Штейнман Мария Александровна
- Профессор: Факультет креативных индустрий / Институт медиа
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2017 году.
- Научно-педагогический стаж: 25 лет.
Oбразование, учёные степени и учёные звания
Достижения и поощрения
- Благодарность института медиа НИУ ВШЭ (июль 2023)
Лучший преподаватель — 2020–2024
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Терехов Д. А. Видеоигры со сложной повествовательной структурой: оформление новых элементов нарратива и расщепление текста (aспирантура: 3-й год обучения)
- 2Фомин И. В. Трансформация категории интерактивности в нарративной структуре: экранизация видеоигр и видеоигровая адаптация фильмов (aспирантура: 3-й год обучения)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Исследования мифодизайна и вторичной реальности в массовой культуре (Дисциплина общефакультетского пула; 2-4 модуль)рус
- Коммуникативные стратегии построения текста (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Мифы и архетипы в сторителлинге (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Социокультурные коммуникации (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 3 модуль)рус
- Социокультурные коммуникации (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Философская фантастика в трансмедийном нарративе (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий)рус
- Фэнтези в контексте современных медиа: истоки и развитие жанра (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Исследования мифодизайна и вторичной реальности в массовой культуре (Дисциплина общефакультетского пула; 2-4 модуль)рус
- История русской и мировой литературы: персонажи, сюжеты, сцены (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1 модуль)рус
- История русской и мировой литературы: персонажи, сюжеты, сцены (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1 модуль)рус
- Коммуникативные стратегии построения текста (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 42.03.05. Медиакоммуникации, направление: 42.03.02. Журналистика; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Мифы и архетипы в сторителлинге (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 3 модуль)рус
- Прикладной сторителлинг (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)рус
- Социокультурная коммуникация (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 1 модуль)рус
- Фэнтези в контексте современных медиа: истоки и развитие жанра (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Исследования мифодизайна и вторичной реальности в массовой культуре (Дисциплина общефакультетского пула; 2-4 модуль)рус
- История русской и мировой литературы: персонажи, сюжеты, сцены (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1 модуль)рус
- Коммуникативные стратегии построения текста (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 42.03.02. Журналистика, направление: 42.03.05. Медиакоммуникации; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Нарративные исследования трансмедиа и видеоигр (Дисциплина общефакультетского пула; 2-4 модуль)рус
- Прикладной сторителлинг (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)рус
- Социокультурные коммуникации (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Социокультурные коммуникации (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 3 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Коммуникативные стратегии построения текста (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 42.03.02. Журналистика, направление: 42.03.05. Медиакоммуникации; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Социокультурные коммуникации (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 3, 4 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Исследования мифодизайна и вторичной реальности (в массовой культуре) (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-4 модуль)рус
- Коммуникативные стратегии построения текста (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 3 модуль)рус
- Коммуникативные стратегии построения текста (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Нарративные исследования трансмедиа и видеоигр (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-4 модуль)рус
- Социокультурная коммуникация (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Фэнтези в контексте современных медиа: трансформация нарратива (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Фэнтези в контексте современных медиа: трансформация нарратива (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)рус
Конференции
- 2023
XXIV Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Репрезентация Средневековья в современном фэнтези: трансмедийный аспект
Международная научная онлайн-конференция «Книга в книге» (посвященная 85-летию со дня рождения великого русского филолога Александра Викторовича Михайлова (1938–1995)) (Москва ). Доклад: Книга в книге как способ организации реальности в фэнтезийном нарративе
- 2022
Всероссийская научная конференция "Современные методы изучения культуры — XIV" (Москва). Доклад: Семантика и символика повседневности в фэнтези: от литературы к кинематографу и видеоиграм
Творчество Дж.Р.Р. Толкина в историко-литературном контексте (Москва). Доклад: Социокультурные смыслы «Властелина колец»: трансмедийная трансформация
- 2021
Интермедиальные и интертекстуальные трансформации литературного произведения: вселенная Гарри Поттера (Москва). Доклад: Трансмедийная вселенная Гарри Поттера: архетипы, коды, модусы повествования
- 2019
Мистификация – Fake. Приемы и функции создания // фальсификации фактов в исторической перспективе (Москва). Доклад: Сюжетно-смысловая функция мистификации и fake news в английской иносказательной прозе ХХ века: Г.К. Честертон и К.С. Льюис
“Transculturality in Eastern and Western Contexts“ (Трир). Доклад: Дискурс власти и кризис ценностей в социокультурной реальности
X международная конференция Школы философии НИУ ВШЭ «Способы мысли, пути говорения» (Москва). Доклад: Осмысление хронотопа государственной власти в коммуникативном пространстве фэнтези: Дж.Р.Р. Толкин, К.С. Льюис, Дж. Мартин, А. Сапковский"
- 2018
IX международная конференция «Способы мысли, пути говорения» (Москва). Доклад: "Политический миф и метафора власти в социокультурных коммуникациях"
«Фэнтези: духовные практики для секулярного мира» (Москва). Доклад: "Жанр фэнтези и репрезентация власти в XXI веке"
Эхо 1968 года. Пятьдесят лет спустя. 1968/2018 (Мосва). Доклад: Личность vs Система: категории свободы и несвободы в литературном контексте 60-х годов
"Художественно-документальная проза: генезис, жанры, методы" (москва). Доклад: "Фэнтези: коммуникативная функция истории и "память жанра""
- 2017
VIII международная конференция «Способы мысли, пути говорения» (Москва). Доклад: "Осмысление реальности и дихотомия власти: Г.К. Честертон, Дж.Р.Р. Толкин, К.С. Льюис"
- 2016
VII Международная конференция Школы философии НИУ ВШЭ "Способы мысли, пути говорения" (москва). Доклад: Political myth: Chronotope of alternative reality
- 2010
XIV международной конференции Школы философии и культурологии. Доклад: Трансмедийный канон и категория будущего: конфликт интерпретаций
Участие в редколлегиях научных журналов
Информация*
- Общий стаж: 25 лет
- Научно-педагогический стаж: 25 лет
- Преподавательский стаж: 25 лет
«Похвалить чувство юмора человека — почти признаться ему в любви»: Артём Прохоров о роли юмора в драматургии
Драматургический подход к созданию контента играет огромную роль в современном мире, где конкуренция за внимание аудитории становится все более жесткой. Онлайн-платформы наполняются интерактивным, персонализированным содержанием, а его создатели все чаще прибегают к внедрению развлекательных элементов.
Путь преподавателя: интервью с Марией Штейнман
Когда в группе редакции Института медиа появилось задание сделать интервью с профессором Института медиа и признанным специалистом по фэнтези, мифодизайну и английской литературе Марией Штейнман, мы – две будущие журналистки – откликнулись одновременно, поэтому получили «добро» сделать этот материал совместно, не ограничивая себя в креативе. При этом мы и сами понимали, что с нашей собеседницей – знатоком сказок и фантастических сюжетов – по-другому просто не получится. А раз уж мы, авторы, тоже на время решили стать сказочниками, то и продолжим рассказ в таком ключе.
Что исследуют преподаватели Вышки: специальный выпуск «Научных боев»
В Высшей школе экономики в рамках фестиваля «Наука³» прошел специальный выпуск «Научных боев». Защищать свои проекты на сцену вышли преподаватели Вышки, а студенты — полуфиналисты и финалисты прошлых сезонов — заняли места в жюри. Исследователи посвятили зрителей в мир современной дендрохронологии, психологических видео на YouTube, фэнтезийных вселенных и монетизации исследований паттернов потребления.
Как проложить «Дорогу к звездам» земными технологиями
Советские режиссеры-фантасты в известном смысле были не меньшими первопроходцами, чем те, кто осваивал космос. С их «пустолазами», декорациями звездного неба и моделями космических станций далекое пространство обретало форму, становилось понятным и почти осязаемым. Одним из таких первопроходцев в кинематографе стал Павел Клушанцев. О создании фильма «Дорога к звездам» и о том, что помогло режиссеру «взлететь до небес», рассказала профессор Института медиа НИУ ВШЭ Мария Штейнман в рамках Московского научного кинолектория.
Дорога к звездам: ВШЭ продолжает кинопоказы вместе с Ленинкой, Обществом «Знание» и Госфильмофондом
В конце октября состоялся очередной кинопоказ в рамках Московского научного кинолектория — совместного проекта Высшей школы экономики, Московского городского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Зрители увидели фильм Павла Клушанцева «Дорога к звездам» (1957).
«… сказки никогда по-настоящему не кончаются… »
8 сентября в здании на Покровском бульваре состоялся мастер-класс, на который пришли школьники Распределенного лицея НИУ ВШЭ.
Завершила свою работу конференция «Креативные индустрии: идеи, практики, инновации 2023»
23–24 марта 2023 года состоялась седьмая по счёту международная конференция молодых исследователей и практиков в сфере креативных индустрий. Конференция проводится ежегодно с целью углубленного изучения проблематики междисциплинарных исследований и развития проектов в области творческих индустрий и креативной экономики.
Нужен ли закон о блогерах: острая дискуссия на Кафедре ЮНЕСКО Вышки
12 ноября 2020 г. в Вышке прошла в непрерывном 7-часовом формате онлайн-конференция «Уроки «закона о блогерах» (2014 – 2017 гг.): актуальные проблемы и адекватные решения», организованная недавно созданным Международным научно-образовательным центром «Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам» в сотрудничестве с Национальной ассоциацией блогеров.
Рокамболь жив/Да здравствует русский Рокамболь!
29 мая 2020 года на заседании департамента общей и прикладной филологии состоялась успешная предзащита кандидатской диссертации Алексей Лукашкина (научные руководители: профессор, руководитель департамента общей и прикладной филологии, д. филол. н. Пенская Елена Наумовна; Пьер Глод, профессор университета Париж — Сорбонна (Париж 4)).
«В скафандре или рыцарских доспехов — притча остаётся притчей»
Для человеческого общения и научной дискуссии даже восстание машин не помеха.
«Как на Лысой горе Чертов камень лежит…»
Скелетон Джек, волшебные палочка, метла и инфернальное эхо: в Департаменте общей и прикладной филологии прошел «Вальпургиевый» семинар.
Литература — не для слабонервных: «Добро пожаловать в мир благородного безумия!»
В рамках образовательного видеоблога Creative Space профессор ДОПФ Мария Штейнман продолжает выкладывать серию научно-популярных видео, посвященных русской и зарубежной литературе и культуре. Автор рассматривает образ Наташи Ростовой, символику отношений Сони и Николая Ростова из «Войны и мира», архетип Бабы-яги в мировой культуре, киноязык И. Бергмана на примере фильмов «Седьмая печать» и «Земляничная поляна», тему власти в финале сериала HBO «Игра престолов» и многое другое. Обсуждение видео-лекций в комментариях перерастает в полноценную продуктивную дискуссию и служит импульсом для поиска параллелей в культуре и даже для самостоятельного творчества.
Сверхчеловек и не только…
Профессор департамента общей и прикладной филологии НИУ ВШЭ, автор образовательного видеоблога «Creative Space» Мария Штейнман выступила с докладом о философской прозе Стругацких.
Хорошей компании онлайн не помеха
16 апреля состоялось первое заседание ДОПФ «из подполья». Совещание прошло в формате Zoom-конференции.
Представители Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ выступили на конференции в Трире
Представители Факультета гуманитарных наук выступили на конференции в Трире
Exhibition about 1968 Events Opens in HSE Building
A new exposition in the assembly hall of the HSE building on Staraya Basmannaya is dedicated to the events of August 1968: the invasion of Czechoslovakia by Soviet troops. Here, you can see declassified documents from the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union archives; leaflets and posters; amateur photos by railroad worker Josef Kut illustrating what was happening on the streets of Prague; and a ‘graphic diary’ by Czech artist Jiří Jirásek.
В здании ВШЭ открылась экспозиция, рассказывающая о событиях 1968 года
Экспозиция, которая расположилась в здании ВШЭ на Старой Басманной в актовом зале, посвящена событиям августа 1968 года — вводе советских войск в Чехословакию. Здесь можно увидеть рассекреченные документы из фондов ЦК КПСС, листовки и плакаты, любительские фотографии железнодорожника Йозефа Куты, иллюстрирующие, что творилось на улицах Праги, «графический дневник» чешского художника Иржи Йирасека.