• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Особенности учебного процесса в НИУ ВШЭ

Как устроен учебный год?



Модули
Учебный год в НИУ ВШЭ поделен на четыре модуля, во время которых студенты накапливают свои оценки. У некоторых образовательных программ учебный год поделен на два семестра или три модуля (см.подробнее график учебного процесса).


Сессия
По окончанию каждого из модулей предусмотрена сессия, во время которой экзамена может и не быть, поскольку Вы это определяете сами. Самое главное во время сессии – это рассчитать и выставить оценку по промежуточной аттестации.

График сессии в 2020/2021 учебном году:

  • Осенняя сессия: 19.10-25.10
  • Зимняя сессия: 21.12-31.12
  • Весенняя сессия: 29.03-04.04
  • Летняя сессия: 21.06-30.06

Каникулы
В первые дни января сессия не предусмотрена, поскольку в это время у студентов Высшей школы экономики каникулы.
Каникулы предоставляются три раза в год согласно графику учебного процесса:
  • 8 дней в январе (01.01-10.01);
  • 10 дней в мае (01.05-10.05) ;
  • 2 месяца летом (01.07-31.08).

Образовательные программы НИУ ВШЭ


Образовательные программы занимают особое место в НИУ ВШЭ (см. подробнее об образовательных программах - https://www.hse.ru/studyspravka/RUP).

Оценки


В Вышке оценки выставляются по 10‑балльной шкале . При этом для каждого балла установлено соответствие 5‑балльной шкале, официально принятой в России, и европейской шкале ECTS.

При оценивании текущих результатов преподаватель имеет право использовать любую шкалу, но при выставлении оценок в ведомость он должен перевести их в 10‑балльную шкалу:

  • «Отлично» - 8-10 баллов;
  • «Хорошо» - 6-7 баллов;
  • «Удовлетворительно» - 4-5 баллов;
  • «Неудовлетворительно» - 0-3 балла.

Важно: Порядок и система оценивания прописываются в Программе учебной дисциплины. 

Неудовлетворительная оценка по элементу контроля по дисциплине не может быть причиной недопуска студента к следующим элементам контроля (включая экзамены) по этой Дисциплине, проводимым до окончания ближайшей сессии, в которую предусмотрена промежуточная аттестация. 

Текущий контроль успеваемости


Текущий контроль успеваемости - это регулярное и систематическое оценивание хода освоения дисциплин и включает в себя оценки за несколько Элементов контроля (домашние работы, эссе, проекты, лабораторные работы, контрольные работы, выступления на семинарах и др.) 

Промежуточная аттестация - это расчет промежуточной/окончательной оценки по Дисциплине, результат которой зависит от оценок по всем элементам контроля.
Промежуточная оценка выставляется во время сессии. Принцип расчета промежуточной оценки преподаватель описывает в ПУД.


Важно:
Вы вправе не проводить Элемент контроля во время сессии (это необходимо зафиксировать в ПУД), но обязаны рассчитать и выставить оценку по промежуточной аттестации.


Если ваша дисциплина идет несколько модулей и вы будете рассчитывать промежуточную оценку несколько раз, то ПУД должна содержать описание правил расчета оценки для каждого периода (промежуточная оценка) и в целом по дисциплине (окончательная оценка). Окончательная оценка по дисциплине, которая и будет напечатана в дипломе студента, может быть выведена по какому-либо правилу из всех промежуточных, либо может совпадать с последней промежуточной оценкой. Выберите один из этих вариантов заранее, зафиксируйте в ПУД и сообщите студентам.


Построение формулы расчета промежуточной оценки 


Формула расчета оценки/правило получения оценки по промежуточной аттестации может быть построена различными способами. Это может быть:

  • взвешенная сумма оценок по элементам контроля;
  • нелинейное выражение с использованием разнообразных элементов выбора;
  • ранжирование результатов по определенным правилам;
  • иное.

Важно: Формула обязательно фиксируется в Программе учебной дисциплины.

Округление промежуточной оценки

Полученная оценка обязательно округляется и масштабируется по 10-балльной шкале.
Правила округления промежуточной оценки обязательно прописываются в Программе учебной дисциплины. 

Программа дисциплины (учебного курса)


Этот документ фактически является договором преподавателя со студентами о том, для чего, чему и как он будет учить их на занятиях. ПУД описывает цели и планируемые результаты, содержание учебного курса (темы, рекомендуемую литературу) и порядок работы со студентами (формы занятий, принципы выставления оценок). Структура программы жестко задана специальным рабочим документом Вышки (подробнее: http://www.hse.ru/studyspravka/programmauchdisc).

Программа курса разрабатывается преподавателем (группой преподавателей), одобряется департаментом, на котором работает преподаватель и утверждается академическим советом образовательной программы, в учебный план которой включена Ваша дисциплина. Дисциплины общего цикла, майноры и общеуниверситетские факультативы утверждаются на заседании департамента. Если ПУД плохого качества, то ее могут не утвердить. Это означает, что ее нельзя будет использовать. ПУД подлежит актуализации не реже одного раза в пять лет как по инициативе разработчика, так и по инициативе академического руководителя/ совета образовательной программы, в учебный план которой входит учебная дисциплина (в т.ч. по итогам студенческой оценки преподавания).

  • Преподаватель имеет право регулярно — вне связи с формальными сроками ее утверждения — обновлять программу курса по мере развития предметной области (появления новой литературы, смещения актуальных акцентов и пр.). Актуализация ПУД не требует ее переутверждения до окончания срока действия, если изменения затрагивают до 30 % текста. Если вносимых изменений больше 30%, тогда ПУД должна быть утверждена как новая.
  • Преподаватель должен организовывать учебный процесс в соответствии с утвержденной ПУД. Если возникает необходимость оперативно и незначительно скорректировать формулы оценивания, порядок изучения тем, то преподаватель обязан проинформировать студентов об изменениях. Лучше всего использовать письменные виды уведомлений (LMS, электронную почту) — таким образом вы можете обезопасить себя в случае предъявления студентами претензий, связанных с нарушением описанных в программе договоренностей.
  • Все программы дисциплин размещаются в открытом доступе на сайте ВШЭ: http://www.hse.ru/edu/courses/.
  • Полная и утвержденная программа дисциплины должна быть размещена на портале не позднее, чем за 5 дней до начала модуля, в котором она начинается. Для некоторых дисциплин установлены более ранние сроки размещения программ и аннотаций (подробнее об этом см.: https://www.hse.ru/studyspravka/programmauchdisc ).
  • Преподаватель отвечает за наличие и качество программ учебных курсов, размещенных на сайте ВШЭ.

Документы к разделу
Положение о программе учебной дисциплины образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата, специалитета, магистратуры НИУ ВШЭ

Межкампусные дисциплины


 
Онлайн-технологии применяются в учебном процессе на четверти всех курсов Вышки. Такие курсы называются межкампусными

Межкампусные курсы позволяют студентам из разных городов учиться одновременно у одного или нескольких преподавателей. 

Для реализации таких дисциплин используются дистанционные технологии (как синхронные, так и асинхронные). Синхронный формат предполагает взаимодействие с преподавателем в режиме реального времени, в то время как асинхронный формат подразумевает самостоятельное изучение студентом ранее записанных материалов в удобное для него время.

Элементы контроля


Элементы контроля могут проводиться во время контактной работы со студентами, в часы самостоятельной работы студентов и с использованием инструментов информационной образовательной среды. К ним могут относиться домашние задания, контрольные и самостоятельные работы, эссе, лабораторные работы, курсовые, проекты, экзамены и другие формы, которые указываются в программе учебной дисциплины.

Письменный Элемент контроля , проводимый не в сессию, планируется в соответствии с текущим расписанием.
Продолжительность устного Элемента контроля, проводимого не в период сессии, не может превышать одну пару для каждого студента.

Важно: Оценки за Элементы контроля могут иметь разный «вес» внутри промежуточной оценки, но ни одна оценка по элементу контроля не должна весить более 70%.


Особые виды Элементов контроля 

Блокирующий Элемент контроля - при получении неудовлетворительной оценки по блокирующему элементу контроля промежуточная оценка в целом/результат части формулы расчета промежуточной оценки будет равна оценке по блокирующему элементу контроля (до получения студентом положительной оценки по блокирующему элементу контроля). Проведение блокирующего элемента контроля в устной форме возможно только с использованием видеозаписи.

Элемент контроля имеет вес не менее 30% - программа дисциплины в обязательном порядке должна предусматривать возможность второй сдачи такого Элемента контроля для студентов, пропустивших его по уважительной причине. 

Элемент контроля, который не подлежит пересдаче - не подлежат пересдаче те элементы контроля, повторить которые невозможно. К таким элементам контроля относятся участие в дискуссии на семинаре, решение кейса в определенный момент, посещаемость и прочее.

Экзамены


Экзамен – последний Элемент контроля по дисциплине, проводимый в период сессии либо в течение 10 дней до сессии.  Экзамены в НИУ ВШЭ преимущественно письменные, но на Ваше усмотрение или департамента могут быть устными.

Студенты не должны сдавать более одного экзамена в день, а сам экзамен не может длиться более 4 академических часов. Запрещается начинать экзамен ранее 9 часов утра и заканчивать позднее 9 часов вечера. 

Дисциплина может не предусматривать экзамен, но рассчитать и выставить оценку по промежуточной аттестации Вы обязаны. Решение о проведении экзамена Вы должны принять до начала чтения курса и зафиксировать его в программе учебной дисциплины.

Если экзамен проводится в письменной форме, то после проверки работы Вы должны рассчитать оценку по промежуточной аттестации. Если экзамен проводится в устной форме, то Вы вправе сообщить оценку после окончания ответа (если методика оценивания не предусматривает дополнительное время на расчет оценки).

Зачеты



В НИУ ВШЭ зачетов нет, за редким исключением. Они предусмотрены по проектной деятельности, трудоемкость которой менее 3 зачетных единиц, а также по дисциплине «Физическая культура»

Ведомости



Рабочая ведомость

В ходе чтения курса преподаватель обязаны фиксировать результаты студентов по Элементам текущего контроля в своей рабочей ведомости. Ее удобно вести в системе LMS.
Форму рабочей ведомости преподаватель может разработать самостоятельно (если форма рабочей ведомости не установлена департаментом) и обязан хранить заполненную рабочую ведомость в течение трех месяцев после завершения промежуточной аттестации.

Ведомость промежуточной аттестации

Результаты промежуточной аттестации фиксируются в ведомости промежуточной аттестации, которую формирует учебный офис образовательной программы перед проведением экзамена.
Вы можете получить ведомость промежуточной аттестации двумя способами:

  • Бумажную версию ведомости необходимо получить в учебном офисе до экзамена. При этом, допускается передача ведомости от учебного офиса преподавателю с использованием электронных каналов связи, если получатель и отправитель однозначно идентифицируются.
  • Электронную ведомость можно получить самостоятельно на сайте http://asav.hse.ru/sheets.html, используя логин vedomost и пароль vedomost. 

Заполнение ведомости промежуточной аттестации

Оценка по дисциплине выставляется в ведомости промежуточной аттестации в виде текстовой записи и в виде числовой записи по 10‑ти балльной шкале. Шкала соответствий оценок расположена на бланке ведомости.

Если студент получает «автомат», то выставляется максимальный балл.

Если студент не пришел на экзамен, то его оценка за экзамен будет равна «0». В таком случае Вам необходимо рассчитать и выставить оценку по промежуточной аттестации в ведомость (с учетом оценки «0» за экзамен), а также сделать в ведомости пометку о неявке. Студент, пропустивший экзамен по уважительной причине, сможет сдать его в период пересдач. После, оценка по промежуточной аттестации будет пересчитана с учетом полученной оценки за экзамен.  

Важно:  Не допускается выставление оценки по промежуточной аттестации студентам, не включенным в сформированную учебным офисом ведомость.


Передача ведомости в учебный офис

  1. Преподаватель передает заполненную ведомость промежуточной аттестации в учебный офис в течение 5 рабочих дней после окончания сессии
  2. Не позднее трех рабочих дней после определения оценок по промежуточной аттестации преподаватель направляет студентам и менеджеру учебного офиса файл с расчетом и оценками по всем Элементам контроля. 
  3. Заполненную и сканированную ведомость преподаватель может отправить на указанную электронную почту сотрудника учебного офиса соответствующей образовательной программы. оригинал ведомости необходимо предоставить менеджеру департамента. 
Показ работ по экзаменам или блокирующим Элементам контроля проводится во время сессии.
Оценка из ведомости выставляется менеджером учебного офиса в электронную базу данных и появляется у студента в электронной зачетной книжке в LMS.

Документы к разделу
Положение об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ

Требования к соблюдению академических норм студентами


Преподаватель должен стремиться к созданию образовательной атмосферы, исключающей нарушение академических норм со стороны студентов.

В НИУ ВШЭ не допускаются: списывание, двойная сдача письменных работ, плагиат, подлоги, фабрикация данных и результатов работы.

За нарушение академических норм при выполнении письменных учебных работ или при подготовке к ответу во время устного экзамена (опроса) студенты могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию — от замечания и неудовлетворительной оценки до отчисления.

Если преподаватель обнаружил в работе студента одно из перечисленных нарушений, он обязан поставить ему оценку «0» (неудовлетворительно) и уведомить о произошедшем декана факультета, на образовательной программе которого обучается студент, направив служебную записку. 

В случае списывания преподаватель имеет право поставить оценку «0» (неудовлетворительно)  и тому студенту, который намеренно предоставил свой текст для списывания.


Проверка работ на наличие заимствований

Курсовые и выпускные квалификационные работы, выполненные на русском языке, в обязательном порядке проверяются на наличие в них плагиата при помощи электронной системы «Антиплагиат» (http://corp.antiplagiat.ru). Работы на английском языке студентов англоязычных программ проверяются через систему Turnitin (http://turnitin.com/ru/).

Загрузка итоговых файлов студенческих работ для обязательной проверки на наличие заимствований в тексте осуществляется студентом самостоятельно через систему LMS НИУ ВШЭ. Форма загрузки становится активной для студента при внесении в систему АСАВ утвержденных тем сотрудниками учебного офиса образовательной программы. Инструкция по загрузке работ студентами размещена по ссылке.

Подтверждением загрузки студентом работы на проверку процента заимствований является формирование QR-кода.
Для просмотра полного текста загруженной работы, а также просмотра детального отчета из системы «Антиплагиат.ВУЗ» с указанием заимствований необходимо использовать мобильный гаджет с доступом в интернет и предустановленным мобильным приложением для считывания QR-кодов.


Документы к разделу
Приложение 1 и 2 к Правилам внутреннего распорядка обучающихся: https://www.hse.ru/docs/187025700.html
Приложение 1 к Положению об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ
Регламент использования системы «Антиплагиат» для сбора и проверки письменных учебных работ: http://www.hse.ru/docs/11118831.html

Апелляция


Студент может подать апелляцию на результаты блокирующих элементов контроля и (или) экзаменов, при этом апелляция в связи с неудовлетворенностью оценкой не принимается.

Основаниями для подачи апелляции могут быть некорректность в постановке вопросов, ошибки в формулировках задач и тестовых заданий, нарушение процедуры проведения элемента контроля или методики выставления оценки за работу, а также обстоятельства, которые помешали преподавателю объективно оценить работу. Конкретные основания для апелляции должны быть обязательно отражены в заявлении.

Апелляционная комиссия проводит заседание в присутствии студента и преподавателя, принимавшего элемент контроля или его пересдачу. На заседании также может присутствовать один представитель Студенческого совета факультета, на котором обучается студент/Студенческого совета университета (при отсутствии Студенческого совета факультета)/Студенческого совета филиала (для студентов филиалов НИУ ВШЭ) по предварительному согласованию с председателем апелляционной комиссии.

Важно: Неявка студента и (или) преподавателя, принимавшего блокирующий Элемент контроля или его пересдачу, не препятствует рассмотрению апелляции. 

Если апелляция удовлетворена, студенту предоставляется возможность повторной сдачи или пересдачи блокирующего элемента контроля. Если блокирующий элемент контроля проводился письменно и характер заданий и ответов в такой работе позволяет выставить новую оценку, то по результатам апелляции студенту выставляется обновленная оценка.

Пересдачи


В НИУ ВШЭ не разрешается пересдавать положительные оценки с целью их повышения, поэтому пересдаче подлежат только оценки ниже «4».

Пересдачи проводятся в строго отведенное для этого время:

  • после 2 модуля - с 10 января до 15 февраля;
  • после 4 модуля - с 1 сентября будущего учебного года до 15 октября.

 
Важно: В другое время проводить пересдачи категорически запрещено.


Студент имеет право на две пересдачи:

  • Первая пересдача проводится точно в таком же формате, как и сам элемент контроля.
  • Вторая пересдача принимается комиссией из трех или более преподавателей.

В комиссию обязательно включается преподаватель, который принимал экзамен у студента первый раз.
Процедура второй пересдачи проводится по контрольно-измерительным материалам для пересдач, разработанным председателем комиссии.

Зачетная книжка студента


У студентов Вышки зачетная книжка — электронная. Результаты обучения студентов хранятся в системе АСАВ.

Преподаватель ставит оценки в ведомость, которую передает в учебный офис. Сотрудники учебного офиса заносят оценки в систему АСАВ, после чего они становятся доступны студенту в личном кабинете системы LMS.

Если Вам интересно, как учится тот или иной студент, Вы можете получить информацию о его успеваемости в модуле «Портфолио студента» в личном кабинете системы LMS.

Рейтинг студентов


В Вышке существует рейтинговая система оценки уровня знаний студентов, которая предполагает два вида рейтинга – текущий (за полгода) и кумулятивный (по итогам всей учебы студента с момента поступления). Рейтинги находятся в открытом доступе на сайтах образовательных программ (например: https://www.hse.ru/ba/political/ratings)

Рейтинг отражает за определенный промежуток времени относительную успеваемость студентов обучающихся на одном курсе одной обра­зовательной программы.
По итогам рейтинга студенты получают определенные привилегии на следующий год (например стипендию или скидку по оплате обучения, если студент учится на платном месте). Место в рейтинге также может повлиять на возможность перехода с платного места обучения на бесплатное. 

Документы к разделу

Положение о рейтинговой системе комплексной оценки знаний студентов образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, программ специалитета и программ магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»





 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.