• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

« Аудитория не станет слушать мусор или информационную грязь!»

Редактор радиостанции «Коммерсантъ FM» Юлия Кошкина и ответственный выпускающий «ТАСС-аудио» Александр Губанов - выпускники факультета коммуникаций, медиа и дизайна. На этот раз они пришли в Вышку на мастер-класс серии «Медиапонедельник», чтобы рассказать нынешним студентам, как устроиться на радио и успешно справляться с этой работой.

Александр Губанов и Юлия Кошкина
Александр Губанов и Юлия Кошкина
Юлия Кошкина два года работает на «Коммерсантъ FM». В ее полномочия входят организация и поддержка всего, что звучит в эфире. Обязанности Александра Губанова в «ТАСС-аудио» почти те же. Однако форматы радиостанции и информационного агентства кардинально различаются.

– «Коммерсантъ FM» – типичная новостная радиостанция, которую вы можете слушать в машине, – поясняет Александр. – «ТАСС-аудио» – сервис аудиоинформации для подписчиков – других радиостанций. Если ребятам на радио необходимо очень быстро собрать что-то в эфир, не хватает свободных рук или статусный ньюсмейкер отказался давать комментарий, они всегда могут обратиться к нам. При условии, что подписаны.

Юлия подхватила тему и продолжила:

– Основную аудиторию практически любой новостной радиостанции составляют автомобилисты. Но автомобилисты бывают разные: на желтой «Калине» и «БМВ», например. Все они интересуются геополитикой, экономикой. Только водителю «Калины» она интересна, если объяснять на пальцах. Автомобилисты второго типа, как правило, бизнесмены. Им уже можно рассказывать про ВВП, – смеется Юлия.

– Мы своих слушателей в шутку называем реальными пацанами. Но это не те пацаны, которые семечки грызут, – расшифровывает Юлия. – Это люди, которые делают бизнес. Они занимают высокие должности и привыкли принимать решения. Поэтому мы говорим об элитной недвижимости и зарплатах топ-менеджеров. Обязательно поймите, для кого работает радиостанция. В противном случае вы будете плавать в темах.

У «ТАСС-аудио» конкретная аудитория отсутствует. Сотрудникам самим приходится угадывать слушателей подписанных радиостанций. Впрочем, оба спикера признают, что им нужно уметь все. Но главное – быстро включиться в тему. Это железное правило.

Далее Юлия объяснила, какие новости бригада выпускает в эфир:

– На «Коммерсанте» три летучки, – рассказывает Кошкина. – У нас существует стайлбук (правила построения), который содержит пять критериев. Идеальная новость должна соответствовать трем из пяти. Первый – «Talk news» – главные новости, которые случились сегодня и входят, к примеру, в новостной топ «Яндекса».

Затем Юлия назвала новости, постоянно появляющиеся в новостном потоке на протяжении определенного периода времени. Например, российская операция в Сирии. Следующая группа  – географические новости. К ним относится информация о трафике, погоде или ценах на парковку в определенном регионе.Четвертая категория – новости, обладающие эмоциональной близостью для слушателя. Последний пункт стайлбука – «кулерные» темы, или бантики – новости забавные, легкие, но не бестолковые.

Объяснив, как выбирать новости, Юлия и Александр рассказали, как новости следует оформлять, чтобы слушателю не было скучно.

– Сюжет на радио вы слышите один раз. Поэтому писать его нужно так, чтобы зацепило от первого и последнего слова. Аудитория не станет слушать мусор или информационную грязь. Поэтому важны структура, линейность и последовательность, – поясняет Губанов.

Юлия продолжила мысль, углубившись в детали:

– Цифры всегда плохо воспринимаются на слух. У слушателя нет инфографики и картинок, только голос ведущего. Допустим, в море разлился танкер с нефтью. Один танкер вмещает 200 тысяч тонн. Вы знаете, что это много. Но ведь и 100 тысяч тонн тоже много! За цифрами ничего не стоит. А если сказать, что в море плавает нефтяное пятно размером с Австралию? Слушатель запомнит именно это.

Затем Кошкина и Губанов ответили на главный вопрос о своей профессии: как с ней справиться.

– Когда я пришла стажером на радио, самым сложным оказался не монтаж звука, не запись новостей, а звонки людям, которых приходилось перебивать и просить про что-то рассказать, – признается Юлия. – Надо понимать, что это работа, и к ней привыкаешь. Вы представители СМИ и действуете по закону, когда звоните, чтобы узнать информацию.  

Александр добавил, что качества успешного работника на радио – гибкость ума и находчивость.

Наконец, ребята рассказали о практике на радио:

– К нам приходят совершенно разные практиканты, но у них одна проблема. Это молчание. Разумеется, у нас не любят тех, у кого в каждой бочке затычка, – улыбается Юля. – Но если вы пришли на практику и сели ждать – вам не дадут задания. Вас просто не заметят. Не скромничайте.

Александр закончил шуткой:

– Стажер, он как четвертый всадник апокалипсиса! Все приходят с минимальными навыками, и необходимо учиться на месте. Поначалу практиканты тратят полчаса на работу в максимум две минуты, но это нормально. Главное – проявляйте инициативу.

 

Екатерина Фёдорова, 2-й курс «Медиакоммуникаций»