Фёдорова Анастасия Александровна
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2017 году.
- Научно-педагогический стаж: 15 лет.
Полномочия / обязанности
- Научная работа, разработка и преподавание курсов по визуальной культуре Японии, искусствоведению, истории документального кинематографа
- Руководитель майнора Визуальная культура Востока
Образование, учёные степени
- 2018Кандидат искусствоведения: Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова, специальность 17.00.03 «Кино-, теле- и другие экранные искусства»
- 2014PhD: Киотский университет, тема диссертации: “Japan’s Quest for Cinematic Realism from the Perspective of Cultural Dialogue between Japan and Soviet Russia, 1925-1955”
- 2011
Магистратура: Киотский университет, специальность «Общегуманитарные науки», квалификация «Магистр наук о человеке и окружающей среде»
- 2009
Бакалавриат: Университет Досися, факультет: Юридический, специальность «Политология», квалификация «Бакалавр»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Стажировка в Токийском университете (исследовательский грант Japan Foundation, июнь-июль 2019)
Профессиональная переподготовка в Институте русского языка и культуры МГУ им. М.В.Ломоносова ("Методика преподавания русского языка как иностранного" 2017-2018)
Стажировка в Школе актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС "Карамзинские стипендии-2017"
Приглашенный исследователь кафедры восточно-азиатских языков и культур Йельского университета (2015-2016)
Достижения и поощрения
Надбавка за академические достижения и вклад в репутацию НИУ ВШЭ (2020-2022)
Надбавка за академическую работу (2019-2020)
- Выбор лицеистов: Лучший преподаватель – 2019
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Документальный кинематограф: границы реального (Дисциплина общефакультетского пула; 1 модуль)Рус
- Кинематограф Японии: производство, прокат, зритель (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)Рус
- Японский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 5-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Визуализируя Японию: кинематограф (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4 модуль)Рус
- Документальный кинематограф: границы реального (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1 модуль)Рус
- Искусство Японии (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Кинематограф Японии: производство, прокат, зритель (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)Рус
- Культура послевоенной Японии и кинематограф (Общеуниверситетский факультатив; 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Визуализируя Японию: кинематограф (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4 модуль)Рус
- Визуализируя Японию: кинематограф (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2 модуль)Рус
- Визуализируя Японию: кинематограф (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 4-й курс, 4 модуль)Рус
- Документальный кинематограф: границы реального (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1 модуль)Рус
- Кинематограф Японии: производство, прокат, зритель (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Визуализируя Японию: кинематограф (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2 модуль)Рус
- Visual Culture of Japan (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Документальный кинематограф: границы реального (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1 модуль)Рус
- Кинематограф Японии: производство, прокат, зритель (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
20223
- Глава книги Фёдорова А. А. Глянцевый по форме, социалистический по содержанию: «независимый» кинематограф Японии 1950-х и его взаимодействие с мейнстримом // В кн.: История и культура Японии. Вып. 14 / Сост.: А. Н. Мещеряков. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022. doi С. 113-127.
- Статья Фёдорова А. А. Идеология в лицах: звезды послевоенного японского кинематографа и стратегии их репрезентации в прессе (1945-1952) // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2022. Т. 7. № 2. С. 141-164.
- Статья Фёдорова А. А. СОВЕТО МАНГА ЭЙГА: Хаяо Миядзаки и "советская манга" // Искусство кино. 2022. № 5-6. С. 83-88.
20215
- Статья Фёдорова А. А. Волшебный фонарь, кинематограф и их японские имена // Японские исследования. 2021. № 1. С. 64-79. doi
- Статья Фёдорова А. А. Гробница для царя и для народа: документальный фильм о раскопках кургана Цуки-но-ва (1953–1954) // Проблемы Дальнего Востока. 2021. № 6. С. 167-181. doi
- Статья Fedorova A. “Un-cinematic” and Clean: Japanese Film as Viewed by the 1920s Soviet Press // Russian Japanology Review. 2021. Vol. 4. No. 2. P. 94-112. doi
- Статья フィオードロワ・アナスタシア. 「岸旗江という女優 ― その売り出し方にみる1950年代《独立プロ映画》のイメージ戦略」 // 人文学報 (京都大学人文科学研究所, Япония). 2021. No. 116. P. 53-67. doi
20205
- Статья Хасуми С. Продюсер Сиро Кидо. Человек, которого свело с кинематографом Великое землетрясение Канто. / Пер. с яп.: А. А. Фёдорова // Киноведческие записки. 2020. № 112/113. С. 358-374.
- Глава книги Фёдорова А. А. Театр Кабуки в России (1928 г.): объект исследования, ностальгии, критики // В кн.: История и культура Японии. Вып.12 / Отв. ред.: А. Н. Мещеряков. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. doi С. 436-444. doi
- Глава книги Сибасаки Т. Тема места и времени // В кн.: История и культура Японии. Вып.12 / Отв. ред.: А. Н. Мещеряков. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. doi С. 13-17.
20192
- Глава книги Fedorova A. Turksib and Japan, in: The Creative Treatment of Grierson in Wartime Japan / Пер. с яп. Tokyo : Yamagata International Documentary Film Festival, 2019. Ch. 5. P. 36-37.
20183
- Статья Фёдорова А. А. Кинематограф XII века: традиционалистские теории кино в Японии 1930-х – 1940-х годов // Японские исследования. 2018. № 3. С. 34-48. doi
- Глава книги Фёдорова А. А. Экзистенциализм или марксизм? Женские образы японского кино 1950-х - 1960-х гг. // В кн.: История и культура Японии 11 / Отв. ред.: А. Н. Мещеряков; под общ. ред.: И. С. Смирнов. СПб. : Издательский дом "Гиперион", 2018. С. 360-368.
- Книга Anastasia Fedorova. リアリズムの幻想 日ソ映画交流史 [1925-1955] / Иллюзия реализма: японское и советское кино в диалоге [1925-1955]. 森話社, 2018.
20173
- Книга Трубникова Н. Н., Мещеряков А. Н., Дьяконова Е. М., Малинина Е. Е., Торопыгина М. В., Сычева Е. С., Бибик А. Н., Фёдорова А. А., Петрова Е. Г., Беляев А. П. Осмысление природы в японской культуре / Отв. ред.: А. Н. Мещеряков. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017.
- Глава книги Фёдорова А. А. Природа в японском кинематографе "золотого века" (1930-1950-е гг.) // В кн.: Осмысление природы в японской культуре / Отв. ред.: А. Н. Мещеряков. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. С. 209-230.
- Книга Фёдорова А. А. Хироси Тэсигахара. М. : Государственная Третьяковская галерея, Japan Foundation, 2017.
20163
- Книга Фёдорова А. А. Ёсисигэ Ёсида. М. : Государственная Третьяковская галерея, Japan Foundation, 2016.
- Книга Фёдорова А. А. Масахиро Синода. М. : Государственная Третьяковская галерея, Japan Foundation, 2016.
20158
- Статья Anastasia Fedorova. "Big Tokyo (1933) and the Ideology of Sound" // Japanese Slavic and East European Studies. 2015. Vol. 35. P. 103-127.
- Статья Anastasia Fedorova. "The Aesthetic of Montage in the Films of Kamei Fumio" // Cinema Studies. 2015. No. 10. P. 4-27. doi
- Статья Фёдорова А. А. Возвращение героя в японском кино на рубеже 1950-х и 1960-х гг. // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2015. № 3. С. 135-144.
- Глава книги Фёдорова А. А. Женщина из Киото (Кёонна) на киноэкране // В кн.: История и культура традиционной Японии 8 / Под общ. ред.: И. С. Смирнов; науч. ред.: А. Н. Мещеряков. Кн. 8: История и культура традиционной Японии . Вып. LVII: Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности. СПб. : Издательский дом "Гиперион", 2015. С. 410-423.
- Статья Фёдорова А. А. Этика документалиста и эстетика кинодокумента в трактовке японского режиссера Камэи Фумио: первые опыты кинотеории // Научное мнение. 2015. № 5.1. С. 170-179.
- Глава книги フィオードロワ・アナスタシア. トーキー移行期における日本像の形成—日ソ合作映画『大東京』の製作・公開を例に, in: 映画とイデオロギー. 京都 : ミネルヴァ書房, 2015. Ch. 2. P. 23-56.
- Статья フィオードロワ・アナスタシア. 自分の詩(うた)に立ち塞がった男 ― 亀井文夫の戦後作品『生きていてよかった』 // neoneoドキュメンタリーマガジン. 2015. No. 5. P. 119-125.
20141
20131
20121
Конференции
- 2019Legacies of Leftism in Film and Media Theory: East Asia and Beyond (Нью-Йорк). Доклад: "Echoes of ‘Socialist Realism’ in Japanese Film Theory and Practice"
- XXI конференция "История и культура Японии" (Москва). Доклад: "Театр Кабуки в России (1928): объект исследования, ностальгии, критики"
- 2018
Japan's Russia: Challenging the East-West Paradigm (Chicago). Доклад: Realism as a Constant of Cultural Dialogue Between Japanese and Soviet Cinema
- XX ежегодная конференция "История и культура Японии" (Москва). Доклад: Экзистенциализм или марксизм? Японское кино 1950-60 гг.
- 2017
The Tsarist/Soviet Empires and the History of Modernity in Asia (Мюнхен). Доклад: Marxist Historiography and Media
Association for Asian Studies - Annual Conference 2017 (Торонто). Доклад: “A Revolution That Is ‘Ours by Half”: Visions of Socialist China in Early Postwar Japan
- 19-я ежегодная конференция "История и культура Японии" (Москва). Доклад: Советские и японские киноэкспедиции на остров Сахалин
- 2016EAJS (European Association for Japanese Studies) Japan Conference (Кобэ). Доклад: Documenting the Border: Imperial Japanese Cinema and Its Depiction of Sakhalin (Karafuto)
Опыт работы
2009–2014 гг. – аспирантура (MA, PhD), исследовательская и преподавательская работа в Университете Киото;
2011–2012 гг. – преподавательская работа в Kyoto University of Art and Design;
2014-2017 гг. – исследовательская работа в Центре славистики и евразийских исследований Университета Хоккайдо;
2017–2018 гг. – доцент Института иностранных языков МГПУ;
2017-2019 гг. – помощник директора Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ;
с 2018 г. – доцент Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ.
Информация*
- Общий стаж: 6 лет
- Научно-педагогический стаж: 15 лет
- Преподавательский стаж: 5 лет
"Забытые гробницы: документальный фильм о раскопках кургана Цуки-но-ва (1953-1954)" – доклад Анастасии Фёдоровой в рамках Японистического семинара ИКВИА
20 декабря в рамках Японистического семинара ИКВИА ВШЭ Анастасия Фёдорова (ИКВИА ВШЭ) представит доклад "Забытые гробницы: документальный фильм о раскопках кургана Цуки-но-ва (1953-1954)".
Пять преподавателей ИКВИА выбраны лучшими в рамках студенческого голосования по майнорам и дисциплинам общефакультетского пула
В Вышке подведены итоги выборов лучших преподавателей 2022 года. Среди победителей по результатам студенческого голосования по майнорам и дисциплинам общефакультетского пула пять сотрудников Института классического Востока и античности.
Отчет о проведении XXIV конференции «История и культура Японии» (видео)
14-16 февраля 2022 г. состоялась 24-я ежегодная международная конференция«История и культура Японии», организованная Институтом классического Востока иантичности ВШЭ. Конференция проходила в формате ЗУМ.
Ряд преподавателей ИКВИА выбраны лучшими в рамках студенческого голосования по майнорам, дисциплинам МАГОЛЕТО и общефакультетского пула
В Вышке подведены итоги выборов лучших преподавателей 2021 года. Среди победителей по результатам студенческого голосования по майнорам, дисциплинам МАГОЛЕТО и общефакультетского пула десять сотрудников Института классического Востока и античности.
Об изучении японского кино в Японии и за ее пределами: интервью с доцентом ИКВИА Анастасией Фёдоровой
Студенты Школы Востоковедения в рубрике «Превед, востоковед!» VK‑паблика бакалаврской программы опубликовали интервью с доцентом ИКВИА Анастасией Александровной Фёдоровой. Беседовала Анна Сергеевна Ефременко, 3 курс Школы Востоковедения.
Доклад Анастасии Фёдоровой о звездах послевоенного японского кинематографа
На японистическом семинаре ИКВИА ВШЭ историк кино, доцент НИУ ВШЭ Анастасия Фёдорова выступила с докладом «Идеология в лицах: звезды послевоенного кинематографа Японии и стратегии их репрезентации в прессе (1945–1952)»
Сотрудники ИКВИА — среди премированных академическими надбавками ВШЭ
Завершилась очередная ежегодная кампания по назначению академических надбавок. В этом году заявки на получение надбавок 1‑го, 2‑го и 3‑го уровня подали более тысячи сотрудников из разных кампусов Вышки. 795 претендентов становятся получателями надбавок на этот академический год. Среди премированных — сотрудники ИКВИА ВШЭ.
В Москве прошла ретроспектива фильмов Кавасима Юдзо
В Государственной Третьяковской галерее при поддержке Отдела японской культуры (Japan Foundation) прошла ретроспектива фильмов японского режиссера Кавасима Юдзо (1918–1963). Вступительную статью для каталога ретроспективы подготовила доцент ИКВИА ВШЭ Анастасия Фёдорова.
Общество Kinema Club — 20 лет спустя
В Мичиганском университете встретились исследователи японского кинематографа со всего мира, чтобы вспомнить, как развивалась университетская дисциплина Japanese Film Studies, и обсудить дальнейшие перспективы. В дискуссии приняла участие доцент ИКВИА Анастасия Фёдорова.
Анастасия Фёдорова о майноре «Визуальная культура Востока и античности»
Умение находить общий язык с людьми, непохожими на нас, — одно из важнейших качеств, которым должен обладать современный человек. Наш майнор не только учит студентов понимать восточное и античное искусство, но и — главное — прививает им навык доброжелательного, непредубежденного отношения к далеким культурам и непохожим на нас людям с их причудливыми привычками, обыкновениями, традициями. Именно это, мне кажется, привлекает открытых миру студентов Вышки.
Японская анимация в НИУ ВШЭ
Вышка, в содружестве с Японской академией аудиовизуального перевода (JVTA) и Токийским университетом иностранных языков (TUFS), будет готовить международную конференцию, посвященную японской анимации. Историк кино, доцент ИКВИА Анастасия Фёдорова рассказала об итогах свой командировки в Токио.
Восточная Азия о Восточной Европе — конференция в Токийском Университете
Доцент ИКВИА ВШЭ Анастасия Фёдорова выступила с докладом «Negotiating Otherness: Japanese Cinema in the Soviet Union during the Khrushchev Thaw» на международной конференции в Токио.
Произвольная программа
Подведены итоги очередной кампании по выбору майноров: в четырех кампусах Вышки состоится 73 майнора из 87 предложенных. О назначении майноров, их роли в образовательном процессе, результатах последней кампании и возможности подать свою заявку рассказывает руководитель Центра развития образовательной среды НИУ ВШЭ Сергей Шаламков. Представлены также комментарии руководителей и преподавателей майноров.
Объявлена запись на новые и продолжающиеся майноры ИКВИА
«Кому же не интересно узнать из первых рук об археологических раскопках, о тайнах древних цивилизаций, о загадочных письменах и их расшифровке, о том, как появились иероглифы и первые алфавиты? — говорит о новых майнорах директор ИКВИА Илья Смирнов. — Студенты также смогут углубиться в тысячелетнюю китайскую культуру и задуматься о ее связях с Китаем сегодняшним или в японские манга с их всесветной популярностью, а еще узнать больше о восточном кино — старом и новом».
Отголоски «соцреализма», кинематограф, Япония – доклад Анастасии Фёдоровой в Колумбийском университете
Доцент ИКВИА Анастасия Фёдорова выступила с докладом «Echoes of “Socialist Realism” in Japanese Film Theory and Practice» на международной конференции «Legacies of Leftism in Film and Media Theory: East Asia and Beyond» в Нью-Йорке.
Презентация книги Анастасии Фёдоровой в Токио
В кинотеатре «Аплинк» в Токийском районе Сибуя, 16 июня 2018 г. состоялась презентация новой книги доцента ИКВИА, посвященной диалогу советского российского и японского кино в 1925–1955 гг.
Иллюзия реализма: Японское и советское кино в диалоге [1925–1955]
Японское издательство «Синвася» выпустило монографию доцента ИКВИА ВШЭ Анастасии Фёдоровой, посвященную истории культурных обменов между СССР и Японией в области кинематографа.