В Вышке продолжается обсуждение Кодекса этики научно-педагогических работников НИУ ВШЭ. Публикуем комментарии сотрудников НИУ ВШЭ, которые пришли на почту ethics@hse.ru.
Кодекс этики – важный документ для Вышки, поэтому в его обсуждении должны принимать участие и сотрудники, и студенты. Свои предложения и замечания вы можете присылать на почту ethics@hse.ru
Заместитель проректора ВШЭ
Предложение «Мы стараемся вести здоровый образ жизни, заботиться о своей физической форме и состоянии здоровья и бережно относимся к безопасности и состоянию здоровья других работников и обучающихся» мне кажется не совсем удачно сформулированным, поскольку есть ряд коллег (например, люди с ограниченными возможностями или пожилые коллеги), которым по объективным причинам тяжело заботиться о физической форме.
На мой взгляд, своя физическая форма – это все же индивидуальное дело каждого человека, зона, в которую университет не может вмешиваться. Я бы предложил переформулировать предложение так: «Мы бережно относимся к безопасности и состоянию здоровья себя и других работников и обучающихся».
«Вышка для своих» публикует полный текст документа
Кафедра анализа социальных институтов: Старший преподаватель
Как специалист по социологии морали, не могу не поделиться реакцией на текст кодекса (предполагая, что это действительно может кого-то интересовать). Постараюсь ограничиться замечанием к одной формулировке, которая показалась мне наиболее спорной в свете некоторых последних тенденций в психологии морали и споров о профессиональной этике в академическом мире.
«Мы не допускаем действий и высказываний, которые могут быть сочтены оскорбительными другими. Мы своевременно приносим извинения, если такие действия или высказывания были допущены, вольно или невольно». Мне кажется, что такая формулировка, в случае принятия ее как руководства к действию, может иметь массу далеко идущих негативных последствий, поскольку, строго говоря, все что угодно может быть сочтено оскорбительным кем угодно. Подробнее смотрите в нашумевшей статье Дж. Хайдта (один из ведущих специалистов по психологии морали) и Г. Лукьянова.
Кроме того, могу рекоммендовать и более свежую книгу данных авторов с аналогичным названием, где в красках показано, что подобный подход сделал с американской системой высшего образования. В первую очередь в том, что касается негативного эффекта подобных норм на академический плюрализм.
Доцент Школы исторических наук
Слова «Мы стараемся вести здоровый образ жизни, заботиться о своей физической форме» содержат дискриминацию тех, кто не считает здоровый образ жизни и, тем паче, хорошую физическую форму личной ценностью, что не запрещено законом и не наносит ущерба окружающим. Прошу переформулировать эту фразу.
Публикуем точку зрения директора ИГИТИ Алексея Плешкова
ученый секретарь факультета социальных наук
Хорошо, что у нас появился такой Кодекс этики, он мне кажется обоснованным и разумным.
У меня есть несколько дополнений.
Пункт «Мы соблюдаем нормы взаимной вежливости с работниками и обучающимися во всех формах коммуникации, включая очное общение и любого рода переписку. Мы не допускаем обращения в грубой, уничижительной или фамильярной форме» стоит дополнить предложением «Мы не допускаем обсуждения личной жизни сотрудников и студентов с коллегами и обучающимися, неконструктивной критики или неуважительных высказываний в адрес коллеги или обучающегося в том числе, когда его нет рядом».
Пункт «Мы не приемлем угрожающих действий, проявлений травли (моббинга) и агрессивного преследования (буллинга)» дополнить «в том числе в Интернет-среде (кибермоббинга, кибербуллинга)».
Также важно добавить «Недопустимо распространение негативных слухов, фэйков и сплетен».
Предлагаю включить эти небольшие, но важные дополнения в Кодекс.
Публикуем точку зрения директора ИГИТИ Алексея Плешкова
Старший преподаватель департамента истории
Коллеги, хочу предложить добавить «инвалидность» в список категорий, на основе которых недопустима дискриминация при приеме на работу и т.д. Также, возможно, стоит подумать над тем, чтобы заменить «пол» на «гендерную идентичность».