• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Телефон:
+7(495) 772-9590
15366
+7(903) 723-0311
Электронная почта:
Адрес: Армянский переулок, д. 4, стр. 2, каб. 203
Время работы: с сентября 2017 четверг с 15.30
Расписание
Резюме (DOCX, 40 Кб)
SPIN РИНЦ: 5654-7385
ORCID: 0000-0002-1180-1378
ResearcherID: M-1421-2015
Scopus AuthorID: 56329552300
Google Scholar
Руководитель
Фаликман М. В.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Варга Анна Яковлевна

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2014 году.
  • Научно-педагогический стаж: 32 года.

Образование, учёные степени

  • 1987
    Кандидат психологических наук
  • 1978

    Специалитет: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, специальность «Психология»

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

  • Курс обучения системной семейной психотерпии (1991–1993, 400 часов)
    Тренер и супервизор — Ханна Вайнер, тренер AFTA и президент IFTA
    (Миланская школа)
  • Обучение теории М.Боуэна (2001–2003)
    Тренеры и супервизоры — Кэтрин Бейкер и Питер Тайтельман
    (Центр М. Боуэна, Джорджтаун, Вашингтон, США)
  • Курс обучения психодраме (1991–1994, 600 часов)
    Тренер и  супервизор Горан Хохберг
    (Скандинавская академия психодрамы)

Достижения и поощрения

Благодарность Департамента психологии НИУ ВШЭ (декабрь 2017)

Участие в профессиональных ассоциациях

  • Член правления РОО "Общество семейных консультатнтов и психотерапевтов".
  • Член Международной Ассоциации семейных психотерапевтов (IFTA).
  • Член Тренингового комитета Европейской Ассоциации семейных психотерапевтов  (EFTA-TIC)

Награды

Награждена Американской Ассоциацией семейных психотерапевтов AAMFT и обществом AVANTA за развитие теории В.Сатир в России (США, Калифорния, Аннахайм, 7 октября 1993 г.)

Выпускные квалификационные работы студентов

Полный список ВКР

Учебные курсы (2018/2019 уч. год)

Учебные курсы (2017/2018 уч. год)

Учебные курсы (2016/2017 уч. год)

Учебные курсы (2015/2016 уч. год)

Учебные курсы (2014/2015 уч. год)

Возможно ли воспитать детей "правильно"?

Online курс "Возможно ли воспитать детей правильно?" на "Coursera" - посвящен системным влияниям на воспитание и развитие ребенка в семье. Рассмытриваются коммуникации с ребенком и стили воспитания в ядерной семье,  особенности формирвания привязанности младенца к материи или ухаживающему взрослому. Обсуждается влияние социо-культурных факторов. Цель курса показать, насколько воспитание и выращивание ребенка в семье, сложный процесс.

 

Участие в редколлегиях научных журналов

С 2017 г.: главный редактор журнала «Психология и психотерапия семьи».

Гранты

2002–2004 гг. Грант Института Открытое Общество “Коллегия помогающих специалистов”.
Варга А.Я. – ответственный исполнитель проекта.
Цель проекта: создание самовоспроизводящейся системы профессиональной поддержки негосударственных некоммерческих общественных организаций, деятельность которых направлена на оказание помощи людям, страдающим от разного рода насилия. 
Задачи проекта:
1. Обеспечение, поддержка и развитие взаимодействия профессионалов в сети путем проведения регулярных сетевых тематических конференций, сетевых супервизий и организации форумов на специально созданном сайте проекта с привлечением экспертов, ведущих специалистов в своих областях помогающей деятельности. 
2. Осуществление  очных мероприятий по взаимодействию профессионалов: обмен опытом, обучение, консилиумы трудных случаев, проведение очного тренинга и семинара. 
3.Создание и апробирование модели супервизирования профессиональной помогающей деятельности НКО путем проведения регулярных модульных супервизий для московских организаций с использованием профессионального ресурса пула экспертов Коллегии;
4. Разработка модели организации взаимодействия молодых профессионалов с третьим сектором (обучение, стажировки, добровольческая деятельность студентов и т.д.).
Результаты деятельности по проекту:
1.Организовано сетевое обучение и повышение квалификации психотерапевтов и консультантов по работе с семьями в 14 городах России.
2.Организовано и проведено 9 круглых столов в очном и сетевом режимах.

 

2005–2008 гг. Грант фонда КАФ – "Будущее детям Беслана".
Варга А.Я. – координатор направления.
Цель проекта: создание условий для улучшения психологического состояния  населения, пострадавшего от террористических актов, социальных и техногенных катастроф. Разнообразные психотравмирующие события  террористические акты,(взрывы самолетов, взрывы в метро, захваты заложников) техногенные катастрофы,( гибель подлодки «Курск»,) остановки градообразующих производств во многих районах России ( г. Шахты и др.) стали нормой жизни в современной России. Это заметно сказывается на психологическом состоянии населения. Последняя трагедия – захват  заложников в Беслане, привела к тотальному постравматическому стрессовому расстройству( ПТСР) у всего населения города. Психологическая помощь пострадавшим от террора и катастроф, получившим ПТСР,  крайне необходима.   Создание модульной социально-психологической службы по работе с семьями и детьми, пострадавшими от террора и других катастроф в г. Беслане позволит распространить  опыт ее работы на Северный Кавказ и другие горячие точки.
Задачи проекта:
Обучение психологов г. Беслана и Владикавказа оказанию психологической помощи семье и детям. 
Обучение разработке образовательных технологий, направленных на  работу с педагогическим и психологическим персоналом детских учреждений г. Беслана. 
Результаты деятельности по проекту:
За год деятельности по проекту группа, состоящая из 12 человек, психологи и педагоги г. Беслана получили знания о системной семейной психотерапии и системной игровой терапии.
Они работают в больнице г. Беслана в детском игровом центре. Оказывают помощь детям и их родителям- жертвам трагедии.

Публикации

Книги2

Статьи и главы в книгах21

Под редакцией4

Выступления на конференциях:

Конференции

  • 2018
    Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Васильевича Василюка (Москва). Доклад: Динамика понимания взаимодействия в терапевтическом процессе- по направлению к незнанию
  • 2017
    I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: реальность и перспективы» (Москва). Доклад: Трудности работы психотерапевта внутри организаций- тревожные треугольники
  • 2016
    9th EFTA-TIC Meeting of Trainers (Афины). Доклад: Multigenerational Transmission process and Social Trauma
  • 2015
    Коллоквиум по трудам Г.Бейтсона: Pattern that Connects. (Москва). Доклад: "Симметричный и комплементарный шизмогенез в дисфункциональных семьях"
  • Bowen Theory Around the World”Pittsburgh, PA, USA, (Питтсбург). Доклад: Bowen Theory Training in Moscow
  • Психологические проблемы современной семьи (Москва). Доклад: Современные тенденции в обучении психологической помощи семье.
  • Образовательный проект к премьере спектакля "Нюрнберг". (Москва). Доклад: Травмоцентрические семьи как наследие ХХ века
  • Психологические проблемы современной семьи (Москва). Доклад: «Кризис семьи и животные — домашние питомцы» .
  • Зимняя школа НИУ ВШЭ (Московская обл ). Доклад: Что может системная семейная психотерапия
  • Международный конгресс «Интегративные процессы в большой психотерапии. Психотерапия здоровых. Духовно-ориентированная психотерапия. (Москва). Доклад: Актуальные направления исследований современной семьи. Интеграция в практику системного семейного психотерапевта
  • YIII международная научно-практическая конференция Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы (г. Москва). Доклад: "Пленарный доклад. Обучение студенческой молодежи семейной психотерапии - проблемы и вызовы"
  • Заседание Общественной палаты г. Москвы "Психологические аспекты социальных процессов" (г. Москва). Доклад: "Кризис брака как ответ на вызовы современности"
  • Мастер-класс факультета социальных наук НИУ ВШЭ (Москва). Доклад: "Браки заключаются на небесах?"
  • 2011
    “Tools for Effective Training, Therapy and Research / EFTA-TIC. (Брюссель). Доклад: Pets as elements of the Family System
  • 2010
    "Психологические аспекты социальнызх процессов", (Москва). Доклад: "Кризис брака как ответ на вызовы современности"
  • 2008
    "Teaching Heterosexual students how to work with same-sex couple". Совм. с Г.Будинайте. на 4th Meeting of Trainers EFTA-TIC “Training in Family Therapy: Integrating Content, Form and Relationship” (Тулуза). Доклад: "Teaching Heterosexual students how to work with same-sex couple.
  • 2006
    Средиземноморская научная конференция «Мультимодальная терапия и культура: два способа понимания сознания» (Бари). Доклад: «Системная терапия в работе с травмой. Ситуация в России. Опыт Беслана»
  • 2004
    XIV Всемирный конгресс по семейной терапии Международной ассоциации семейной терапии (Стамбул). Доклад: "Experience of Advanment of Systemic Family Psychotherapy within the Network Project of the Society of Russian Consultants and Psychotherapists “Collegium of Assisting Specaialists"

Организация конференций:

Международная научно-практическая конференция "Возможности системной психотерапии в эпоху террора и насилия"
21.09.2006 - 24.09.2006
Российская Федерация, г. Москва

Организаторами конференции выступили:

Общество Семейных Консультантов и Психотерапевтов;

Институт Практической Психологии и Психоанализа;

Профессиональная Психотерапевтическая Лига;

при поддержке Института Толерантности и Фонда CAF.

Участие в конференциях:

"E-learning Stakeholders Researchers Summit. HSE and Coursera"
5.12.2018 - 6.12.2018
Российская Федерация, г. Москва

"Психологические проблемы современной семьи" 
Руководитель Секции "Домашние питомцы в контексте семейных отношений"
3.10.2018 - 6.10.2018
Российская Федерация, г. Москва

"10th EFTA-TIC Meeting of Trainers “ΤΗΕ ΤΙΜΕΣ ΤΗΕΥ ARE A-CHANGING”: CREATIVITY IN SYSTEMIC TRAINING TODAY"
6.10.2017 - 8.10.2017 
Мальта, г. Валетта

"8-th Congress EFTA Opportunities in a time of Crisis: The Role of the Family"
24.10.2013 - 27.10.2013
Турция, г. Стамбул

"Training and Research: Fostering Resilient Systems"
21.09.2012 - 23.09.2012
Македония, г. Охрид
 

Опыт работы

Преподавательская деятельность:

  • 1988–1990 — МГППУ им. Ленина, ф-т психологии и педагогики — доцент
  • 1990–2014 — НОУЧ ИППИП — зав. кафедрой системной семейной психотерапии

(с 2013 года)

  • “Мы-Они”, 1-й канал, 26.11.2013
  • “Лобковская пропаганда”, Дождь, 28.11.2013
  • “Система ценностей”, РБК, 31.01.2014

Травмоцентрические семьи, как наследие Второй Мировой войны http://www.world-war.ru/travmocentricheskie-semi-kak-nasledie-vtoroj-mirovoj-vojny/

Лекция в РАМТе в рамках образовательного проекта к спектклю "Нюрнберг"

http://primerussia.ru/interview_posts/685"Проходит детство и начинается возраст"Интервью журналу The Prime Russian Magazine

Интервью про психологические особенности переживания возраста в зависимсоти от социокультурной ситуации. 

Три лекции на телеканале "Дождь"https://tvrain.ru/lite/teleshow/psihologija_na_dozhde/vibor_psihologa-419848/

Лекции про профессиональную этику, о функции домашних питомцев в семье и о влиянии новых коммуникативных технологий на детско-родительские отношения. 

http://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/fenomeny/a18445/ "Не будут они читать, и заставлять их бессмысленно". Интервью журналу Harvard Business Review

Интервью про влияние гаджетов на развитие детей.


Пинуждение к чтению.

Телеканал "Культура" передача "Тем временем" с Александром Архангельскимhttp://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20905/episode_id/1554170/

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Как с пользой провести лето онлайн

В июне Вышка открывает два новых образовательных курса на Coursera и запускает акцию «Лето онлайн» на Национальной платформе открытого образования: впервые там можно будет пройти курсы ВШЭ в летний период.

Открываются три программы повышения квалификации для семейных психологов и психотерапевтов

Факультет социальных наук на базе магистерской программы «Системная семейная психотерапия» запускает серию коротких программ дополнительного профессионального образования для психологов и психотерапевтов.

Абитуриентам программы «Психология» нужно будет сдавать меньше экзаменов

Как поступить на бакалаврскую и магистерские программы по психологии в Вышке, в каких исследованиях принимают участие студенты-психологи, где они работают во время и после учебы, 15 октября расскажут на Дне открытых дверей Департамента психологии. Новшеств будет много.

Как домашние животные спасают отношения в семьях

Чаще всего семьи заводят домашних питомцев, когда ребенок проходит через очередной этап взросления.

Почему у российских школьников не бывает «легких» денег

Более трети россиян платят деньги детям за хорошую учебу и помощь по дому.

Отношения, которых мы очень хотим, но боимся

На лекции в Парке Горького в рамках проекта «Университет, открытый городу» руководитель магистерской программы ВШЭ «Системная семейная психотерапия» Анна Варга рассказала о браках, которые не всегда заключаются на небесах.

«Ты точно станешь практикующим психотерапевтом — такова особенность программы»

Все больше людей в России воспринимают визиты к психологу не как вынужденное явление, а как полезное. При этом часто проблемы, с которыми приходят клиенты, — это трудности в рамках семьи. Работать с такими проблемами учат на магистерской программе ВШЭ «Системная семейная психотерапия». О том, как проходит обучение, почему учеба на этой программе меняет представление психолога о сути возникающих трудностей и какие еще преимущества получают студенты, выпускник программы Максим Панов рассказал в интервью новостной службе ВШЭ.

12 причин учиться на психолога в Вышке

В Высшей школе экономики давно уже развивается масса направлений, не связанных собственно с экономикой. Одно из них — психология. Расскажем подробнее, чему и как учат студентов на бакалавской программе «Психология», и приведем аргументы, почему нужно идти именно в Вышку, если вы решили стать психологом.

В феврале в седьмой раз прошла Зимняя школа НИУ ВШЭ по психологии

С 1 по 5 февраля 2015 года в подмосковном пансионате «Солнечная поляна» прошла седьмая Зимняя школа НИУ ВШЭ по направлению «Психология».

«Трудно через всю жизнь пронести душевные отношения, а не ролевые»

Почему женщины готовы терпеть насилие в семье, а мужчины боятся говорить о проблемах? Как мужу и жене научиться слышать друг друга и почему не надо стесняться просить помощи? Об этом в интервью новостной службе ВШЭ рассказывает Анна Варга, руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия».