• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Региональное неравенство образовательных результатов и траекторий учащихся российских школ в постсоветский периодRegional inequality in educational opportunities and outcomes for students in Russian schools in the post-Soviet period

Члены комитета:
Мерцалова Татьяна Анатольевна (ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", канд. пед. наук, председатель комитета), Абанкина Ирина Всеволодовна (ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", канд. эконом. наук, член комитета), Агранович Марк Львович (ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", канд. эконом. наук, член комитета), Казакова Елена Ивановна (ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет", д-р пед. наук, член комитета), Константиновский Давид Львович (Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН, д-р социол. наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
2/20/2023
Диссертация принята к защите:
3/29/2023
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
7/5/2023
Проблема пространственного неравенства в образовании характерна не только для России, но и для многих других стран, отличающихся значительной географической протяженностью, сложным административно-территориальным устройством и/или территориальной вариативностью системы образования. Существует целый ряд исследований, которые застрагивают отдельные проявления пространственного неравенства, однако, многие их них не подкреплены теоретической базой или единой концептуальной рамкой и редко учитывают саму структуру пространственных данных. Данное исследование фокусируется на региональном уровне, где регион рассматривается как социальная и экономическая территориальная общность, располагающаяся в границах субъекта Российской Федерации. Исследование регионального неравенства в образовании именно на российских данных представляет собой и особый научный интерес. Во-первых, разнообразие территориальных контекстов и масштаб этих различий делают российский кейс уникальным на международном уровне. Во-вторых, Россия отличается умеренным уровнем децентрализации, при которой на федеральном уровне задается структура, определяющая рамки и сферы ответственности административно-территориальных единиц в соответствии с их иерархией. Это делает интересным анализ практик и решений в сфере образования, которые могут варьировать в регионах. Наконец, в фокусе данной работы находится достаточно длительный промежуток времени, охватывающий основную часть постсоветского периода российской истории. В период СССР образование, как и многие другие сферы, было высокоцентрализованным, и формирование регионов, как субъектов образовательной политики происходило уже после распада Советского Союза.

Диссертация [*.pdf, 2.73 Мб] (дата размещения 5/5/2023)
Резюме [*.pdf, 802.36 Кб] (дата размещения 5/5/2023)
Summary [*.pdf, 1.62 Мб] (дата размещения 5/5/2023)

Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации



Отзывы
Отзыв научного руководителя
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата наук об образовании (протокол № 2 от 05.07.2023). Решением диссертационного совета (протокол № 4 от 18.07.2023) присуждена ученая степень кандидата наук об образовании.