«Забытое искусство / The Forgotten Art» — дискуссии в условиях онлайна
19 и 20 февраля 2021 г. прошла четвёртая ежегодная конференция молодых исследователей, организованная бакалаврами ОП «История искусств» и магистрами ОП «История художественной культуры и рынок искусства».
Впервые конференция, учитывая реалии карантина, прошла полностью в онлайн-формате, и мы очень рады, что это не только позволило присутствовать участникам и слушателям из разных городов и даже стран, но и никак не помешало обсуждению докладов быть интересным и плодотворным для всех, кто принял в нём участие.
Тема прошлого года – «Забытое искусство / The Forgotten Art» – вызвала большой интерес у участников и слушателей, и в этом году было решено продолжить дискуссию о явлениях, авторах и произведениях, которые оказались за пределами академического дискурса или не возникали в поле зрения исследователей слишком давно.
Мы получили множество заявок от исследователей, занимающихся неизученными процессами в искусстве (например, трансформацией иконографических схем в средневековых рукописях или архитектурной рамы в полиптихах), авторами, которых предстоит переосмыслить (увидев, например, Питера Поста не только как архитектора, но и как художника-пейзажиста), а также искусством, которое ещё только предстоит оценить по достоинству (включая архитектурный модернизм Свердловска или Уктусскую школу мейл-арта).
Кроме студенток магистратуры Ксении Линьковой (2 курс), Анны Суминой и Вероники Никишовой (1 курс), которые занимаются организацией конференции не первый год, в состав оргкомитета вошли новые члены - бакалавры 4-го курса Алина Хайрутдинова, Алина Варакина, Александра Люлина и Екатерина Мешалкина.
Организаторы активно рассказывали о конференции в соцсетях (Вконтакте, Instagram и Facebook). Мы попытались добавить в них персонализации (через рассказы о себе) и интерактива (это позволяет делать в первую очередь Instagram): мы думаем, что это отличный способ сделать так, чтобы о нас узнало как можно больше людей, и организовать для них в рамках конференции и подготовки к ней комфортное общение через социальныt сети.
География конференции продолжает расширяться: в этом году оргкомитет рассмотрел более 50 заявок, которые пришли от коллег из разных институций - МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, ГИИ, МГХПА им. С.Г. Строганова, РГИСИ, ЕУСПб, МГАХИ им. В.И. Сурикова, РГГУ, СПбГУ, СПбГИК, а также из региональных университетов: УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург), ФГБОУ ВО Восточно-Сибирского государственного института культуры (Улан-Удэ), Казахской Национальной академии искусств им. Жургенова.
Большинство заявок были действительно очень качественными, в итоге оргкомитет отобрал исследования, обладавшие наиболее значительной научной новизной.
Всего на конференции выступило 22 докладчика: бакалавры 3-4 курсов, магистры, аспиранты и недавние выпускники.
Как и в прошлом году, самой популярной оказалась секция о недооценённых мастерах второго плана: она была разбита на два дня. В каждой из секций (они были посвящены архитектуре, средневековому искусству, неисследованным школам и изменениям в современной исследовательской методологии) были интересные и запоминающиеся доклады и неожиданные повороты в дискуссии.
В первый день были представлены в том числе доклады о проблемах исследовательской методологии: уже второй год они составляют отдельную секцию и, на наш взгляд, являются важной и показательной составляющей конференции молодых исследователей. Все доклады были посвящены проблемам осмысления искусства ХХ века: например, Поль Сабогаль Марсело (СПбГУ) рассказал о восстановлении графического искусства в архивах анархистской прессы начала ХХ века, а Владимир Калашников (НИУ ВШЭ) – о тенденциях восприятия советского наследия в современной культурной практике.
Увлекательным оказалось и обсуждение после заседания архитектурной секции: на пересечении тем докладов Алексея Холова и Екатерины Мешалкиной (НИУ ВШЭ) об архитектуре русского классицизма возникла дискуссия с привлечением фактов и памятников, которые позволят дополнить доклады и сделать их полноценными исследованиями, - мы рады, что наша конференция достигла одной из главных своих целей.
Второй день оказался очень разнообразным и объединил впечатляющие результаты иконографических исследований средневековых памятников и обсуждение художников XX века. О некоторых явлениях мы действительно узнали впервые: например, о советском мейл-арте из доклада Влады Лаптевой (УрФУ) и о том, что иконографическая программа богослужебного облачения может отсылать к программам монументальной декорации – из доклада Андрея Красовицкого (НИУ ВШЭ). Мы благодарим докладчиков, а также слушателей и старших коллег за участие в этом диалоге.
Выступление внесекционного спикера в этом году было посвящено методологии изучения живописи Рубенса: студент 2 курса магистратуры «История художественной культуры и рынок искусства» Илья Малахов, рассуждая об иконологическом методе и альтернативах ему, рассказал слушателям множество интересных и не широко известных фактов о личности самого художника.
Организаторам конференции хотелось бы выразить благодарность участникам и слушателям за то, что они были с нами эти два дня в не всеми любимом онлайн-формате, обсуждали, делились, ставили вопросы и проблемы, поблагодарить преподавателей за поддержку и участие в дискуссиях, а также отдельно нашего академического руководителя – Елену Борисовну Шарнову – за мотивацию и личный пример.
Мы планируем продолжать и развивать тему исследований забытого, непризнанного, малоизвестного искусства: у конференции НИУ ВШЭ начинают появляться собственные традиции, а ‘The Forgotten Art’ продолжает вызывать интерес, и мы будем рады сделать эту тему одной из визитных карточек вышкинского искусствоведения.
Шарнова Елена Борисовна
Школа исторических наук: Доцент; Академический руководитель ОП «История искусств»