• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Искусствоведы в Венеции

Студентки 3 курса нашей программы Анна Сизова и Таисия Васильева провели осенний семестр в университете Ка-Фоскари в Венеции в рамках программы международной мобильности. Мы начинаем публикацию серии заметок, где Анна и Таисия делятся своими впечатлениями о пребывании в лучшем городе земли, об искусстве Италии и учебе на иностранных языках.

АННА СИЗОВА

Учеба по обмену - это возможность не только погрузиться в специфику академической среды европейского университета, но и познакомиться с городами Италии. Сотни памятников, виденных на фотографиях со слайдов презентаций и из книг, теперь предстали передо мною вживую, что дополнило, расширило и уточнило моё представление об искусстве, сформированное в рамках университетских курсов.

Междисциплинарность и англоязычные курсы

Университет Ка-Фоскари отличается особой открытостью к международному сотрудничеству, поощряя развитие программ академической мобильности и предоставляя значительное количество курсов на английском языке. Этот факт стал для меня решающим, поскольку на момент начала программы мобильности я не владела итальянским языком на необходимом уровне. Выбранные мною курсы не были узко искусствоведческими. Скорее они были ориентированы на формирование более общего представления о культуре эпохи, что показалось мне особенно интересным. Ведь основы анализа литературных текстов или подходы к изучению религии – это то, что позволяет поставить визуальное искусство в широкий культурный контекст, необходимый для его более глубокого понимания. Таким образом, обучение в зарубежном вузе предоставляет возможность попробовать себя в смежных областях, подчас выходящих за рамки привычной сферы интересов.  Кроме того, специфика выбранных мною курсов состояла в их связи с сегодняшним днём. Например, изучая пьесы Уильяма Шекспира, мы анализировали то, как с помощью этих текстов можно говорить о проблемах XXI века, а, говоря об истории русской культуры, затрагивали вопрос о том, как полученные нами знания позволяют понять реалии страны сегодня. Поиск резонанса объекта исследования с современностью показался мне очень важным, поскольку в исторических дисциплинах ему подчас не уделяют достаточного внимания.

Города Италии

Находясь на программе мобильности, я побывала во многих городах Италии. Я поднялась на Пизанскую башню, сходила в театр Ла Скала, увидела “Тайную Вечерю” Леонардо да Винчи, побывала в галерее Уффици, впервые очутилась в Сикстинской капелле, увидела мозаики Равенны и росписи капеллы Скровеньи в Падуе. На мой взгляд, уникальность Италии состоит в очень разном характере ее городов, совершенно непохожих друг на друга. Эта особенность обусловлена большой протяженностью страны с севера на юг, а также историческим делением Аппенинского полуострова на независимые политические объединения, которое было преодолено только во второй половине XIX века. Например, северный город Триест (регион Фриули – Венеция-Джулия) с широкими улицами и многоэтажными домами XIX века совсем не похож на средневековую Венецию с её узкими улочками и каналами. Особым духом обладает Болонья, город учёности и лучшей в Италии кухни, и, конечно, абсолютно уникален вечный город Рим. Каждая моя поездка по Италии - это новые архитектурные виды, новые художественные школы, новый диалект, новая кухня, а порой и новые климатические условия. Во время путешествий по Италии мне удалось начать собирать материалы для курсовой работы, посвященной связи итальянской романской архитектуры и домонгольского зодчества Владимиро-Суздальской Руси: в городах севера Италии я увидела романские памятники, которые могли быть прототипами для церковного строительства времени Андрея Боголюбского. Я очень надеюсь, что моя дальнейшая работа над темой будет носить более осмысленный характер, поскольку никакие монографии не могут заменить опыт самостоятельного осмотра архитектурных памятников.

Vivere all’Italiana

В завершение, хотелось бы сказать несколько слов о языковой составляющей моего опыта обучения в Венеции. Курсы на английском языке были невероятно полезны с точки зрения приобретения навыков восприятия информации на иностранном языке, а подготовка к экзаменам позволила повысить скорость чтения иностранной научной литературы. Помимо этого, университет Ка-Фоскари предоставлял возможность изучения итальянского языка, организовывая курсы для иностранных студентов. Во время учёбы я подружилась с несколькими итальянскими студентками, которые с удовольствием помогали мне в освоении итальянского. Этот опыт ежедневного общения с носителями, несомненно, бесценен, и не может быть заменен никакими языковыми курсами. Общение с итальянцами было важно не только с точки зрения языка, но и с точки зрения понимания итальянского менталитета. Кажется, что за 6 месяцев пребывания в Италии я переняла итальянский образ жизни, где-то неторопливый, где-то гедонистический. В любом случае, этот опыт был невероятно интересным, и, надеюсь, позволил мне понять культурный контекст страны, важный для анализа памятников итальянского искусства!

Сизова Анна

студентка 3 курса ОП «История искусств»