• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Особенности учебного процесса в НИУ ВШЭ

Как устроен учебный год

Учебный год состоит из нескольких элементов:

  1. Учебные модули. Учебный год разбит на 4 модуля по 8-12 учебных недель. Точные даты начала и окон­чания каждого модуля зависят от выходных и праздничных дней в текущем году. Некоторые программы имеют в году два семестра или три модуля (см. подробнее о графике учебного процесса).
  2. Сессии. Каждый модуль завершается сессией. Времени на подготовку к экзаменам не выделяется. В течение семи дней сессии студентам могут назначить 7 экзаменов, но не более одного экзамена в день.
  3. Каникулы.  Трижды в год.

Образовательные программы НИУ ВШЭ

Существует несколько ключевых моментов, свойственных для каждой образовательной программы:

  • проведение набора абитуриентов на основании отдельного конкурса
  • относится к одному из уровней высшего образования и направлению подготовки/специальности
  • программа имеет единый учебный план и единый график учебного процесса
  • образовательная программа имеет академического руководителя и учебный офис, также может иметь академический совет.

У каждой образовательной программы есть определенный «жизненный цикл», в течение которого она создается, реализуется и может в какой-то момент либо измениться, превратившись в обновленную программу или, выполнив свое предназначение - закрыться:

  • 1 этап. Лицензирование нового направления подготовки.Лицензирование необходимо только в случае, если у вуза еще нет лицензии по тому направлению подготовки, по которому планируется новая программа (по вопросам лицензирования обращаться +7(495) 772-9590 доб. 11563, efedosova@hse.ru)
  • 2 этап. Открытие новой образовательной программы:подготовка пакета документов для  обсуждения на учебно-методическом совете НИУ ВШЭ, рассмотрение на ректорате и   Ученом совете  НИУ ВШЭ (по вопросам подготовки пакета документов  обращаться 772-9590 доб. 11079, otarabaeva@hse.ru)
  • 3 этап. Реализация образовательной программы – самый важный и длительный этап в жизни образовательной программы (проведение  приемных кампаний, обучение и выпуск студентов). См. действующие регламенты на https://www.hse.ru/studyspravka/loc)
  • 4 этап. Аккредитация программы.Если программа была открыта по новому направлению подготовки, то ей необходимо пройти государственную аккредитацию(по вопросам подготовки к аккредитации обращаться +7(495) 772-9590 доб. 11563, efedosova@hse.ru)
  • 5 этап. Обновление и модернизация программы с целью повышения ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг  /или закрытие программы.

Учебный план образовательной программы

Учебный план программы тесно связан с действующим образовательным стандартом по этому направлению подготовки и уровню образования. Высшая школа экономики, как национальный исследовательский университет, получила право самостоятельно устанавливать образовательные стандарты (см. ст. 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), и она этим правом воспользовалась. Так в вузе появились собственные образовательные стандарты (ОС НИУ ВШЭ).

Опираясь на свой ОС, каждая основная образовательная программа в НИУ ВШЭ разрабатывает учебный план. В учебном плане программы всегда есть как обязательные для изучения дисциплины, так и дисциплины на выбор студента в рамках данной программы или из общеуниверситетских пулов  дисциплин, которыми студенты могут дополнить свою индивидуальную траекторию обучения (общеуниверситетские факультативы, майноры в бакалавриате, дисциплины МАГОЛЕГО в магистратуре, онлайн курсы).

Уникальная образовательная модель бакалавриата

Студенты бакалавриата учатся по единой образовательной модели:

  • Первый год бакалавриата предусматривает значительную долю дисциплин гуманитарного цикла, которые изучаются студентами в больших потоках.
  • Кроме базовых дисциплин и курсов по выбору, которые будут являться основой будущей профессии (major), шестую часть времени (20 зачетных единиц) студенты 2-го и 3-го курсов отдают изучению майнора — дополнительного профиля (minor).

!!! Один поток и даже одна семинарская группа дисциплин гуманитарного цикла или майнора могут включать студентов разных образовательных программ. Рекомендуем преподавателям таких дисциплин обратить особое внимание на LMS и на электронную ведомость, которые помогут оперативно взаимодействовать со студентами и менеджерами образовательных программ в этой непростой ситуации.

  • Значительная часть учебного времени отведена под раздел «Практики, проектная и/или научно-исследовательская работа»; он предназначен для использования студентами знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, при решении реальных задач. При этом задачи могут носить как академический, так и прикладной характер. Важным элементом этого раздела является проектная работа. Как один из механизмов организации проектной работы действует «Ярмарка проектов» (http://www.hse.ru/org/hse/pfair/).

Оценки

10-балльная шкала

Оценки выставляются по 10-балльной шкале. При этом для каждого балла установлено соответствие 5-балльной шкале, официально принятой в России, и европейской шкале ECTS.

При оценке текущих результатов преподаватель имеет право использовать любую шкалу. Но накопленную и результирующую оценки он должен выставить все-таки в 10-балльной шкале.

Накопительная система оценки

Результирующая оценка по дисциплине (или по части дисциплины) складывается из накопленной оценки и оценки за экзамен. Накопленная оценка складывается из текущих оценок (за домашние работы, эссе, проекты, контрольные работы, выступления на семинарах и пр.). Принцип сложения текущих оценок в накопленную преподаватель описывает в программе читаемой им дисциплины. Оценки за разные элементы дисциплины могут иметь разный «вес». Но при сложении их в накопленную оценку все текущие оценки в сумме должны составлять 100%.

В программе дисциплины преподаватель также описывает, какой «вес» в результирующей оценке имеет оценка за экзамен и накопленная оценка.

«Вес» экзамена должен быть не ниже 20% и не выше 80%.

Результирующая, накопленная и оценка за экзамен обязательно выражаются целыми числами, поэтому преподавателю важно заранее объявить студентам правила округления, которые он будет использовать при расчетах. Сделать это нужно в программе дисциплины.

Преподаватель вправе не проводить экзамен и выставить оценку по накопленным текущим оценкам. Однако это решение он должен принять до начала чтения курсами зафиксировать его в программе дисциплины.

Если на экзамене студент получил неудовлетворительную оценку, его итоговая оценка по курсу необязательно тоже будет неудовлетворительной: она может быть выше, если текущие оценки были достаточно высоки и формула предусматривает весомый вклад накопленной оценки в результирующую.

Вклад накопленной
оценки

+

Вклад оценки
за экзамен

=

Результирующая
оценка

Если ваша дисциплина идет несколько модулей и вы будете проводить промежуточную аттестацию (экзамены) несколько раз, то программа дисциплины должна содержать описание правил расчета результирующей оценки для каждого периода и в целом по дисциплине.Итоговая оценка по дисциплине, которая и будет напечатана в дипломе студента, может быть выведена по какому-либо правилу из всех промежуточных, либо может совпадать с последней результирующей оценкой. Выберите один из этих вариантов заранее, зафиксируйте в программе дисциплины и сообщите студентам.

Программа дисциплины (учебного курса)

Этот документ фактически является договором преподавателя со студентами о том, для чего, чему и как он будет учить их на занятиях. Программа описывает цели и планируемые результаты, содержание учебного курса (темы, рекомендуемую литературу) и порядок работы со студентами (формы занятий, принципы выставления оценок). Структура программы жестко задана специальным рабочим документом Вышки (подробнее: http://www.hse.ru/studyspravka/programmauchdisc).

Программа курса разрабатывается преподавателем (группой преподавателей)и проходит процесс согласования/утверждения (для обязательных дисциплин —раз в три года, для выборных дисциплин — раз в два года, для дисциплин общеуниверситетских пулов — ежегодно). В согласовании программы дисциплины участвуют кафедра/департамент, реализующие эту дисциплину, академический совет и академический руководитель образовательной программы, в учебный план которой она включена. На каждом этапе согласования ответственные за этот этап лица имеют право утвердить программу либо дать рекомендации по ее доработке. Если программа плохого качества, то ее могут не утвердить. Это означает, что ее нельзя будет использовать.

  • Преподаватель имеет право регулярно — вне связи с формальными сроками ее утверждения — обновлять программу курса по мере развития предметной области (появления новой литературы, смещения актуальных акцентов и пр.). Если изменения затрагивают больше 30% содержания программы, ее нужно переутверждать.
  • Преподаватель должен организовывать учебный процесс в соответствии с утвержденной программой дисциплины. Если возникает необходимость оперативно и незначительно скорректировать формулы оценивания, порядок изучения тем, то преподаватель обязан проинформировать студентов об изменениях. Лучше всего использовать письменные виды уведомлений (LMS, электронную почту) — таким образом вы можете обезопасить себя в случае предъявления студентами претензий, связанных с нарушением описанных в программе договоренностей.
  • Все программы дисциплин размещаются в открытом доступе на сайте ВШЭ: http://www.hse.ru/edu/courses/.
  • Полная и утвержденная программа дисциплины должна быть размещена на портале не позднее начала того модуля/семестра, в котором она читается. Для некоторых дисциплин установлены более ранние сроки размещения программ и аннотаций (подробнее об этом см.: http://www.hse.ru/studyspravka/programmauchdisc).
  • Преподаватель отвечает за наличие и качество программ учебных курсов, размещенных на сайте ВШЭ.
  • Разместить программу курса на сайте поможет менеджер департамента. Программа размещается в корпоративной информационной системе и оттуда публикуется на сайт к каталог программ университета.
  • Студенты зарубежных вузов, которые приезжают учиться в Высшую школу экономики, выбирают курсы за полгода до начала учебы в НИУ ВШЭ. Поэтому, если курс читается на иностранном языке, его программа должна быть передана в Методический центр Дирекции основных образовательных программ за 6 месяцев до начала семестра, в котором планируется чтение курса: для дисциплин 1–2-го модуля — не позднее 15 февраля текущего года, для дисциплин 3–4-го модуля — не позднее 15 сентября предыдущего года.

Документы:

Письменные работы

Письменные работы студентов включают домашние задания, рефераты, эссе, контрольные и экзаменационные работы, курсовые и выпускные квалификационные работы. Преподаватель самостоятельно определяет, как часто, в каком объеме и формате студенты готовят письменные работы при изучении его курса. Сроки их подготовки, формат и тематика должны быть описаны в программе дисциплины.

Есть, однако, и общие требования, распространяющиеся на все письменные работы: они не должны нарушать академических норм университета.

Если вес элемента текущего контроля в результирующей оценке >= 30%, и студент пропустил его по уважительной причине, преподаватель обязан дать возможность пересдачи или перераспределить вес на другие элементы контроля.

Не допускаются:

  • списывание;
  • двойная сдача письменных работ;
  • плагиат;
  • подлоги;
  • фабрикация данных и результатов работы.

За нарушение академических норм при выполнении письменных учебных работ или при подготовке к ответу во время устного экзамена (опроса) студенты могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию — от замечания и неудовлетворительной оценки до отчисления.Если преподаватель обнаружил в работе студента одно из перечисленных нарушений, он обязан поставить ему оценку «неудовлетворительно»(0 по 10-балльной шкале) и сделать ему замечание. Данная работа считается невыполненной.

СписываниеВ случае списывания преподаватель имеет право поставить оценку «неудовлетворительно» (0 по 10-балльной шкале) и тому студенту, который намеренно предоставил свой текст для списывания.

Плагиат

Курсовые и выпускные квалификационные работы, выполненные на русском языке, в обязательном порядке проверяются на наличие в них плагиата при помощи электронной системы «Антиплагиат» (http://corp.antiplagiat.ru). Работы на английском языке студентов англоязычных программ проверяются через систему Turnitin (http://turnitin.com/ru/). Загрузка итоговых файлов студенческих работ для обязательной проверки на наличие заимствований в тексте осуществляется студентом самостоятельно через систему LMS НИУ ВШЭ. Форма загрузки становится активной для студента при внесении в систему АСАВ утвержденных тем сотрудниками учебного офиса образовательной программы. Инструкция по загрузке работ студентами размещена по ссылке. Подтверждением загрузки студентом работы на проверку процента заимствований является формирование QR-кода. Для просмотра полного текста загруженной работы, а также просмотра детального отчета из системы «Антиплагиат.ВУЗ» с указанием заимствованных блоков необходимо использовать мобильный гаджет с доступом в интернет и предустановленным мобильным приложением для считывания QR-кодов. Преподаватель должен стремиться к созданию образовательной атмосферы, исключающей нарушение академических норм.

Документы:

  • Приложение 2 к Правилам внутреннего распорядка обучающихся: https://www.hse.ru/docs/187025700.html
  • Приложение 1 к Положению об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ: https://www.hse.ru/docs/206891006.html
  • Регламент использования системы «Антиплагиат» для сбора и проверки письменных учебных работ: http://www.hse.ru/docs/11118831.html

Ведомость

В ходе чтения курса преподаватель фиксирует промежуточные результаты студентов в своей рабочей ведомости. Ее удобно вести в системе LMS.Оценки за экзамены и иные контрольные испытания выставляются в экзаменационную ведомость, которую составляет учебный офис образовательной программы перед проведением экзамена.Преподаватель может по желанию выбрать бумажную или электронную экзаменационную ведомость. Бумажную ему надо получить в учебном офисе до экзамена. Электронную ведомость преподаватель может получить самостоятельно на сайте http://asav.hse.ru/sheets.html, используя логин vedomost и пароль vedomost. Электронный вариант ведомости позволяет использовать формулы для расчета результирующей оценки.Заполненную и отсканированную ведомость преподаватель может отправить на указанный адрес сотрудника учебного офиса соответствующей образовательной программы. Оригинал ведомости необходимо представить менеджеру департамента.

Как заполнять ведомости промежуточной аттестации:

Ведомость содержит четыре графы: «Оценка накопленная», «Оценка за экзамен», «Оценка результирующая (число)» и «Оценка результирующая (текст)».

В графу «Оценка накопленная» выставляйте число по 10-балльной шкале, которое характеризует результаты текущей работы студента в течение модуля.

В графу «Оценка за экзамен» выставляйте число по 10-балльной шкале, характеризующее качество ответов студента непосредственно в момент экзамена.

В графу «Оценка результирующая (число)» выставляйте рассчитанную и округленную до целого числа результирующую оценку.

В графу «Оценка результирующая (текст)» внесите соответствующую текстовую запись: «отлично», «хорошо», «удовлетв.», «неудовлетв.».

Шкала соответствий числовой и текстовой оценок имеется на бланке ведомости. Если студент получает оценку «автоматом» (т.е. по результатам накопленной оценки), то выставляется максимальный балл в обе графы оценок. Студенту, не пришедшему на экзамен и не имеющему «автомат», выставляется «неявка» в обе графы.

Методика расчета результирующей оценки отражена в программе дисциплины. Формула расчета результирующей оценки должна быть записана преподавателем в ведомости в специально отведенном для этого месте (справа вверху над таблицей).

ИМЕННО ЭТА ОЦЕНКА выставляется менеджером учебного офиса в электронную базу данных и появляется у студента в электронной зачетной книжке в LMS! Преподаватель обязан сдать ведомость в учебный офис лично — в бумажном виде или по электронной почте изображение копии с подписью.Если вы пересылаете ведомость в электронном виде, то оригинал нужно передать на хранение менеджеру вашего департамента.

Документы

Зачеты

В НИУ ВШЭ зачетов нет, за редким исключением. Некоторые дисциплины, например физическая культура, а также малые по числу зачетных единиц сервисные проекты могут быть оценены по системе «зачтено / не зачтено».

Экзамены

Преимущественно письменные, но могут быть устными по усмотрению преподавателя или департамента. Более точный формат (эссе, ответы на вопросы, тестирование и пр.) определяет преподаватель. Письменный экзамен не должен длиться более 4 часов.Студенты не должны сдавать более одного экзамена в день. Запрещается начинать экзамены раньше 9 утра и задерживать студентов позднее 9 вечера.

Апелляция

В состав апелляционной комиссии не может быть включен преподаватель, принимавший экзамен или пересдачу экзамена. 

Апелляционная комиссия проводит заседание в присутствии студента и преподавателя, принимавшего экзамен или пересдачу экзамена. На заседании также может присутствовать один представитель Студенческого совета факультета, на котором обучается студент, по предварительному согласованию с председателем апелляционной комиссии.

Пересдачи

Разрешаются только после 2 модуля (с 11 января до 15 февраля) и после 4 модуля (с 1 сентября будущего учебного года до 15 октября). Студент имеет право на две попытки. Первая пересдача проводится точно в таком же формате, как и сам экзамен. Вторую пересдачу принимает комиссия из трех преподавателей. Если дисциплина не предполагала экзамен, то студенту предлагается только одна пересдача — сразу комиссии. 

Зачетная книжка студента

У студентов Вышки она электронная. Доступ к ней — в системе LMS НИУ ВШЭ в личном кабинете каждого студента. Преподаватель ставит оценки не напрямую в зачетную книжку. Он передает записанные в экзаменационную ведомость оценки, в учебный офис образовательной программы, а сотрудники учебного офиса заносят оценки в АСАВ, оттуда они уже "заливаются" в электронную зачетку в LMS НИУ ВШЭ.

Рейтинг студентов

Это документ, отражающий относительную успеваемость студентов одной обра­зовательной программы, обучающихся на одном курсе, за выбранный промежуток времени. Рейтинг составляется сотрудниками учебных офисов и публикуется на сай­те образовательной программы. В зависимости от того, какое место в рейтинге занимает студент, он может претендовать на (повышенную) стипендию или скидку по оплате обучения (если он учится на платном месте), или даже перейти с платного места на бюджетное.Рейтинг бывает текущим (за полгода) и кумулятивным (по итогам всей учебы студента с момента поступления).


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.