• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Телефон:
+7(495) 772-9590
15366
+7(903) 723-0311
Электронная почта:
Адрес: Армянский переулок, д. 4, стр. 2, каб. 203
Время работы: с сентября 2017 четверг с 15.30
Расписание
Резюме (DOCX, 40 Кб)
SPIN РИНЦ: 5654-7385
ORCID: 0000-0002-1180-1378
ResearcherID: M-1421-2015
Scopus AuthorID: 56329552300
Google Scholar
Руководитель
Фаликман М. В.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!

Варга Анна Яковлевна

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2014 году.
  • Научно-педагогический стаж: 31 год.

Образование, учёные степени

  • 1987
    Кандидат психологических наук
  • 1978

    Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Психология»

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

  • Курс обучения системной семейной психотерпии (1991–1993, 400 часов)
    Тренер и супервизор — Ханна Вайнер, тренер AFTA и президент IFTA
    (Миланская школа)
  • Обучение теории М.Боуэна (2001–2003)
    Тренеры и супервизоры — Кэтрин Бейкер и Питер Тайтельман
    (Центр М. Боуэна, Джорджтаун, Вашингтон, США)
  • Курс обучения психодраме (1991–1994, 600 часов)
    Тренер и  супервизор Горан Хохберг
    (Скандинавская академия психодрамы)

Участие в профессиональных ассоциациях

  • Член правления РОО "Общество семейных консультатнтов и психотерапевтов".
  • Член Международной Ассоциации семейных психотерапевтов (IFTA).
  • Член Тренингового комитета Европейской Ассоциации семейных психотерапевтов  (EFTA-TIC)

Награды

Награждена Американской Ассоциацией семейных психотерапевтов AAMFT и обществом AVANTA за развитие теории В.Сатир в России (США, Калифорния, Аннахайм, 7 октября 1993 г.)

Выпускные квалификационные работы студентов

Полный список ВКР

Учебные курсы (2017/2018 уч. год)

Учебные курсы (2016/2017 уч. год)

Учебные курсы (2015/2016 уч. год)

Учебные курсы (2014/2015 уч. год)

Гранты

2002–2004 гг. Грант Института Открытое Общество “Коллегия помогающих специалистов”, направленного на профессиональную сетевую поддержку специалистов помогающих организации регионов России. Варга А.Я. – ответственный исполнитель проекта.

2005–2008 гг. Грант фонда КАФ – Будущее детям Беслана. Варга А.Я. – координатор направления.

Конференции

2015
Международный конгресс «Интегративные процессы в большой психотерапии. Психотерапия здоровых. Духовно-ориентированная психотерапия. (Москва). Доклад: Актуальные направления исследований современной семьи. Интеграция в практику системного семейного психотерапевта

Конференции

“Experience of Advanment of Systemic Family Psychotherapy within the Network Project of the Society of Russian Consultants and Psychotherapists “Collegium of Assisting Specaialists” – доклад на XIV Всемирном конгрессе по семейной терапии Международной ассоциации семейной терапии. Стамбул, 24-27 марта 2004 г. Совместно с Г.Л. Будинайте и Е.М. Вроно.  Международному профессиональному сообществу предлагался доклад о системном подходе в работе со специалистами НКО в России, о развитии мультидисциплинарных команд и апробации этого опыта в регионах России.

Организация и проведение международной научно-практической конференции "Возможности системной психотерапии в эпоху террора и насилия" .  21-24 сентября, 2006 г. Москва. Организаторы Общество семейных консультантов и психотерапевтов, ИППиП.

Доклад «Системная терапия в работе с травмой. Ситуация в России. Опыт Беслана» на международной Средиземноморской научной конференции «Мультимодальная терапия и культура: два способа понимания сознания». Совместно Г.Л. Будинайте, Е.М. Вроно. Италия, Бари, 23-25 ноября 2006 г.  

Презентация "Teaching Heterosexual students how to work with same-sex couple". Совм. с Г.Будинайте. на 4th Meeting of Trainers EFTA-TIC “Training in Family Therapy: Integrating Content, Form and Relationship”Toulouse, France, 19th to 21st September, 2008

Pets as elements of the Family System. Совм. сФедоровичЕ.Ю. Brussels, Belgium, Sept/ 30- Oct. 2, 2011 6 -th Meeting of Trainers, “ Tools for Effective Training, Therapy and Research/ EFTA-TIC.

Выступление. Травмоцентрические семьи как наследие ХХ века. 25 декабря 2014г. Театр РАМТ, Москва, РФ

Пленарный доклад. Обучение студенческой молодежи семейной психотерапии - проблемы и вызовы.YIII международная научно-практическая конференция Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. 15-17 апреля 2015, Москва, РУДН.

Мастер-класс "Браки заключаются на небесах?"  НИУ ВШЭ факультет социальных наук. 29 апреля 2015

Выступление "Симметричный и комплементарный шизмогенез в дисфункциональных семьях" на  коллоквиуме по трудам Г.Бейтсона: Pattern that Connects. ИФ РАН, 14 мая 2015

Выступление - "Кризис брака как ответ на вызовы современности" на заседании Общественной палаты г. Москвы  "Психологические аспекты социальнызх процессов", 22 мая 2015

Выступление на 1-й международной конференции" Bowen Theory Around the World”Pittsburgh, PA, USA, август 2-5, 2015
Katharine Gratwick Baker / Bowen Theory Training in Moscow, Part 1
Anna Varga/ Bowen Theory Training in Moscow, Part 2

VI-ая Международная научная конференция ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ. 30 сентября - 4 октября 2015г.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, факультет психологии Московское отделение Российского психологического общества Институт психологии им. Л.С. Выготского Уральский государственный педагогический университет Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, факультет психологии Федеральный проект «Крепкая семья». Пленарный доклад - Современные тенденции в обучении психологической помощи семье. 30 сентября 2015. 
Там же — ведущая круглого стола «Кризис семьи и животные — домашние питомцы» .1 октября 2015

Публикации10

Научные публикации с 2000 г.

Varga A., Hamitova I., Sidorova V. Deviant mother, her parental family and baby perception. Reconciliation. New voices for a new era. XXII IFTA Family Therapy World Congress (Oslo,  Norway, 2000) p.162

Семейные мифы в практике системной семейной психотерапии. Сс.65-77. Журнал Практического психолога, № 1-2, 2001. 203с.

Энциклопедия традиционной народной медицины. Из-во АСТ. «Сопричастность», М.2002 Семейная терапия, сс. 489-491.

Насильники поневоле. Ж. Индекс. Досье на цензуру.№ 17. 2002.сс.78-83

Family Therapy and Family Life Cycle in Russia. In Global Perspectives in Family Therapy. Development, practice, trends. Ed. Kit S.Ng Brunner-Routledge, N-Y, 2003.

Беслан. Время после трагедии. Совм. с Жорняк. МПЖ. №1, 2005.сс. 124-139.

Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Совм. с Хамитовой И.Ю. МПЖ, № 2 сс 137-163.

Теоретические основы системной семейной психотерапии” -совм.Будинайте Г.Л.  в В сборнике Системная семейная психотерапия: Классика и современность. М. Класс, 2005г.11-59с.

«Как быть эффективным родителем». Современный ребенок и современный родитель: энциклопедия взаимопонимания.М.ОГИ, 2006.

«Семья как система», Современный ребенок и современный родитель: энциклопедия взаимопонимания. М. ОГИ-2006

«Родитель-алкоголик, Современный ребенок и современный родитель: энциклопедия взаимопонимания .М. ОГИ

«Когда родитель в депрессии (совм. с О. Ю. Казьминой)», Современный ребенок и современный родитель: энциклопедия взаимопонимания .М. ОГИ,

«Младенец», Современный ребенок и современный родитель: энциклопедия взаимопонимания .М. ОГИ,

«Ребенок-дошкольник», Современный ребенок и современный родитель: энциклопедия взаимопонимания .М. ОГИ

«Подводные камни школьной жизни», Современный ребенок и современный родитель: энциклопедия взаимопонимания. М.ОГИ

«Родители и дети: кто кого воспитывает», Современный ребенок и современный родитель: энциклопедия взаимопонимания .М.ОГИ

«Как воспитать ребенка и получить удовольствие (совм. с И. Ю. Хамитовой)», Современный ребенок и современный родитель: энциклопедия взаимопонимания. М.ОГИ,

«Роль денег в воспитании детей». Современный ребенок и современный родитель: энциклопедия взаимопонимания. М.ОГИ1

О психологической роли домашних питомцев в семье. ( совм. с Федорович Е.Ю.)     //Вестник Московского государственного областного университета. Серия Психологические Науки. №3, Т.1, 2009. Стр. 22-35. (0,65 п.л.)

Животные-домашние питомцы – в системе невербальной коммуникации семьи.( совм. с Федорович. Е.Ю.) // Психология общения XXI век: 10 лет развития. Материалы конференции 8-10 октября 2009 г. Том 2. Москва 2009.С. 157-158 (0,25 п.л.)

Животные-домашние питомцы как элементы семейной системы: взгляд с точки зрения Теории Семейных Систем М. Боуэна.  ( совм. Федорович. Е.Ю.) Материалы 4-ой Международной конференции «Психология современной семьи» (0,25 п.л.) С 660-663.

Участие домашнего питомца в жизненном цикле семейной системы ( совм. с Федорович Е.Ю.) // Вопросы психологии. № 1. 2010. Стр.56-65 (0,65 п.л.)

Варга А.Я., Печникова Л.С. «Аспергер» - герой нашего времени / Идеи Виктора Васильевича Лебединского в психологии аномального развития. М.: Акрополь, 2012, стр. 309-315.

Психотерапия коммуникаций в супружеской паре.  Сб. Системная терапия супружеских  пар. М. Когито-центр, 2012. 75-107с. 

Совм. с Будинайте Гл, Современный брак. Там же. 9-26с.

New Marriage Trends: The Contemporary Marriage ( Together with Budinayte Gr.) Upcoming in Human Systems, Leeds Family Therapy and Research Centre,Athenian Institute of Anthropos in Partnership with the European Family Therapy Association.

Появление домашних питомцев в городской семье: развитие детей или поддержание семейной системы. Совм. с Федорович Е.Ю. в журнале  "Семейная психология и семейная терапия", из-во Ин-та консультативной психологии, №1 2015, с. 5-17.

Зависимость появления домашних питомцев в зависиости от возраста детей. Совм с Федорович Е.Ю. и Митиной О.В. Вестник МГУ, 2, 2015, 77-93

Обучение студенческой молодежи  семейной психотерапии: проблемы и вызовы. В сб. Высшая школа:опыт проблемы, перспективы. М.РУДН, 2015182-186

монографии

Системная семейная психотерапия. Курс лекций. С.Петербург, «Речь», 2001

Введение в системную семейную психотерапию. М. Когито-центр, 2011

Научное редактирование и составление сборников

Научное редактирование и предисловие к  книге «Парадокс и контрпарадокс»,  М.Когито-центр, 2002  

Теория семейных систем Мюррея Боуэна.Хрестоматия.. Научное редактирование и предисловие совм. с К. Бейкер. М. Когито-центр. 2004.

Редактор-составитель, Современный ребенок и современный родитель: энциклопедия взаимопонимания. Изд-во ОГИ. 2006

Научный редактор и составитель. Системная терапия супружеских пар. Сб. статей. М. Когито-центр. 2012.

Опыт работы

Преподавательская деятельность:

  • 1988–1990 — МГППУ им. Ленина, ф-т психологии и педагогики — доцент
  • 1990–2014 — НОУЧ ИППИП — зав. кафедрой системной семейной психотерапии

(с 2013 года)

  • “Мы-Они”, 1-й канал, 26.11.2013
  • “Лобковская пропаганда”, Дождь, 28.11.2013
  • “Система ценностей”, РБК, 31.01.2014

Травмоцентрические семьи, как наследие Второй Мировой войны http://www.world-war.ru/travmocentricheskie-semi-kak-nasledie-vtoroj-mirovoj-vojny/

Лекция в РАМТе в рамках образовательного проекта к спектклю "Нюрнберг"

http://primerussia.ru/interview_posts/685"Проходит детство и начинается возраст"Интервью журналу The Prime Russian Magazine

Интервью про психологические особенности переживания возраста в зависимсоти от социокультурной ситуации. 

Три лекции на телеканале "Дождь"https://tvrain.ru/lite/teleshow/psihologija_na_dozhde/vibor_psihologa-419848/

Лекции про профессиональную этику, о функции домашних питомцев в семье и о влиянии новых коммуникативных технологий на детско-родительские отношения. 


http://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/fenomeny/a18445/ "Не будут они читать, и заставлять их бессмысленно". Интервью журналу Harvard Business Review

Интервью про влияние гаджетов на развитие детей.

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Абитуриентам программы «Психология» нужно будет сдавать меньше экзаменов

Как поступить на бакалаврскую и магистерские программы по психологии в Вышке, в каких исследованиях принимают участие студенты-психологи, где они работают во время и после учебы, 15 октября расскажут на Дне открытых дверей Департамента психологии. Новшеств будет много.

Как домашние животные спасают отношения в семьях

Чаще всего семьи заводят домашних питомцев, когда ребенок проходит через очередной этап взросления.

Почему у российских школьников не бывает «легких» денег

Более трети россиян платят деньги детям за хорошую учебу и помощь по дому.

Отношения, которых мы очень хотим, но боимся

На лекции в Парке Горького в рамках проекта «Университет, открытый городу» руководитель магистерской программы ВШЭ «Системная семейная психотерапия» Анна Варга рассказала о браках, которые не всегда заключаются на небесах.

«Ты точно станешь практикующим психотерапевтом — такова особенность программы»

Все больше людей в России воспринимают визиты к психологу не как вынужденное явление, а как полезное. При этом часто проблемы, с которыми приходят клиенты, — это трудности в рамках семьи. Работать с такими проблемами учат на магистерской программе ВШЭ «Системная семейная психотерапия». О том, как проходит обучение, почему учеба на этой программе меняет представление психолога о сути возникающих трудностей и какие еще преимущества получают студенты, выпускник программы Максим Панов рассказал в интервью новостной службе ВШЭ.

12 причин учиться на психолога в Вышке

В Высшей школе экономики давно уже развивается масса направлений, не связанных собственно с экономикой. Одно из них — психология. Расскажем подробнее, чему и как учат студентов на бакалавской программе «Психология», и приведем аргументы, почему нужно идти именно в Вышку, если вы решили стать психологом.

В феврале в седьмой раз прошла Зимняя школа НИУ ВШЭ по психологии

С 1 по 5 февраля 2015 года в подмосковном пансионате «Солнечная поляна» прошла седьмая Зимняя школа НИУ ВШЭ по направлению «Психология».

«Трудно через всю жизнь пронести душевные отношения, а не ролевые»

Почему женщины готовы терпеть насилие в семье, а мужчины боятся говорить о проблемах? Как мужу и жене научиться слышать друг друга и почему не надо стесняться просить помощи? Об этом в интервью новостной службе ВШЭ рассказывает Анна Варга, руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия».