Практическая подготовка
Практическая подготовка на образовательной программе «Язык и литература Японии» представляет из себя комплекс различных видов студенческой деятельности, которые позволяют на практике применить полученные теоретические знания и обрести всестороннее представление о будущей профессии. Проектная деятельность направлена на развитие конкретных, прикладных навыков, применив которые в работе, студенты уже во время учебы способны подготовить законченные и имеющие научную ценность проекты, публикации и каталоги. Профессиональная и учебная практика знакомит студента с научными коллекциями и непосредственной работой их коллег по специальности. Такие элементы практической подготовки, как курсовая работа и выпускная квалификационная работа способствую формированию, закреплению и развитию практических навыков, таких, как перевод, анализ и комментирование текста, работа с источниками, и пр.
Программа практики включает в себя описание элементов учебного плана образовательной программы, организованных в форме практической подготовки и сгруппированных в модуле «Практика» учебного плана.
Практическая подготовка в НИУ ВШЭ регулируется
Положением о практической подготовке студентов основных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета и магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (DOCX, 67 Кб) (Приказ о введении в действие: 6.18.1-01/130721-7 от 13.07.2021)
Приложения к Положению о практической подготовке (RAR, 295 Кб)
Общие сведения:
- На ОП «Язык и литература Японии» реализуются следующие виды практики: профессиональная, научно-исследовательская, проектная.
- Практика реализуется, начиная со второго курса (2020-2021 учебный год), и заканчивая пятым курсом бакалавриата (2024-2025 учебный год).
- Учебным планом ОП «Язык и литература Японии» предусмотрены следующие типы практики: учебно-ознакомительная; курсовая работа (КР); проект; подготовка выпускной квалификационной работы (ВКР)
- Профессиональная учебно-ознакомительная практика на втором и четвертом курсах реализуется Институтом классического востока и античности и является обязательной. Студенты вправе выступить с инициативой по альтернативному способу реализации данного вида практики в индивидуальном порядке и в случае утверждения руководителем ОП или его ассистентом проходить практику в соответствии с индивидуальным планом. К обязательным видам практики также относятся: подготовка и написание курсовой работы (Курсовая работа, КР) на курсах со второго по четвертый; подготовка ВКР в период обучения на пятом курсе. Проектная практика не является обязательной и реализуется в соответствии с выбором студентов.
- Количество кредитов для каждого вида практики приводится в соответствии с учебным планом ОП «Язык и литература Японии» в сводной таблице данной программы.
- Количество академических часов для каждого вида практики приводится в соответствии с учебным планом ОП «Язык и литература Японии» в сводной таблице данной программы.
- Период реализации для каждого вида практики в рамках ОП «Язык и литература Японии» приводится в сводной таблице данной программы:
Курс |
Вид практики |
Тип практики (ЭПП) |
Признак |
Объем в з.е. на 1 студ. |
Объем в ак.часах на 1 студ. |
Период реализации |
2,4 |
Профессиональная |
Учебно-ознакомительная |
Обязательная |
4/3 |
152/116 |
05.06.2021-26.06.2021; июль 2022-2023 уч.гг. |
2,3,4 |
Научно-исследовательская / Проектная |
Курсовая работа |
Обязательная |
5/5/5 |
190/190 |
2020-2021 – 2022-2023 уч.гг. |
2,3,4,5 |
Проектная |
Проект |
По выбору |
3,4,4,4 |
114, 152,152, 152 |
2020-2021 –2023-2024 уч.гг. |
5 |
Научно-исследовательская / Проектная |
Подготовка ВКР |
Обязательная |
8 |
304 |
2023-2024учебный год |
Элементы практической подготовки:
Проект Профессиональная (учебно-ознакомительная) практика Курсовая работа ВКР
Проект
Запись на проекты происходит через сервис "Ярмарка проектов". Студенты могут записываться как на проекты, реализуемые преподавателями ИКВИА, так и на любые другие.
Цель, задачи, пререквизиты проекта определяются руководителем проекта.
Даты точек контроля устанавливаются руководителем проекта.
Содержание, особенности освоения материала проекта определяются руководителем проекта.
Оценивание и отчетность по проекту определяется руководителем проекта.
Ресурсы при реализации проекта определяются руководителем проекта.
В условиях ограничительных и иных мер руководитель проекта определяет удобные для всех участников каналы связи.
Проект является вариативной частью учебного плана, в связи с чем необходимое количество кредитов по проектам студент может набирать в течение всего периода обучения: академическая задолженность наступает только в случае отсутствия нужного количества кредитов в зачетке студента на момент последней сессии последнего года обучения.
Профессиональная (учебно-ознакомительная) практика
Цель проведения практики:
Закрепление и развитие профессиональных компетенций научно-исследовательской, экспертно-аналитической, организационно-управленческой и переводческой деятельности.
Задачами практики являются:
- Развитие навыков использования разные стратегии перевода, переводческие приёмы, стилистические особенности разных типов текстов на русском и японском языках в профессиональной переводческой деятельности.
- Развитие способности создавать научно-исследовательские, экспертно-аналитические тексты, опираясь на основные принципы их организации и выбирая жанры адекватно поставленной задаче.
Пререквизиты:
Для успешного прохождения практики необходимо знание японского языка на уровне, предусмотренном учебным планом и программой дисциплины «Японский язык» соответствующего курса обучения, владение основными терминами, усвоение которых предполагает прохождение курсов «Введение в специальность», «История Японии» и «История японской литературы».
Даты точек контроля:
данный тип практики реализуется в июле 2021 года для студентов 2 курса и июле 2023 года для студентов 4 курса. Задание для выполнения подписывается в начале первой недели практики; промежуточные варианты предоставляются студентом преподавателю (руководителю практики) по мере необходимости на протяжении всего периода практики; отчет по практике предоставляется студентом в сентябре соответствующего года.
Содержание, особенности освоения:
проводится преимущественно в ИКВИА НИУ ВШЭ на кафедре Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии или по договорам с юридическими лицами в случае, если студент выбирает альтернативную форму её прохождения, одобренную руководством ОП.
Оценивание и отчетность:
Оценка выставляется на основании текущего мониторинга работы студентов руководителем практики, проверки выполнения индивидуальных задания в соответствии с задачами практики. Результаты отражаются в отчёте практики и включают библиографические описания индивидуально определяемого преподавателем для каждого студента объёма книг на японском языке из книжного фонда ИКВИА ВШЭ. Шаблон отчета представлен в Приложении данной программы. Оценка выставляется по 10-балльной шкале, предусмотренной в НИУ ВШЭ.
Критерии выставления оценки:
Оценка 9-10 ставится в случае, если студент предоставил авторскую интерпретацию материала,
демонстрирует знания, выходящие за пределы дисциплины, демонстрирует превосходный уровень оригинальности мышления.
Оценка 8 ставится в случае, если студент демонстрирует широкий диапазон владения информацией по теме и глубокое понимание предмета, высокий уровень самостоятельности мышления, умение синтезировать новые знания. Умеет формулировать актуальный исследовательский вопрос, находить оптимальное решение и критически оценивать существующие альтернативные подходы к решению.
Оценка 7 ставится в случае, если Студент демонстрирует полное и детальное владение информацией, допускающей минимальные неточности в структурировании знаний. Отличное понимание предмета в рамках дисциплины.
Оценка 6 ставится в случае, если Студент демонстрирует полное, но не детальное владение информацией, общее понимание материала в рамках дисциплины.
Оценка 4-5 ставится, если Студент владеет неполной, неточной или частично ошибочной информацией и плохо структурированными знаниями. Умеет проводить простой анализ и демонстрировать слабую доказательную аргументацию.
Оценка 2-3 ставится, если Студент демонстрирует существенные пробелы во владении информацией, показывает начальные аналитические способности и неубедительную аргументацию.
Оценка 1 ставится, если Студент демонстрирует слабое понимание предмета, ошибочную интерпретацию или отсутствие логики в объяснении, плохие аналитические способности или ошибочную аргументацию.
Оценка 0 ставится, если Студент не приступал к выполнению Элемента контроля: сдал письменную работу, не содержащую ответов на предложенные задания; отказался отвечать при устной форме контроля; в иных случаях, когда ответа от студента не поступило. При обнаружении нарушений академических норм, таких как списывание письменных работ или списывание при подготовке к ответу в устной форме, использование подсказок при выполнении устных работ, двойная сдача письменных работ, наличие плагиата в письменных работах, совершение подлога при выполнении письменных и устных работ, фабрикация данных и результатов работы.
Ресурсы при реализации ЭПП «(Профессиональная) Учебно-ознакомительная»:
В процессе прохождения ЭПП обучающиеся могут использовать информационные технологии, в том числе средства автоматизации проектирования и разработки программного обеспечения, применяемые в профильной организации, Интернет - технологии и др.
Материально-техническое обеспечение ЭПП отражается в договорах на проведение практической подготовки с отдельными организациями. Указанное материально-техническое обеспечение должно удовлетворять действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при проведении работ. На протяжении всего периода практики требуется доступ к сети интернет для доступа к сайтам японских библиотек и баз данных, а также программе Excel или её аналогам, позволяющим создавать таблицы данных.
Особенности выполнения заданий по ЭПП в условиях ограничительных или иных мер «(Профессиональная) Учебно-ознакомительная» (2 и 4 курс обучения):
В случае введения ограничений практика реализуется дистанционно. Студенты поддерживают связь с руководителем практики посредством электронной почты.
Цель элемента практики:
Закрепление и развитие профессиональных компетенций научно-исследовательской, экспертно-аналитической, организационно-управленческой и переводческой деятельности.
Задачами элемента практики являются:
- Развитие навыков использования разные стратегии перевода, переводческие приёмы, стилистические особенности разных типов текстов на русском и японском языках в профессиональной переводческой деятельности.
- Развитие способности создавать научно-исследовательские, экспертно-аналитические тексты, опираясь на основные принципы их организации и выбирая жанры адекватно поставленной задаче.
- Усвоение основных принципов написания научной работы, отвечающей стандартам японоведческих исследований.
- Развитие навыков работы с текстами источников на языке оригинала, предполагающих их анализ, интерпретацию, полный или частичный перевод, а также владение общим культурным и историческим контекстом.
Даты точек контроля:
№ п/п |
Этап подготовки |
Как это происходит |
Сроки исполнения |
1. |
Внесение заявок-предложений тем курсовых работ и ВКР в ЭИОС НИУ ВШЭ |
Преподаватели вносят предложения по темам в электронную информационно-образовательная систему |
с 10 сентября до 10 октября текущего учебного года.
|
2. |
Согласование предложенных темкурсовых работ/ ВКР руководством ОП |
академический руководитель ОП согласует предложенные темы в системе |
Не более 4х дней с момента подачи заявки |
3. |
Выбор тем курсовых работ и ВКР студентами или предложение тем студентами |
студенты выбирают темы из предложенных или предлагают свои темы через электронно-информационную систему |
С 10 октября до 01 ноябрятекущего учебного года |
4. |
Проверка наличия утвержденных руководителями тем курсовых работ у студентов |
учебный офис проверяет, все ли выбрали тему курсовой работы, академический руководитель предлагает темы студентам, еще их не выбравшим |
С 20 ноября до 15 декабря текущего учебного года |
5. |
Утверждение тем курсовых работ в ИУПах студентов.
|
учебный офис закрепляет выбранные темы за студентами в их индивидуальном учебном плане |
Не позднее 15 декабря текущего учебного года |
6. |
Предоставление плана курсовой работы руководителю |
Студент присылает руководителю план курсовой работы |
Не позднее 25 декабря текущего учебного года |
7. |
Предоставление первого варианта курсовой работы руководителю (предзащита) |
Студент присылает руководителю первый вариант итоговой работы и/или руководитель проводить очную предзащиту, после которой у студента есть возможность скорректировать работу |
Не позднее, чем за месяц до защиты |
8. |
Смена руководителя/темы курсовой работы |
Студент пишет заявление на имя академического руководителя, визирует его у своего (нового) научного руководителя. |
Смена темы: не позднее, чем за месяц до даты защиты курсовой; смена руководителя: не позднее, чем за 2 месяца |
9. |
Представление итогового текста курсовой работы, загрузка ВКР в систему «Антиплагиат» |
Студент загружает итоговый текст курсовой работы в ЛМС, преподаватель получает его через свой личный кабинет ЛМС |
Не позднее, чем за 10 дней до даты защиты курсовой работы |
10. |
Предоставление руководителем отзыва на ВКР |
Руководитель пишет отзыв и загружает его в ЛМС (либо отправляет в учебный офис) |
В течение недели после получения итогового варианта курсовой работы |
11. |
Защита курсовой работы |
Защита может проводиться как очно в аудитории, так и он-лайн. По итогам защиты в ведомость выставляются оценки за курсовую, ведомость передается в учебный офис |
Предварительная дата защиты: 18 мая |
Содержание, особенности освоения элемента практики:
методы выполнения работы, сроки проведения консультаций определяются индивидуально в зависимости от требований научного руководителя и потребностей студента. Курсовая работа сдается в указанные в пункте 2.2.2 сроки. Объем курсовой работы для студентов ОП «Язык и литература Японии» в среднем составляет около двух печатных листов (80 тысяч знаков), однако может варьироваться в зависимости от требований научного руководителя и особенностей выбранной темы. Итоговый текст работы, помимо научного руководителя, в электронном виде также предоставляется для ознакомления преподавателям ОП «Язык и литература Японии» не менее, чем за неделю до защиты.
Оценивание и отчетность:
Оценка выставляется по 10-балльной шкале, предусмотренной в НИУ ВШЭ. Оценка за курсовую работу выставляется после проведения защиты в любом из возможных форматов (стационарно или онлайн в случае возможных ограничений). Работы должны быть загружены в ЛМС в сроки, обозначенные в пункте 2.2.2, а также отвечать формальным и содержательным требованиям, предъявляемым к курсовым работам в рамках ОП «Язык и литература Японии». Работы должны быть выполнены самостоятельно. Использование источников и / или научной литературы на японском языке для курсовых работ является обязательным.
Критерии выставления оценки:
Оценка 9-10 ставится в случае, если студент предоставил авторскую интерпретацию материала,
демонстрирует знания, выходящие за пределы дисциплины, демонстрирует превосходный уровень оригинальности мышления.
Оценка 8 ставится в случае, если студент демонстрирует широкий диапазон владения информацией по теме и глубокое понимание предмета, высокий уровень самостоятельности мышления, умение синтезировать новые знания. Умеет формулировать актуальный исследовательский вопрос, находить оптимальное решение и критически оценивать существующие альтернативные подходы к решению.
Оценка 7 ставится в случае, если Студент демонстрирует полное и детальное владение информацией, допускающей минимальные неточности в структурировании знаний. Отличное понимание предмета в рамках дисциплины.
Оценка 6 ставится в случае, если Студент демонстрирует полное, но не детальное владение информацией, общее понимание материала в рамках дисциплины.
Оценка 4-5 ставится, если Студент владеет неполной, неточной или частично ошибочной информацией и плохо структурированными знаниями. Умеет проводить простой анализ и демонстрировать слабую доказательную аргументацию.
Оценка 2-3 ставится, если Студент демонстрирует существенные пробелы во владении информацией, показывает начальные аналитические способности и неубедительную аргументацию.
Оценка 1 ставится, если Студент демонстрирует слабое понимание предмета, ошибочную интерпретацию или отсутствие логики в объяснении, плохие аналитические способности или ошибочную аргументацию.
Оценка 0 ставится, если Студент не приступал к выполнению Элемента контроля: сдал письменную работу, не содержащую ответов на предложенные задания; отказался отвечать при устной форме контроля; в иных случаях, когда ответа от студента не поступило. При обнаружении нарушений академических норм, таких как списывание письменных работ или списывание при подготовке к ответу в устной форме, использование подсказок при выполнении устных работ, двойная сдача письменных работ, наличие плагиата в письменных работах, совершение подлога при выполнении письменных и устных работ, фабрикация данных и результатов работы.
Технические требования к курсовой работе изложены в Методических рекомендациях к написанию курсовых работ (PDF, 473 Кб)
Ресурсы:
Для написания курсовых работ необходим доступ к компьютеру с текстовым редактором MS Word или любым его аналогом, поддерживающим японский, английский и русский языки. Для сбора материала рекомендуется обращаться к базам данных и репозиториям статей и научных исследований, доступ к которым предоставляет библиотечная система НИУ ВШЭ, а также базам данных и электронным каталогам и архивам японских библиотек и научно-исследовательских институтов, имеющимся в открытом доступе в сети интернет.
Особенности выполнения заданий в условиях ограничительных или иных мер:
В случае введения ограничений практика реализуется дистанционно. Студенты поддерживают связь с научным руководителем посредством электронной почты. Защита в таком случае также проводится дистанционно, с использованием платформы ZOOM или её аналогов.
Выпускная квалификационная работа (ВКР)
Цель проведения практики:
Закрепление и развитие профессиональных компетенций научно-исследовательской, экспертно-аналитической, организационно-управленческой и переводческой деятельности.
Задачами практики являются:
- Развитие навыков использования разные стратегии перевода, переводческие приёмы, стилистические особенности разных типов текстов на русском и японском языках в профессиональной переводческой деятельности.
- Развитие способности создавать научно-исследовательские, экспертно-аналитические тексты, опираясь на основные принципы их организации и выбирая жанры адекватно поставленной задаче.
- Усвоение основных принципов написания научной работы, отвечающей стандартам японоведческих исследований.
- Развитие навыков работы с текстами источников на языке оригинала, предполагающих их анализ, интерпретацию, полный или частичный перевод, а также владение общим культурным и историческим контекстом.
Даты точек контроля определяются Графиком подготовки ВКР в текущем учебном году
Содержание, особенности освоения ЭПП «(Научно-исследовательская / Проектная) Подготовка ВКР» (5 курс обучения):
методы выполнения работы, сроки проведения консультаций определяются индивидуально в зависимости от требований научного руководителя и потребностей студента. ВКР сдается в указанные в пункте 2.2.2 сроки. Объем ВКР для студентов ОП «Язык и литература Японии» в среднем составляет около двух печатных листов (80 тысяч знаков), однако может варьироваться в зависимости от требований научного руководителя и особенностей выбранной темы. Итоговый текст работы, помимо научного руководителя, в электронном виде также в обязательном порядке предоставляется рецензентам и высылается по электронной почте для ознакомления преподавателям ОП «Язык и литература Японии», список которых определяет руководитель ОП, не менее, чем за неделю до защиты. При подготовке ВКР рекомендуется обращаться к Приложению «Методические рекомендации по написанию ВКР».
Оценивание и отчетность:
Оценка выставляется по 10-балльной шкале, предусмотренной в НИУ ВШЭ. Оценка за ВКР выставляется после проведения защиты в любом из возможных форматов (стационарно или онлайн в случае возможных ограничений). Работы должны быть загружены в ЛМС в сроки, обозначенные в пункте 2.2.2, а также отвечать формальным и содержательным требованиям, предъявляемым к ВКР в рамках ОП «Язык и литература Японии». Работы должны быть выполнены самостоятельно. Использование источников и / или научной литературы на японском языке для курсовых работ является обязательным. Работа оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ВКР в НИУ ВШЭ и приведенными в приложении «Методические рекомендации по написанию ВКР». Шаблон титульного листа также имеется в приложении к настоящей программе. Научный руководитель и рецензент предоставляют отзывы на ВКР. Примеры шаблонов отзывов имеются в приложении к Методическим рекомендациям к написанию ВКР (PDF, 410 Кб)
Критерии выставления оценки:
Оценка 9-10 ставится в случае, если студент предоставил авторскую интерпретацию материала,
демонстрирует знания, выходящие за пределы дисциплины, демонстрирует превосходный уровень оригинальности мышления.
Оценка 8 ставится в случае, если студент демонстрирует широкий диапазон владения информацией по теме и глубокое понимание предмета, высокий уровень самостоятельности мышления, умение синтезировать новые знания. Умеет формулировать актуальный исследовательский вопрос, находить оптимальное решение и критически оценивать существующие альтернативные подходы к решению.
Оценка 7 ставится в случае, если Студент демонстрирует полное и детальное владение информацией, допускающей минимальные неточности в структурировании знаний. Отличное понимание предмета в рамках дисциплины.
Оценка 6 ставится в случае, если Студент демонстрирует полное, но не детальное владение информацией, общее понимание материала в рамках дисциплины.
Оценка 4-5 ставится, если Студент владеет неполной, неточной или частично ошибочной информацией и плохо структурированными знаниями. Умеет проводить простой анализ и демонстрировать слабую доказательную аргументацию.
Оценка 2-3 ставится, если Студент демонстрирует существенные пробелы во владении информацией, показывает начальные аналитические способности и неубедительную аргументацию.
Оценка 1 ставится, если Студент демонстрирует слабое понимание предмета, ошибочную интерпретацию или отсутствие логики в объяснении, плохие аналитические способности или ошибочную аргументацию.
Оценка 0 ставится, если Студент не приступал к выполнению Элемента контроля: сдал письменную работу, не содержащую ответов на предложенные задания; отказался отвечать при устной форме контроля; в иных случаях, когда ответа от студента не поступило. При обнаружении нарушений академических норм, таких как списывание письменных работ или списывание при подготовке к ответу в устной форме, использование подсказок при выполнении устных работ, двойная сдача письменных работ, наличие плагиата в письменных работах, совершение подлога при выполнении письменных и устных работ, фабрикация данных и результатов работы.
Ресурсы при реализации ЭПП «(Научно-исследовательская / Проектная) Подготовка ВКР» (5 курс обучения):
Для написания ВКР необходим доступ к компьютеру с текстовым редактором MS Word или любым его аналогом, поддерживающим японский, английский и русский языки. Для сбора материала рекомендуется обращаться к базам данных и репозиториям статей и научных исследований, доступ к которым предоставляет библиотечная система НИУ ВШЭ, а также базам данных и электронным каталогам и архивам японских библиотек и научно-исследовательских институтов, имеющимся в открытом доступе в сети интернет. Иное определяется рекомендациями и требованиями научного руководителя.
Особенности выполнения заданий по ЭПП ЭПП «(Научно-исследовательская / Проектная) Подготовка ВКР» (5 курс обучения):
В случае введения ограничений практика реализуется дистанционно. Студенты поддерживают связь с научным руководителем посредством электронной почты. Защита в таком случае также проводится дистанционно, с использованием платформы ZOOM или её аналогов.
Особенности организации обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Практическая подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов организуется с учетом их особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.