингвальная креативность. Рассказываем об этом явлении по статьям директора Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ Анатолия Хархурина.