• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Направление подготовки

06.03.01 Биология

Утверждение программы
Протокол заседания ученого совета № 10 от 28.09.2018 г.
Образовательный стандарт НИУ ВШЭ
Дата обновления паспорта
Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведётся на русском и английском языках

Специализация
Не предусмотрена
Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Конкурентные преимущества программы

Бакалаврская программа «Клеточная и молекулярная биотехнология» по направлению подготовки 06.03.01 «Биология» отражает стратегические приоритеты развития НИУ ВШЭ в научно-исследовательской деятельности ‒ развитие междисциплинарных актуальных исследований на стыке нескольких научных направлений из практических областей, прикладной математики, химии и биологии, в соответствии с ключевыми междисциплинарными областями компетенций кампуса.

Следует отметить, что мы имеем конкурентное преимущество на рынке предложения специалистов, получивших подготовку по предлагаемой программе, еще и за счет уникального социо-экономического положения Москвы: наличие высокотехнологичных цепочек инновационных сетей и кластеров, для сопровождения которых необходимы специалисты с высоким уровнем аналитических и информационно-технологических компетенций в области биологии.

Предлагаемая бакалаврская программа, созданная с участием ведущих институтов РАН, является уникальной: сочетание фундаментальных знаний с передовой с точки зрения технологий практикой и решением актуальных междисциплинарных задач уже на уровне бакалавриата. Среди  преподавателей есть сотрудники биологического факультета и факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ имени М.В. Ломоносова. Существенная часть курсов читается сотрудниками институтов РАН.

Отметим, что в настоящее время устойчиво держится высокий спрос на специалистов в данном направлении, и ёмкость рынка ещё далеко не исчерпана. Предлагаемая программа обладает, в частности, следующими специфическими преимуществами:

  • Возможность получить как фундаментальную подготовку в области биологии, так и прикладную подготовку по применению современных методов в области биотехнологии. Такая подготовка обеспечивает как фундаментальные компетенции – способность изучать, анализировать и применять современные научные достижения в области прикладной информатики, способность проводить исследования по информатике, – так и прикладные компетенции – владение методами анализа данных, работа с образцами клеток, участие в проведении передовых с точки зрения биологии и технологий экспериментов в сотрудничестве с ведущими специалистами области, владение современными инструментами, владение технологиями.
  • Сильный бренд НИУ ВШЭ – ведущего вуза России по подготовке специалистов не только финансового профиля, но и в других науках.
  • Функционирование на базе факультета лабораторий, в рамках которых могут осуществляться исследования студентов, а также сотрудничество в реализации научных проектов с другими ведущими вузами (МГУ имени М.В. Ломоносова, СПбГУ, МФТИ, КФУ, зарубежными вузами) и предприятиями г. Москвы и других регионов РФ.
  • Востребованность выпускников НИУ ВШЭ на рынке труда г. Москвы и других городов России.
  • Наличие в учебном плане большого количества практик и проектной деятельности, связанных с возможными практиками в крупнейших компаниях и лабораториях институтов РАН, дает возможность по окончании бакалавриата иметь опыт и умение заниматься проектной деятельностью в области биологии и биотехнологий.
Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Биотехнология как наука находится на стыке клеточной и молекулярной  биологии, генной инженерии, биохимии и биоорганической химии, бионанотехнологий, биоинженерии и биоинформатики.

Выпускники данной образовательной программы могут применить свои навыки в области медицины, а именно в создании новых биологически активных веществ и лекарственных препаратов для ранней диагностики и успешного лечения заболеваний.

В последнее время активное распространение получила и новая сфера деятельности биотехнологов — клонирование.

В других областях выпускники биологи-биотехнологи работают с живыми биологическими организмами, их системами и процессами с целью создания новых сортов продуктов, растений, витаминов, а также улучшения свойств существующих видов в растительной и животной среде, устойчивых к неблагоприятным климатическим условиям, вредителям и болезням.

Профессиональные компетенции (ПК):

Код
компетенции 
по порядку

Формулировка компетенции

ПК-1Способен применять знание принципов структурно - функциональной организации, выбирать и использовать основные физиологические, цитологические, биохимические, биофизические методы исследования для решения профессиональных задач
ПК-2Способен применять знание основ эволюционной теории, современные представления о структурно-функциональной организации генетической программы живых объектов и методы молекулярной биологии, генетики и биологии развития в профессиональной деятельности
ПК-3Способен применять эволюционные идеи в биологическом мировоззрении, использовать современные представления об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции в рамках образовательной деятельности
ПК-4Способен применять современные представления об основах биотехнологических и биомедицинских производств, генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования
ПК-5Способен использовать знание закономерностей общей экологии и современные методы биологии и прикладной экологии для проектирования и осуществления мероприятий по охране, использованию, мониторингу и восстановлению биоресурсов и среды их обитания
ПК-6Способен описывать проблемы и ситуации профессиональной деятельности, представлять известные и собственные научные результаты, используя язык и аппарат биологической науки
ПК-7

Способен осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по заданной теме в избранной предметной области (биология)

ПК-8Способен планировать и проводить биологические эксперименты с учетом принципов охраны природы, требований безопасности и охраны труда, применять навыки работы с современной научным оборудованием, с препаратами и живыми объектами.
ПК-9

Способен к разработке и реализации в образовательных организациях образовательных модулей и программ отдельных дисциплин в конкретной предметной области (биология)

ПК-10Способен анализировать проектную документацию в избранной предметной области (биология), принимать участие в разработке и составлении этой документации в рамках своей компетенции

 

По типам профессиональных задач:

Типы профессиональных задачКоды ПК
научно-исследовательские

ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8

производственно-технологическиеПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-10
организационно-управленческиеПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-10
педагогическиеПК-3, ПК-6, ПК-9

 

Характеристики образовательных модулей программы

Ключевыми блоками образовательной программы являются:

  • общенаучные дисциплины - дисциплины, соответствующие стандарту высшего профессионального образования. Это такие дисциплины как: история, философия науки, экономика и др.;
  • базовая и базовая профильная часть - биологические дисциплины, закладывающие базу профессиональной подготовки биолога и биотехнолога, формирующие навыки обработки и интерпретации количественной и качественной информации: структурная и эволюционная ботаника, зоология беспозвоночных животных, зоология позвоночных животных, биоэкономика, физиология растений, физиология животных и человека, иммунология. Данный блок включает в себя ряд базовых дисциплин математического, химического и физического профиля: общая и неорганическая химия, биохимия, органическая химия для биологии и медицины, линейная алгебра, дифференциальные уравнения, теория вероятностей и математическая статистика, математический анализ, физика, Python для извлечения и обработки данных, культура работы с данными и др.;
  • вариативная профильная часть – курсы по выбору, нацеленные на формирование профессиональных навыков в соответствии с индивидуальной траекторией обучения студента: биотехнология и/или клеточная и молекулярная биология. Специальные биологические курсы обеспечивают глубину знаний по биологии, достаточную для того, чтобы выпускник программы мог продолжать обучение на магистерском уровне. Эти дисциплины призваны играть определяющую роль в формировании профессиональных навыков выпускников бакалавриата и обеспечении гибкого реагирования образовательной программы на потребности рынка. В зависимости от складывающейся конъюнктуры подготовка может быть ориентирована в большей или меньшей мере на различные направления, что создает основу для дальнейшего развития образовательной программы;
  • Практика(и), проектная и/или научно-исследовательская работа – включает в себя такие виды обучения, как
  1. научно-исследовательский семинар (НИС) - проводится в соответствии с утвержденными учебными планами и имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, и приобретение навыков исследовательской и аналитической работы;
  2. учебная и производственная практики. Цель данного блока - получение профессиональных умений и навыков, закрепление студентами теоретических знаний, полученных в результате освоения базовых учебных дисциплин; обучение практическим навыкам организации и проведения полевых и/или лабораторных исследований, современным методам получения, обработки и интерпретации полевых и/или лабораторных данных; приобретение профессиональных компетенций в профессиональной деятельности.
  3. производственная (преддипломная практика) - студенты выпускного курса программы проходят преддипломную практику в  научных и исследовательских лабораториях НИУ ВШЭ.
  • Выпускная квалификационная работа - в соответствии с нормативным сроком освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования ВКР выполняется в форме бакалаврской работы. Бакалаврская работа представляет собой самостоятельное законченное исследование на заданную (выбранную) тему, написанное лично выпускником под руководством руководителя, свидетельствующее об умении выпускника работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении образовательной программы. Бакалаврская работа может основываться на обобщении выполненных выпускником ранее исследовательских работ и содержать материалы, собранные выпускником в период практики.
Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Клеточная и молекулярная биотехнология»

Перейти к содержанию программы