• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
11
Апрель

Зоология позвоночных

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватели


Зиновьев Андрей Валерьевич


Кожевникова Юлия Дмитриевна

Программа дисциплины

Аннотация

Зоология – это фундаментальная наука, которая обобщает молекулярно-генетические, физиологические, морфологические и поведенческие направления исследований животных в рамках экологического и эволюционного подходов. С этой точки зрения курс зоологии позвоночных можно рассматривать как базовый или фундаментальный для понимания строения и жизнедеятельности представителей позвоночных животных, к которым относится в том числе и человек. Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Зоология позвоночных животных», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 06.03.01 Биология, обучающихся по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 06.03.01 Биология; Образовательной программой «Клеточная и молекулярная биотехнология» и объединенным учебным планом по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Данная учебная дисциплина включена в раздел «Базовая часть» Учебного плана 06.03.01 Биология и относится к базовой профильной части. Осваивается на 1 курсе в 3-4 модуле. Изучение данной дисциплины базируется на результатах освоения дисциплины «Зоология беспозвоночных животных». Основные положения дисциплины «Зоология позвоночных животных» будут использоваться при прохождении дисциплин «Физиология животных и человека», «Эволюционная биология развития», «Теории эволюции» и практики на 1 курсе образовательной программы «Клеточная и молекулярная биотехнология».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • расширение и углубление биологического образования студентов.
  • формирование естественно-научного мировозрения, понимание проблем и современного состояния мегасистемы животного царства.
  • изучение внешнего и внутреннего строения, скелета, систематики, экологии и происхождения всех основных классов Позвоночных.
  • знание закономерностей развития животного мира от примитивных хордовых (класс Бесчерепные) до млекопитающих (включая человека) и птиц, морфофизиологической организации, филогении, особенностей эмбриогенеза, физиологии, воспроизведения, географического распространения, роли в экосистемах и практического значения основных типов и классов позвоночных животных, важности сохранения биоразнообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом, истории становления зоологии как науки.
  • умение ориентироваться в морфологическом и видовом разнообразии животных, в том числе редких и исчезающих видов и групп, в методологии систематики животных, основных направлениях эволюции и морфофизиологической организации главнейших таксонов; определять животных, рассказывать об основных биологических особенностях строения типов беспозвоночных.
  • владение навыками творческого обобщения полученных знаний, конкретного и объективного изложения своих знаний в письменной и устной форме, определения таксономической принадлежности животных, камеральной обработки зоологического материала, работы со световыми микроскопами, зарисовки и оформления результатов работы; техникой и методикой осуществления лабораторного синтеза и выделения несложных органических соединений и их идентификации; техникой и методикой демонстрационного эксперимента; техникой безопасности при выполнении химических экспериментов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание анатомии агамы или другого представителя класса рептилий.
  • Знание анатомии ланцетника.
  • Знание анатомии щуки или иного представителя костных рыб.
  • Знание их роли в экосистемах.
  • Знание особенности развития и строения личинок асцидий. Умение обосновать присутствия оболочников в типе хордовых. Знание гипотез о происхождении хордовых.
  • Знание роли млекопитающих в экосистемах.
  • Знание роли птиц в экосистемах.
  • Изучение анатомии крысы.
  • Изучение анатомии перепела или иного представителя класса птиц.
  • Изучение биологического разнообразия млекопитающих, различных экологических групп этого класса.
  • Изучение определений, методов и задач зоологии позвоночных, основных этапов ее развития. Знание основных законов эволюции животных.
  • Изучение позвоночных животных и истории планеты (с элементами зоогеографии).
  • Изучение позвоночных животных и экологии биосферы.
  • Ознакомление с анатомией травяной лягушки.
  • Ознакомление с биологическим разнообразием амфибий.
  • Ознакомление с биологическим разнообразием костных рыб.
  • Ознакомление с биологическим разнообразием птиц, различными экологическими группами этого класса.
  • Ознакомление с биологическим разнообразием рептилий в настоящее время и в прошлом.
  • Освоение анатомии акулы.
  • Освоение анатомии миноги.
  • Освоение биологического разнообразия бесчелюстных и хрящевых рыб в настоящее время и в прошлом.
  • Освоение их роли в экосистемах.
  • Усвоение их роли в экосистемах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в предмет.
  • Тема 2. Ланцетник – современный представитель подтипа Головохордовых – простейшая «модель» хордовых.
  • Тема 3. Два подтипа Низших Хордовых: подтип Головохордовые и подтип Оболочники.
  • Тема 4. Комплексная морфологическо-экологическая характеристика подтипа позвоночных.
  • Тема 5. Комплексная морфологическо-экологическая характеристика раздела челюстноротых.
  • Тема 6. Биологическое разнообразие хрящевых рыб.
  • Тема 7. Класс костные рыбы.
  • Тема 8. Биологическое разнообразие костных рыб.
  • Тема 9. Амфибии как первый класс наземных позвоночных.
  • Тема 10 Биологическое разнообразие амфибий.
  • Тема 11. Анамнии и амниоты.
  • Тема 12 Биологическое разнообразие рептилий.
  • Тема 13. Комплексная морфологическо-экологическая характеристика класса млекопитающих.
  • Тема 14. Биологическое разнообразие млекопитающих.
  • Тема 15. Комплексная морфологическо-экологическая характеристика класса птиц.
  • Тема 16. Биологическое разнообразие птиц.
  • Тема 17. Позвоночные животные и история планеты.
  • Тема 18. Позвоночные животные и экология биосферы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа №2 (бесчелюстные).
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (два открытых вопроса - эссе) с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle (https://et.hse.ru), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать, пользоваться собственными письменными конспектами (в тетради или на распечатанных листах). Во время экзамена студенту разрешается для ответа на вопросы использовать листы белой бумаги формат А4. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Контрольная работа №7 (скелет рептилий).
  • неблокирующий Контрольная работа №10 (скелет млекопитающих).
  • блокирует часть оценки/расчета Графический биологический рисунок_Тема №1
    На первом занятии 3 рисунка, вес основного 50%, второстепенные два по 25%
  • блокирует часть оценки/расчета Графический биологический рисунок_Тема №2
    На втором занятии 3 рисунка, вес основного 50%, второстепенные два по 25%
  • блокирует часть оценки/расчета Графический биологический рисунок_Тема №3
    На третьем занятии 6 рисунков, вес основных двух - по 30%, второстепенных четырех - по 10%. Возможно разделение одного занятия на два (часть 1 и часть 2) в случае наличия времени. В случае разделения одного занятия на два выставляется оценка за каждое занятие, при этом на первом занятии рисуется два основных рисунка (каждый весит 50% от общей оценки), а на втором - четыре второстепенных рисунка (каждый весит по 25% от общей оценки).
  • блокирует часть оценки/расчета Графический биологический рисунок_Тема №6
    На шестом занятии 2 рисунка, вес основного 75%, второстепенного - 25%
  • блокирует часть оценки/расчета Графический биологический рисунок_Тема №7
    На седьмом занятии 5 рисунков, вес основных двух - по 35%, второстепенных трех - по 10%. Возможно разделение одного занятия на два (часть 1 и часть 2) в случае наличия времени. В случае разделения одного занятия на два выставляется оценка за каждое занятие, при этом на первом занятии рисуется два основных рисунка , а на втором - три второстепенных рисунка.
  • блокирует часть оценки/расчета Графический биологический рисунок_Тема №9
    На девятом занятии 2 рисунка, вес основного 75%, второстепенного - 25%
  • блокирует часть оценки/расчета Графический биологический рисунок_Тема №11
    На одиннадцатом занятии 2 рисунка, вес основного 75%, второстепенного - 25%
  • неблокирующий Контрольная работа №1 (бесчерепные).
  • неблокирующий Контрольная работа №3 (внутренние органы рыб).
  • неблокирующий Контрольная работа №4 (скелет хрящевых и костных рыб).
  • неблокирующий Контрольная работа №5 (нервная система).
  • неблокирующий Контрольная работа №6 (внутренние органы амфибий).
  • неблокирующий Контрольная работа №8 (скелет птиц).
  • неблокирующий Контрольная работа №9 (внутренние органы птиц).
  • неблокирующий Контрольная работа №11 (внутренние органы млекопитающих).
  • блокирует часть оценки/расчета Графический биологический рисунок_Тема №4
    На четвертом занятии 4 рисунка - один основной (вес составляет 70% оценки) и три второстепенных (вес каждого составляет 10% оценки).
  • блокирует часть оценки/расчета Графический биологический рисунок_Тема №5
  • блокирует часть оценки/расчета Графический биологический рисунок_Тема №8
    На восьмом занятии два основных рисунка (каждый весит 30% от итоговой оценки) и два второстепенных (25% и 15% от итоговой оценки). В случае наличия времени занятие может быть разделено на два - первая часть и вторая часть, за каждую из которых выставляется своя оценка. На первом из двух занятий рисуются два основных рисунка (при этом каждый весит 50% от итоговой оценки), на втором занятии рисуются два второстепенных рисунка (60% и 40% от итоговой оценки).
  • блокирует часть оценки/расчета Графический биологический рисунок_Тема №10
  • неблокирующий Контрольная работа №12 (итоговая)
    Итоговый коллоквиум по всем пройденным темам
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.084 * Контрольная работа №12 (итоговая) + 0.021 * Графический биологический рисунок_Тема №5 + 0.021 * Контрольная работа №6 (внутренние органы амфибий). + 0.021 * Контрольная работа №2 (бесчелюстные). + 0.021 * Контрольная работа №11 (внутренние органы млекопитающих). + 0.042 * Графический биологический рисунок_Тема №4 + 0.021 * Графический биологический рисунок_Тема №8 + 0.021 * Графический биологический рисунок_Тема №11 + 0.021 * Графический биологический рисунок_Тема №10 + 0.021 * Контрольная работа №5 (нервная система). + 0.021 * Контрольная работа №8 (скелет птиц). + 0.021 * Графический биологический рисунок_Тема №6 + 0.021 * Контрольная работа №4 (скелет хрящевых и костных рыб). + 0.021 * Контрольная работа №7 (скелет рептилий). + 0.412 * Экзамен + 0.021 * Контрольная работа №3 (внутренние органы рыб). + 0.021 * Контрольная работа №9 (внутренние органы птиц). + 0.021 * Контрольная работа №10 (скелет млекопитающих). + 0.021 * Контрольная работа №1 (бесчерепные). + 0.021 * Графический биологический рисунок_Тема №2 + 0.021 * Графический биологический рисунок_Тема №3 + 0.042 * Графический биологический рисунок_Тема №9 + 0.021 * Графический биологический рисунок_Тема №1 + 0.021 * Графический биологический рисунок_Тема №7
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Машинская Н. Д., Конева Л. А., Опарин Р. В. - ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2021 - 213с. - ISBN: 978-5-534-12936-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/zoologiya-pozvonochnyh-476894

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Зоология позвоночных : учебник для вузов, Дзержинский, Ф. Я., 2014