• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Встречи с современным искусством: студенты 4 курса на выставке Катерины Серьезной в фонде Ruarts и в мастерской Кристины Пашковой на Винзаводе

Говорить о современном искусстве можно долго, но особенно важно контактировать с художниками и их произведениями вживую. Вместе с преподавателем курса “Art of the Second Half of the 20th - 21st Centuries” Александрой Михайловной Орловой студенты посетили персональную выставку Катерины Серьёзной в фонде Ruarts и мастерскую современной художницы Кристины Пашковой.

Ruarts. Выставка Катерины Серьёзной “Великая пустота” Фотографии: Дубровская С.

Ruarts. Выставка Катерины Серьёзной “Великая пустота” Фотографии: Дубровская С.
© Дубровская София

Современное искусство постоянно стремится выйти за рамки статичной изобразительности и часто требует от своего наблюдателя больше, чем простой зрительный контакт. Особенно если речь ведется о трехмерных объектах, феномене “открытой формы” или медиаискусстве: инсталляции, видеоарте, кинетической скульптуре и т. п. В феврале студенты 4 курса бакалавриата посетили поле действия современного искусства: фонд Ruarts, в котором они встретились и поговорили с Катериной Серьёзной – московской художницей, создательницей выставки “Русское”.

По словам самой художницы, проект основывается на осмыслении феноменов коллективной памяти и русской ментальности. Катерина вплетает зрительское внимание в систему координат своей выставки, предлагая искать первичные смыслы разнообразных культурных штампов вместе с ней. В рамках проекта “Русское” она работает с визуальными иллюзиями, которые постепенно осмысляются зрителем по мере продвижения по выставочному пространству.

 

Посредством разных медиумов – в первую очередь стекла – художница выявляет двойственность русской культуры, неоднозначность ее символической системы. 33 стеклянных объекта складываются в серию под названием “Азбука”. На простейшие кубические стеклянные формы нанесены выбранные художницей слова: сама Катерина определяет эти слова как “первичный культурный код” или “систему координат нашего мировоззрения”. “Авось”, “Восток”, “Правда”, “Чудо”, “Юродивый” и далее. Посредством взаимодействия стекла со светом создаются оптические иллюзии, которые видоизменяют слова: некоторые слова растягиваются, некоторые отзеркаливаются, третьи – становятся практически нечитаемыми, как слово “Авось”, которое возникает в поле зрительского внимания словно случайно и нехотя, “на авось”, и далее. Стекло преломляет и разбивает первоначальные семантические смыслы, позволяя зрителю самостоятельно собирать буквы в слова и считывать их смыслы заново.

 

Также на выставке студенты прошлись вокруг объемно-пространственной композиции “Тоска”. Визуальный черно-белый шум березовых стволов, множащийся в отражении стеклянных поверхностей, дополнен аудиоинсталляцией: механизированные шумы напоминаю шелест листвы под потоками ветра.  Техническое и природное переплетаются вместе: по словам Екатерины, происходит технический в сбой культурном коде.

 

Вместе с этим искусствоведу важна не только сама законченная форма, которую можно увидеть в организованном музейном пространстве. Чтобы осмыслить результат, нужно понимать процесс создания произведения. Или, как сказала Кристина Пашкова, мастерскую которой посетили студенты, – “Ценность сноски и ценность невидимого труда может быть важнее, чем сама книга”. Сама мастерская находится в пространстве Винзавода: под кирпичными сводами одно за другим располагаются небольшие рабочие и выставочные пространства, в одной из таких ячеек находится мастерская Кристины Пашковой.

Основной медиум Кристины Пашковой – ткань. По словам самой художницы, она занимается интуитивным ткачеством: работает с текстилем, вручную создает гобелены. В канву ее текстильных работ постоянно вплетаются “найденные объекты”: старые ткани, различные найденные обрезки.

 

Лейтмотивы работ Кристины Пашковой – человеческое взаимодействие и ритуалы повседневности. Студентам посчастливилось увидеть некоторые работы в ходе их создания и понять, как устроен процесс ткачества и как создаются гобелены. В том числе удалось посмотреть и на некоторые работы из новой серии, тематику которой мы оставляем в секрете по просьбе художницы.

 

Кристина Пашкова поделилась опытом работы с тканями и ткацкими станками (по ее словам – “прабабушками наших компьютеров”), рассказала об этапах создания гобеленов от эскизов и перфокарт до финального многоцветного изображения. Объяснила, как проходит работа в мастерских и как художники взаимодействуют с разными институциями. Работать с бесконечными метрами нитей и тканей – это медленная и кропотливая работа, которая часто остается незамеченной. Но Кристина Пашкова позволяет ей быть видимой.