• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дорога к звездам: ВШЭ продолжает кинопоказы вместе с Ленинкой, Обществом «Знание» и Госфильмофондом

В конце октября состоялся очередной кинопоказ в рамках Московского научного кинолектория — совместного проекта Высшей школы экономики, Московского городского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Зрители увидели фильм Павла Клушанцева «Дорога к звездам» (1957). 

Миссия кинолектория — познакомить зрителя с наукой через формат кинопоказов научно-популярных фильмов советского периода с сопровождающими лекциями ведущих ученых.

Павел Клушанцев первым смешал научно-популярное кино с научной фантастикой и считается родоначальником этого жанра в кинематографе. «Дорога к звездам» рассказывает о теории Циолковского, увлекательно описывает законы баллистики и принципы космических полетов. В форме игрового кино здесь показаны первые в мире полеты человека в космос (за четыре года до старта Юрия Гагарина) и на Луну (за 12 лет до «Аполлона-11»).

Мария Штейнман

«Фильм “Дорога к звездам” намного опережал свое время не только с точки зрения киноискусства, но и как один из первых научно-популярных художественных фильмов, — подчеркнула Мария Штейнман, профессор Института медиа НИУ ВШЭ и руководитель научно-учебной группы «Фэнтези как трансмедийный феномен» НИУ ВШЭ. — Удивительно, что авторы фильма впервые демонстрируют зрителям, как именно происходит настоящий старт космической ракеты, отделение всех ступеней и эффект невесомости в космосе, еще задолго до появления цифровых технологий». 

Показ фильма сопровождался лекцией Марии Штейнман. Она рассказала о советской научной фантастике в литературе и кино, а также о том, почему визуальные эффекты и технические решения Павла Клушанцева намного опередили свое время и возможности кинематографа тех лет. С ним консультировался Роберт Скотак, работавший над «Терминатором», «Титаником» и «Чужими», а режиссер Джордж Лукас называл его крестным отцом своих «Звездных войн».

Андрей Кожанов

Андрей Кожанов, директор Центра академического развития студентов и Московского городского отделения Российского общества «Знание», отметил, что каждая из встреч Московского научного кинолектория — особенная. «Лекция перед фильмом “Дорога к звездам” — больше, чем про этот удивительный фильм. Она про научно-фантастический жанр как утопию, технологическую фантазию, научный энтузиазм. Мы особенно рады видеть на наших кинопоказах будущих ученых, студентов и школьников, которые хотят связать свою жизнь с наукой», — добавил он.

Приглашаем студентов и сотрудников Вышки присоединяться к кинопоказам и вместе с экспертами и учеными размышлять о том, какие научные прогнозы сбылись, какие научные парадигмы победили, насколько способы популяризации научного знания через форматы неигрового кино актуальны сегодня. Кинолекторий проходит регулярно в кинозале Российской государственной библиотеки. Следите за анонсами лекций в телеграм-канале и на сайте кинолектория.

Вам также может быть интересно:

«КиноВышка»: полное погружение в мир кино

Центр современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ в партнерстве с Институтом кино НИУ ВШЭ 6 декабря запускает проект «КиноВышка» для школьников разных возрастов. Ребята будут учиться снимать фильмы, писать сценарии, работать на съемочной площадке, смогут овладеть многими другими навыками и побывать на мастер-классах известных кинематографистов.

Кинофестиваль «ЛАМПА»: ролики социального проекта ФКИ ВШЭ получили награды

Лучшие видеоролики проекта «Медиа акселератор для НКО» факультета креативных индустрий Высшей школы экономики получили престижные награды на международном кинофестивале «ЛАМПА». В номинации «Социальная видеореклама» жюри признало лучшей работу «Сними стигму с ВИЧ» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) — о людях с ВИЧ, подвергающихся дискриминации. Два других видеоролика проекта — «Натюрморт» (режиссер Борис Чертков, продюсер Элеонора Клементьева) по теме фудшеринга и «Доброворот» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) о вторичном потреблении одежды — стали дипломантами фестиваля. Церемония награждения состоялась в начале октября в Перми.

В НИУ ВШЭ проходит кинофестиваль «Метр с кепкой»

21 августа в Центре культур НИУ ВШЭ состоялось открытие первого студенческого кинофестиваля «Метр с кепкой». Ближайшую неделю его гости смогут посетить лекции от преподавателей Института кино НИУ ВШЭ и посмотреть киноработы участников фестиваля. 27 августа на закрытии будут объявлены победители в номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа».

Фильм о науке Вышки показали в рамках фестиваля «Гагарин.doc»

Первый фестивальный показ документального фильма «Мир 2052. Увидеть будущее» состоялся в рамках VII Международного фестиваля кино, науки и современного искусства «Гагарин.doc». Фестиваль проходит в Саратове, Оренбурге, Казани и других городах, фильм о науке Вышки был презентован в Оренбурге.

«Креативная индустрия учит проходить неудачи»

19 апреля в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре Институт кино ВШЭ организовал пресс-конференцию по теме «Достижения и новые цели». Кроме того, студенты образовательной программы «Актер» представили результаты первого года обучения.

«Здесь много личного, о чем хотелось рассказать»

В начале апреля в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» состоялась официальная премьера фильма «Наводнение», режиссером которого выступил творческий руководитель направления «Экранные искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Иван И. Твердовский. Кинокартина снята по мотивам повести Евгения Замятина.

Фильм студента НИУ ВШЭ будет представлен на 44-м Московском международном кинофестивале

«Теория двойных планет», режиссерская работа студента 4-го курса Школы дизайна Вышки Савелия Осадчего, включена в программу основного конкурса короткого метра ММКФ. Всего на фестиваль, который пройдет с 26 августа по 2 сентября, приедут более 230 картин из 65 стран мира. В конкурсе короткого метра — только два фильма из России.

Средневековье в кинематографе. Киномедиевализм как рефлексия о современности

Европа, пережившая в ХХ веке тяжелейшие травмы — две мировые войны, — во второй половине столетия остро заинтересовалась собственной историей, в частности — Средневековьем. Это относится как к науке, так и к культуре в целом. Серьезные киноленты таких мастеров, как Пазолини, Бергман, Росселлини, Бунюэль, Тарковский, Герман, формально посвященные средневековым сюжетам или героям, поднимали вечные вопросы и были попыткой с помощью прошлого понять настоящее. Об этом в новой колонке рассказывает доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ Олег Воскобойников.

Тест: что вы знаете о российском дореволю­ционном кино?

В 1900-1910 гг. кинематограф быстро становился важной частью русской культуры и повседневной жизни. За это время было снято более 2500 фильмов, пригороды Москвы превратились в съемочную площадку, по всей стране открывались кинотеатры. Вы можете узнать об этом больше на сайте «Раннее русское кино», а в тесте IQ.HSE проверить, насколько вы разбираетесь в дореволюционном кинематографе.

Джармуш, Тарантино, Вышка: премьеры Каннского фестиваля

14 мая фильмом «Мертвые не умирают» Джима Джармуша открывается 72-й Каннский международный кинофестиваль. В официальную российскую делегацию вошли студенты Высшей школы кино «Арка», реализующей совместные программы допобразования с факультетом коммуникации, медиа и дизайна ВШЭ. Короткометражные фильмы студентов покажут в рамках ежегодного альманаха Global Russians.