• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фильм студента НИУ ВШЭ будет представлен на 44-м Московском международном кинофестивале

Кадр из фильма «Теория двойных планет»

Кадр из фильма «Теория двойных планет»
Фото из личного архива Савелия Осадчего

«Теория двойных планет», режиссерская работа студента 4-го курса Школы дизайна Вышки Савелия Осадчего, включена в программу основного конкурса короткого метра ММКФ. Всего на фестиваль, который пройдет с 26 августа по 2 сентября, приедут более 230 картин из 65 стран мира. В конкурсе короткого метра — только два фильма из России.

Савелий Осадчий учится на профиле «Экранные искусства» программы «Современное искусство» Школы дизайна НИУ ВШЭ. Какие кураторы нужны будущим режиссерам и что такое съемки фестивального кино, он рассказал новостной службе портала.

Савелий Осадчий
Фото из личного архива

О поступлении в Вышку

До середины 11-го класса я готовился к математическому будущему. Ходил на Малый мехмат МГУ, любил физику и информатику. Но, как это часто бывает, перед сдачей ЕГЭ внутри что-то щелкнуло. Любовь к наукам всегда сопровождалась любовью к созданию чего-то нового и экспериментам.

Я — классический пример человека, которому в детстве дарят камеру, а потом камера становится для него неотъемлемым атрибутом повседневности

Выбор творческого направления был для меня своего рода чит-кодом. Математическое мышление находит свое отражение в моих работах и сегодня. Школа дизайна, как мне кажется, нацелена на то, чтобы создать максимально тепличные условия для раскрытия потенциала студентов. Здесь на тебя не давят, и от этого сильнее встает вопрос личной ответственности. Это взрослый подход, единственно верный в нашем поле деятельности. Сейчас я перешел на 4-й курс, впереди дипломный фильм.

Зачем куратору быть режиссером

На 1-м курсе мы занимались всем: от аппликаций с пластилином до работы с 3D-анимацией. Поворотным моментом стал 2-й курс, когда обучение приобрело формат режиссерских мастерских. Иван И. Твердовский стал нашим куратором. Он с первого занятия дал нам почувствовать ритм профессии, и это не могло не повлиять на нас.

Критически важно, чтобы куратор был действующим режиссером, в этом плане нам бесконечно повезло с Иваном. Итогом 3-го курса стал короткометражный фильм. Это наша первая возможность заявить о себе как об авторах без рамок учебного задания. Идея сюжета зародилась еще на 2-м курсе, на парах по драматургии с Олегом Сироткиным (российский сценарист, преподаватель теории драматургии. — Ред.). Образ живой статуи казался мне неприлично простым и от этого бесконечно притягательным. В дальнейшем внутреннем диалоге родилась «Теория» в том виде, в котором она существует сейчас.

О фильме «Теория двойных планет»

Для меня это кино про ощущение, которое я проживал, будучи пятнадцатилетним. А образ живой статуи — своего рода приглашение к разговору с самим собой, который особенно остро проходит именно в подростковом кризисе. Кино про первый надлом себя в контексте семьи, про любовь, про одиночество. Мне хочется верить, что оно получилось искренним.

Основную программу ММКФ-2022 откроет фильм «Сердце Пармы» режиссера Антона Мегердичева по одноименному роману Алексея Иванова. Закроет фестиваль кинолента «Решение уйти» Пак Чхан Ука (Республика Корея), удостоенная приза за лучшую режиссуру в Каннах.

В конкурсе короткометражного кино участвуют 18 фильмов из разных стран — Испании, Франции, Швейцарии, Израиля, Мексики, Ирана, Эквадора, Сербии, России и других. В жюри этого конкурса вошли режиссер Гур Бентвич (Израиль), режиссер и продюсер Мишель Дзампино (Италия) и актриса Александра Ребенок (Россия).

Почти вся наша команда — это студенты разных вузов. Но у нас изначально была цель выйти за пределы студенческой работы и сделать кино высокого, фестивального уровня. Мы просто жили этим фильмом, максимально вкладывали себя. Думаю, мы все профессионально выросли после «Теории».

Иван И. Твердовский изначально готовил нас к тому, что фестиваль — это не ярмарка тщеславия, а инструмент профессии. Когда появилась первая монтажная сборка, мы с продюсером сразу начали отправлять ее на все возможные фестивали. О том, что придет ответ от ММКФ, никто и не думал.

О съемочном процессе

Съемки — это большая трудность, состоящая из бесконечного количества подтрудностей, решением которых занимаются отдельные цеха и люди с профессией. Мы сами организовывали весь съемочный процесс. Было сложно, но это необходимый этап для овладения профессией и ее понимания. На каждом из этапов решались свои вопросы и задачи — от написания сценария и поиска команды до согласования объектов для съемок и подписания юридических документов. Естественно, преодолевали это все мы под чутким кураторством Ивана, указывавшего нам на возможные решения патовых, как нам казалось, ситуаций.

Я очень надеюсь, что «Теория» будет жить и после ММКФ, найдет своего зрителя и на других площадках. Конечно, впереди еще дипломный фильм в Школе дизайна, после которого я надеюсь продолжить карьеру режиссера.

Вам также может быть интересно:

«КиноВышка»: полное погружение в мир кино

Центр современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ в партнерстве с Институтом кино НИУ ВШЭ 6 декабря запускает проект «КиноВышка» для школьников разных возрастов. Ребята будут учиться снимать фильмы, писать сценарии, работать на съемочной площадке, смогут овладеть многими другими навыками и побывать на мастер-классах известных кинематографистов.

Дорога к звездам: ВШЭ продолжает кинопоказы вместе с Ленинкой, Обществом «Знание» и Госфильмофондом

В конце октября состоялся очередной кинопоказ в рамках Московского научного кинолектория — совместного проекта Высшей школы экономики, Московского городского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Зрители увидели фильм Павла Клушанцева «Дорога к звездам» (1957).

Кинофестиваль «ЛАМПА»: ролики социального проекта ФКИ ВШЭ получили награды

Лучшие видеоролики проекта «Медиа акселератор для НКО» факультета креативных индустрий Высшей школы экономики получили престижные награды на международном кинофестивале «ЛАМПА». В номинации «Социальная видеореклама» жюри признало лучшей работу «Сними стигму с ВИЧ» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) — о людях с ВИЧ, подвергающихся дискриминации. Два других видеоролика проекта — «Натюрморт» (режиссер Борис Чертков, продюсер Элеонора Клементьева) по теме фудшеринга и «Доброворот» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) о вторичном потреблении одежды — стали дипломантами фестиваля. Церемония награждения состоялась в начале октября в Перми.

В НИУ ВШЭ проходит кинофестиваль «Метр с кепкой»

21 августа в Центре культур НИУ ВШЭ состоялось открытие первого студенческого кинофестиваля «Метр с кепкой». Ближайшую неделю его гости смогут посетить лекции от преподавателей Института кино НИУ ВШЭ и посмотреть киноработы участников фестиваля. 27 августа на закрытии будут объявлены победители в номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа».

Фильм о науке Вышки показали в рамках фестиваля «Гагарин.doc»

Первый фестивальный показ документального фильма «Мир 2052. Увидеть будущее» состоялся в рамках VII Международного фестиваля кино, науки и современного искусства «Гагарин.doc». Фестиваль проходит в Саратове, Оренбурге, Казани и других городах, фильм о науке Вышки был презентован в Оренбурге.

«Креативная индустрия учит проходить неудачи»

19 апреля в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре Институт кино ВШЭ организовал пресс-конференцию по теме «Достижения и новые цели». Кроме того, студенты образовательной программы «Актер» представили результаты первого года обучения.

«Здесь много личного, о чем хотелось рассказать»

В начале апреля в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» состоялась официальная премьера фильма «Наводнение», режиссером которого выступил творческий руководитель направления «Экранные искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Иван И. Твердовский. Кинокартина снята по мотивам повести Евгения Замятина.

Средневековье в кинематографе. Киномедиевализм как рефлексия о современности

Европа, пережившая в ХХ веке тяжелейшие травмы — две мировые войны, — во второй половине столетия остро заинтересовалась собственной историей, в частности — Средневековьем. Это относится как к науке, так и к культуре в целом. Серьезные киноленты таких мастеров, как Пазолини, Бергман, Росселлини, Бунюэль, Тарковский, Герман, формально посвященные средневековым сюжетам или героям, поднимали вечные вопросы и были попыткой с помощью прошлого понять настоящее. Об этом в новой колонке рассказывает доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ Олег Воскобойников.

Тест: что вы знаете о российском дореволю­ционном кино?

В 1900-1910 гг. кинематограф быстро становился важной частью русской культуры и повседневной жизни. За это время было снято более 2500 фильмов, пригороды Москвы превратились в съемочную площадку, по всей стране открывались кинотеатры. Вы можете узнать об этом больше на сайте «Раннее русское кино», а в тесте IQ.HSE проверить, насколько вы разбираетесь в дореволюционном кинематографе.

Джармуш, Тарантино, Вышка: премьеры Каннского фестиваля

14 мая фильмом «Мертвые не умирают» Джима Джармуша открывается 72-й Каннский международный кинофестиваль. В официальную российскую делегацию вошли студенты Высшей школы кино «Арка», реализующей совместные программы допобразования с факультетом коммуникации, медиа и дизайна ВШЭ. Короткометражные фильмы студентов покажут в рамках ежегодного альманаха Global Russians.