Варга Анна Яковлевна
- Приглашенный преподаватель: Факультет социальных наук / Департамент психологии
- Руководитель программы повышения квалификации: Предписания в «миланском подходе»
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2014 году.
- Научно-педагогический стаж: 38 лет.
Oбразование и учёные степени
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
- Курс обучения системной семейной психотерпии (1991–1993, 400 часов)
Тренер и супервизор — Ханна Вайнер, тренер AFTA и президент IFTA
(Миланская школа) - Обучение теории М.Боуэна (2001–2003)
Тренеры и супервизоры — Кэтрин Бейкер и Питер Тайтельман
(Центр М. Боуэна, Джорджтаун, Вашингтон, США) - Курс обучения психодраме (1991–1994, 600 часов)
Тренер и супервизор Горан Хохберг
(Скандинавская академия психодрамы)
Достижения и поощрения
- Благодарность Факультета социальных наук НИУ ВШЭ (декабрь 2019)
- Благодарность Департамента психологии НИУ ВШЭ (декабрь 2017)
Лучший преподаватель — 2019–2020
Участие в редколлегиях научных журналов
Участие в профессиональных ассоциациях
- Член правления РОО "Общество семейных консультатнтов и психотерапевтов".
- Член Международной Ассоциации семейных психотерапевтов (IFTA).
- Член Тренингового комитета Европейской Ассоциации семейных психотерапевтов (EFTA-TIC)
Награды
Награждена Американской Ассоциацией семейных психотерапевтов AAMFT и обществом AVANTA за развитие теории В.Сатир в России (США, Калифорния, Аннахайм, 7 октября 1993 г.)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Общая методология психологии, системный подход и классические подходы системной семейной терапии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)рус
- Общая методология психологии, системный подход и классические подходы системной семейной терапии (Маго-лего; 1-3 модуль)рус
- Семинар наставника "Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Общая методология психологии, системный подход и классические подходы системной семейной терапии (Маго-лего; 1-3 модуль)рус
- Общая методология психологии, системный подход и классические подходы системной семейной терапии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)рус
- Семинар наставника "Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Методология системного подхода в психотерапии и основные классические школы системной терапии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)рус
- Методология системного подхода в психотерапии и основные классические школы системной терапии (Маго-лего; 2, 3 модуль)рус
- Семинар наставника "Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2, 3 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Развитие системных техник от классики к современности (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2, 3 модуль)рус
- Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2-4 модуль)рус
- Теория и методология современной психологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)рус
- Трансгенерационный подход (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Основные подходы в психологическом консультировании (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Развитие системных техник от классики к современности (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2-4 модуль)рус
- Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Теория и методология современной психологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Трансгенерационный подход (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)рус
Программы дополнительного образования
- Личность и семья: методы исследований и психотерапии (Повышение квалификации; где читается: Факультет социальных наук)
- Предписания в «миланском подходе» (Повышение квалификации; где читается: Факультет социальных наук)
- Принципы построения и основные техники домашних заданий в ОРКТ (Повышение квалификации; где читается: Факультет социальных наук)
Возможно ли воспитать детей "правильно"?
Online курс "Возможно ли воспитать детей правильно?" на "Coursera" - посвящен системным влияниям на воспитание и развитие ребенка в семье. Рассмытриваются коммуникации с ребенком и стили воспитания в ядерной семье, особенности формирвания привязанности младенца к материи или ухаживающему взрослому. Обсуждается влияние социо-культурных факторов. Цель курса показать, насколько воспитание и выращивание ребенка в семье, сложный процесс.
Гранты
2002–2004 гг. Грант Института Открытое Общество “Коллегия помогающих специалистов”.
Варга А.Я. – ответственный исполнитель проекта.
Цель проекта: создание самовоспроизводящейся системы профессиональной поддержки негосударственных некоммерческих общественных организаций, деятельность которых направлена на оказание помощи людям, страдающим от разного рода насилия.
Задачи проекта:
1. Обеспечение, поддержка и развитие взаимодействия профессионалов в сети путем проведения регулярных сетевых тематических конференций, сетевых супервизий и организации форумов на специально созданном сайте проекта с привлечением экспертов, ведущих специалистов в своих областях помогающей деятельности.
2. Осуществление очных мероприятий по взаимодействию профессионалов: обмен опытом, обучение, консилиумы трудных случаев, проведение очного тренинга и семинара.
3.Создание и апробирование модели супервизирования профессиональной помогающей деятельности НКО путем проведения регулярных модульных супервизий для московских организаций с использованием профессионального ресурса пула экспертов Коллегии;
4. Разработка модели организации взаимодействия молодых профессионалов с третьим сектором (обучение, стажировки, добровольческая деятельность студентов и т.д.).
Результаты деятельности по проекту:
1.Организовано сетевое обучение и повышение квалификации психотерапевтов и консультантов по работе с семьями в 14 городах России.
2.Организовано и проведено 9 круглых столов в очном и сетевом режимах.
2005–2008 гг. Грант фонда КАФ – "Будущее детям Беслана".
Варга А.Я. – координатор направления.
Цель проекта: создание условий для улучшения психологического состояния населения, пострадавшего от террористических актов, социальных и техногенных катастроф. Разнообразные психотравмирующие события террористические акты,(взрывы самолетов, взрывы в метро, захваты заложников) техногенные катастрофы,( гибель подлодки «Курск»,) остановки градообразующих производств во многих районах России ( г. Шахты и др.) стали нормой жизни в современной России. Это заметно сказывается на психологическом состоянии населения. Последняя трагедия – захват заложников в Беслане, привела к тотальному постравматическому стрессовому расстройству( ПТСР) у всего населения города. Психологическая помощь пострадавшим от террора и катастроф, получившим ПТСР, крайне необходима. Создание модульной социально-психологической службы по работе с семьями и детьми, пострадавшими от террора и других катастроф в г. Беслане позволит распространить опыт ее работы на Северный Кавказ и другие горячие точки.
Задачи проекта:
Обучение психологов г. Беслана и Владикавказа оказанию психологической помощи семье и детям.
Обучение разработке образовательных технологий, направленных на работу с педагогическим и психологическим персоналом детских учреждений г. Беслана.
Результаты деятельности по проекту:
За год деятельности по проекту группа, состоящая из 12 человек, психологи и педагоги г. Беслана получили знания о системной семейной психотерапии и системной игровой терапии.
Они работают в больнице г. Беслана в детском игровом центре. Оказывают помощь детям и их родителям- жертвам трагедии.
Конференции
- 2020
II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии "Консультативная психология: вызовы практики" (Москва). Доклад: "Люди или животные: дети и домашние питомцы в дискурсах потенциальных усыновителей и владельцев домашних питомцев"
- 2019
ПСИХОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРИЗИСНОЙ ПСИХОЛОГИИ (Минск). Доклад: Травмоцентрическая ментальность: от лагерных правил к общечеловеческим ценностям
XVI European Congress of Psychology (Москва). Доклад: Interaction between a significant adult and a toddler: evaluation and psychotherapy, cross-cultural aspect
Научно-практическая конференция "Без цензуры" (Москва ). Доклад: Кризис брака: домашние питомцы в семейной системе
- 2018
Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Васильевича Василюка (Москва). Доклад: Динамика понимания взаимодействия в терапевтическом процессе- по направлению к незнанию
Psy-Вышка: конференция молодых учёных Актуальные проблемы психологической науки (Москва ). Доклад: "Представления об отношениях привязанности у людей с разными стилями привязанности"
- 2017
I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: реальность и перспективы» (Москва). Доклад: Трудности работы психотерапевта внутри организаций- тревожные треугольники
Международная практическая конференция 1.0. Психология: вызовы современности (Москва). Доклад: Мастер-класс «Супружеские проблемы- поиски решения»
- 2016
9th EFTA-TIC Meeting of Trainers (Афины). Доклад: Multigenerational Transmission process and Social Trauma
- 2015
Коллоквиум по трудам Г.Бейтсона: Pattern that Connects. (Москва). Доклад: "Симметричный и комплементарный шизмогенез в дисфункциональных семьях"
Bowen Theory Around the World”Pittsburgh, PA, USA, (Питтсбург). Доклад: Bowen Theory Training in Moscow
Психологические проблемы современной семьи (Москва). Доклад: Современные тенденции в обучении психологической помощи семье.
Образовательный проект к премьере спектакля "Нюрнберг". (Москва). Доклад: Травмоцентрические семьи как наследие ХХ века
Психологические проблемы современной семьи (Москва). Доклад: «Кризис семьи и животные — домашние питомцы» .
Зимняя школа НИУ ВШЭ (Московская обл ). Доклад: Что может системная семейная психотерапия
Международный конгресс «Интегративные процессы в большой психотерапии. Психотерапия здоровых. Духовно-ориентированная психотерапия. (Москва). Доклад: Актуальные направления исследований современной семьи. Интеграция в практику системного семейного психотерапевта
YIII международная научно-практическая конференция Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы (г. Москва). Доклад: "Пленарный доклад. Обучение студенческой молодежи семейной психотерапии - проблемы и вызовы"
Заседание Общественной палаты г. Москвы "Психологические аспекты социальных процессов" (г. Москва). Доклад: "Кризис брака как ответ на вызовы современности"
Мастер-класс факультета социальных наук НИУ ВШЭ (Москва). Доклад: "Браки заключаются на небесах?"
- 2011
“Tools for Effective Training, Therapy and Research / EFTA-TIC. (Брюссель). Доклад: Pets as elements of the Family System
- 2010
"Психологические аспекты социальнызх процессов", (Москва). Доклад: "Кризис брака как ответ на вызовы современности"
- 2008
"Teaching Heterosexual students how to work with same-sex couple". Совм. с Г.Будинайте. на 4th Meeting of Trainers EFTA-TIC “Training in Family Therapy: Integrating Content, Form and Relationship” (Тулуза). Доклад: "Teaching Heterosexual students how to work with same-sex couple.
- 2006
Средиземноморская научная конференция «Мультимодальная терапия и культура: два способа понимания сознания» (Бари). Доклад: «Системная терапия в работе с травмой. Ситуация в России. Опыт Беслана»
- 2004
XIV Всемирный конгресс по семейной терапии Международной ассоциации семейной терапии (Стамбул). Доклад: "Experience of Advanment of Systemic Family Psychotherapy within the Network Project of the Society of Russian Consultants and Psychotherapists “Collegium of Assisting Specaialists"
Международный конгресс "Психотерапия и консультирование семьи, Личности, социума." (Москва ). Доклад: "Типичные предрассудки Российских семейных психотерапевтов"
- 2002
Международная научно-практическая Конференция «Семья – надежда завтрашнего дня» (Москва ). Доклад: "Системные факторы стабильности брака"
Ежегодный конгресс Профессиональной Психотерапевтической Лиги (Москва ). Доклад: "Измена: всегда ли травма?"
- 2000
12 конференция Международной Ассоциации семейных психотерапевтов (Осло). Доклад: "Нарушение материнского поведения и особенности восприятия младенца"
Х Международная конференция памяти протоирея Александра Меня (Москва ). Доклад: "Влияние алкоголизма на динамику семейной жизни"
научно-практической Конференция памяти Раисы Максимовны Горбачевой “Человек и семья: преодоление насилия” (Москва ). Доклад: "Насильники поневоле"
Организация конференций:
Международная научно-практическая конференция "Возможности системной психотерапии в эпоху террора и насилия"
Председатель организационного комитета
21.09.2006 - 24.09.2006
Российская Федерация, г. Москва
Организаторами конференции выступили:
Общество Семейных Консультантов и Психотерапевтов;
Институт Практической Психологии и Психоанализа;
Профессиональная Психотерапевтическая Лига;
при поддержке Института Толерантности и Фонда CAF.
Научно-практическая конференция "Современное поле семейной психотерапии"
Председатель организационного комитета
23.09.2018 - 24.09.2018
Российская Федерация, г. Москва
Организаторами конференции выступили:
Общество Семейных Консультантов и Психотерапевтов;
Магистерская программа "Системная семейная психотерпия" НИУ ВШЭ.
Участие в конференциях:
"E-learning Stakeholders Researchers Summit. HSE and Coursera"
5.12.2018 - 6.12.2018
Российская Федерация, г. Москва
"Психологические проблемы современной семьи"
Руководитель Секции "Домашние питомцы в контексте семейных отношений"
3.10.2018 - 6.10.2018
Российская Федерация, г. Москва
"10th EFTA-TIC Meeting of Trainers “ΤΗΕ ΤΙΜΕΣ ΤΗΕΥ ARE A-CHANGING”: CREATIVITY IN SYSTEMIC TRAINING TODAY"
6.10.2017 - 8.10.2017
Мальта, г. Валетта
"8-th Congress EFTA Opportunities in a time of Crisis: The Role of the Family"
24.10.2013 - 27.10.2013
Турция, г. Стамбул
"Training and Research: Fostering Resilient Systems"
21.09.2012 - 23.09.2012
Македония, г. Охрид
"Ежегодный конгресс Профессиональной Психотерапевтической Лиги"
Руководитель Секции "Семейная психотерпия"
25.05.2002 - 26.05.2002
оссийская Федерация, г. Москва
"II ежегодная конференция Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги “Психотерапия на рубеже тысячелетия: опыт прошлого - взгляд в будущее”
Руководитель Секции "Семейная психотерпия"
04.2000
Российская Федерация, г. Москва
Опыт работы
Преподавательская деятельность:
- 1988–1990 — МГППУ им. Ленина, ф-т психологии и педагогики — доцент
- 1990–2014 — НОУЧ ИППИП — зав. кафедрой системной семейной психотерапии
Информация*
- Общий стаж: 49 лет
- Научно-педагогический стаж: 38 лет
- Преподавательский стаж: 16 лет
Доцент А.Я. Варга: «Надо профессиональную позицию оставлять в кабинете»
Доцент департамента психологии, системный семейный консультант, кандидат психологических наук Анна Яковлевна Варга — о вреде страха, средневековой психологии, еврейском вопросе и профессиональной деформации.
«Семья на самоизоляции»: лекционный онлайн-марафон от семейных психотерапевтов
11 мая по инициативе Лектория Вышки преподаватели магистерской программы «Системная семейная психотерапия» проведут четырехчасовой онлайн-марафон. В программе лекции на актуальные для супругов и родителей темы, а также возможность задать свои вопросы в прямом эфире.
Вышка рассказала о настоящем и будущем на Geek Picnic-2019
В июле Санкт-Петербург и Москва приняли традиционный научно-популярный фестиваль для любителей новейших технологий Geek Picnic. В этом году Вышка стала его официальным партнером. Гости фестиваля увидели разработки преподавателей, студентов и выпускников, послушали лекции ведущих экспертов ВШЭ. Как прошел Geek Picnic на Воробьевых горах столицы — в нашем фоторепортаже.
Как с пользой провести лето онлайн
В июне Вышка открывает два новых образовательных курса на Coursera и запускает акцию «Лето онлайн» на Национальной платформе открытого образования: впервые там можно будет пройти курсы ВШЭ в летний период.
Открываются три программы повышения квалификации для семейных психологов и психотерапевтов
Факультет социальных наук на базе магистерской программы «Системная семейная психотерапия» запускает серию коротких программ дополнительного профессионального образования для психологов и психотерапевтов.
Абитуриентам программы «Психология» нужно будет сдавать меньше экзаменов
Как поступить на бакалаврскую и магистерские программы по психологии в Вышке, в каких исследованиях принимают участие студенты-психологи, где они работают во время и после учебы, 15 октября расскажут на Дне открытых дверей Департамента психологии. Новшеств будет много.
Как домашние животные спасают отношения в семьях
Чаще всего семьи заводят домашних питомцев, когда ребенок проходит через очередной этап взросления.
Почему у российских школьников не бывает «легких» денег
Более трети россиян платят деньги детям за хорошую учебу и помощь по дому.
Отношения, которых мы очень хотим, но боимся
На лекции в Парке Горького в рамках проекта «Университет, открытый городу» руководитель магистерской программы ВШЭ «Системная семейная психотерапия» Анна Варга рассказала о браках, которые не всегда заключаются на небесах.
«Ты точно станешь практикующим психотерапевтом — такова особенность программы»
Все больше людей в России воспринимают визиты к психологу не как вынужденное явление, а как полезное. При этом часто проблемы, с которыми приходят клиенты, — это трудности в рамках семьи. Работать с такими проблемами учат на магистерской программе ВШЭ «Системная семейная психотерапия». О том, как проходит обучение, почему учеба на этой программе меняет представление психолога о сути возникающих трудностей и какие еще преимущества получают студенты, выпускник программы Максим Панов рассказал в интервью новостной службе ВШЭ.
12 причин учиться на психолога в Вышке
В Высшей школе экономики давно уже развивается масса направлений, не связанных собственно с экономикой. Одно из них — психология. Расскажем подробнее, чему и как учат студентов на бакалавской программе «Психология», и приведем аргументы, почему нужно идти именно в Вышку, если вы решили стать психологом.
В феврале в седьмой раз прошла Зимняя школа НИУ ВШЭ по психологии
С 1 по 5 февраля 2015 года в подмосковном пансионате «Солнечная поляна» прошла седьмая Зимняя школа НИУ ВШЭ по направлению «Психология».
«Трудно через всю жизнь пронести душевные отношения, а не ролевые»
Почему женщины готовы терпеть насилие в семье, а мужчины боятся говорить о проблемах? Как мужу и жене научиться слышать друг друга и почему не надо стесняться просить помощи? Об этом в интервью новостной службе ВШЭ рассказывает Анна Варга, руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия».