• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

О программе

Образовательная программа НИУ ВШЭ «Журналистика» является практикоориентированной: уже с первого курса студенты приобретают опыт создания журналистских текстов, верстки издания, фото- и видеосъемки, монтажа и озвучивания видео, подготовки радио- и телерепортажа, а также медиапродуктов разнообразных жанров и форматов.

Мир современных медиа огромен, технологичен, мультимедиен. Он требует увлеченности, синтетических навыков и адаптивности. Тем, кто сумеет стать в этом мире своим, покорятся любые медиаформаты:  телевизионный репортаж, новостная лента информационного агентства, прямой эфир на радио, профессиональные секреты интернет коммуникации… Ведущий информационных выпусков, медиааналитик, медиапродюсер, медиаменеджер – а может быть, даже и медиамагнат?... Любой поворот возможен в карьере человека, который выбрал путь журналиста, и самая прямая дорога к нему – студенческие аудитории на Хитровке.

Нелюбопытный к происходящему в стране и в мире человек вряд ли сможет работать журналистом. Именно поэтому наша образовательная программа построена так, чтобы будущий специалист не только имел общую эрудицию и специальные знания, но и осваивал прикладные умения, развивал способность критически мыслить. Конструировать тексты, работать в кадре, фотографировать, озвучивать, снимать, создавать контент для социальных сетей, взаимодействовать с искусственным интеллектом – это лишь база, без которой сегодня невозможно представить работу успешного журналиста. Вместе с этим, мы обучаем студентов существовать в крайне сложной и конкурентной коммуникационной среде, владеть специфическим языком всех современных медиа (от печатной прессы до мультимедийных СМИ), быть способным создавать и продвигать свои творческие проекты. Все это поможет быть успешным и зарабатывать в одной из самых прибыльных сфер мирового бизнеса. Доступ к актуальным идеям и концепциям, встречи с самыми известными профессионалами из мира медиа, атмосфера поиска и творчества обеспечивает нашим студентам возможность реализовать все свои творческие идеи.

Студенты проходят обязательную практику в лучших медиа страны – Коммерсантъ, РБК, Ведомости, Первый канал, НТВ, ВГТРК, СТС, Lenta, Gazeta, VK и других.

Выпускники программы  — журналисты нового поколения, обладающие синтетическими навыками не только в области медиа, но и в смежных областях: иностранные языки, экономика, программирование, Data Culture, искусственный интеллект.

В чем преимущества программы?

1. Выбор индивидуального учебного плана. Раз в полгода каждый студент выстраивает собственную траекторию обучения. Также можно включать набор предметов по своим интересам из других образовательных программ. Возможность освоить предметы сверх программы и получить вторую квалификацию или Microdegre.

2. Помощь научных руководителей наставников – тьюторов. Они поддерживают студентов в выборе индивидуального пути обучения, сопровождают в работе над проектами и исследованиями.

3. Активная проектная и научно-исследовательская работа. Практическая работа занимает почти половину всей образовательной программы. Студенты в полной мере используют все ресурсы Высшей школы экономики как научно-исследовательского университета.

4. Изучение не более пяти дисциплин одновременно в течение модуля. Студентам проще сосредоточиться на определенных предметах, чтобы получить наилучший результат.

5. Углубленное изучение английского языка. В конце второго курса все бакалавры сдают независимый экзамен по международным стандартам. Полученный уровень знаний позволяет студентам изучать предметы на английском языке, а также учиться в зарубежных университетах-партнерах.

6. Навыки работы с AI. Все студенты бакалавриата изучают технологии искусственного интеллекта, которые используются в качестве инструмента в профессиональной деятельности.

В отличие от традиционной схемы подготовки журналиста, которая предполагает опору на филологические науки, мы смотрим на процессы становления специалистов данного профиля гораздо шире. Мы считаем, что для современного журналиста важнее ориентация в политических, мировых, социальных, правовых, коммуникационных реалиях жизни общества. Принципиальным для нашего научно-исследовательского университета является серьезное внимание к преподаванию базовых и прикладных основ экономики.

На втором курсе все студенты сдают независимый экзамен по английскому языку, позволяющий оценить шансы на участие в зарубежных программах.

Ставка на сотрудничество с зарубежными партнерами, большое количество программ академической студенческой мобильности – еще одна отличительная особенность нашей программы «Журналистика». Мы заинтересованы в том, чтобы наши выпускники играли заметную роль не только на российском, но и на международном рынке, поэтому активно вовлекаем студентов в международное профессиональное сообщество. Дисциплины, преподаваемые на английском языке; курсы и мастер-классы приглашенных преподавателей из топовых университетов мира – все это позволяет студенту лучше осознать мировые тенденции развития медиа и выстроить собственную образовательную и профессиональную траекторию, отвечающую индивидуальным способностям личности.

Еще одно качество нашей программы – принципиальная ставка на развитие креативного мышления и реализацию творческого потенциала студента. Погружение в атмосферу редакционной проектной работы начинается с первого дня учебы: интервью, создание текстов, цифровая вёрстка и контент-мастеринг, эксперименты со звуком, студенческое радио, телевизионные ток-шоу, лонгриды, съемки авторского кино…

Что я буду изучать?

  • Базовые инструменты журналистики: работа с текстами, фото, аудио, видео, мультимедиа

  • Навыки работы в редакции мультимедийного СМИ

  • Мастерство радио- и телеведущего

  • Специализацию журналиста - политика, общество, наука, культура, спорт

  • Теорию и практику русского литературного языка

  •  Историю и теорию культуры

  •  Историю и теорию литературы

  • Теорию и историю медиа, включая деонтологию и медиаэкологию

  • Предметы других образовательных программ (экономика, менеджмент, история, теория государства и права, психология, культурология, математика и т.д.), что расширяет перспективы профессионального роста и дает возможность получения дополнительной специализации.

С подробным учебным планом можно ознакомиться по ссылке.

Какое оборудование я смогу использовать?

Факультет креативных индустрий располагает собственной производственной базой, которая поддерживает студентов Института в создании медиапродуктов — от газетной верстки до мультимедийной статьи и телешоу:

  • Мультимедийный медиацентр, включающий радиостудии и несколько телестудий.

  • Мультимедийные классы Apple Macintosh для работы над творческими заданиями (монтаж и озвучивание видео, верстка печатных материалов и т.д.)

  • Мультимедийные рюкзаки – комплекты для работы журналиста в полевых условиях (камера, штатив, микрофон).

Результат – успешные творческие продукты наших студентов, которые носят не только учебный характер, но и востребованы внешними заказчиками, демонстрируются в рамках фестивалей и конференций, успешно функционируют в качестве самостоятельных проектов.

У кого я буду учиться?

В числе преподавателей – доктора и кандидаты наук, которые обеспечивают качественную теоретическую подготовку студентов, а также практики с многолетним опытом работы в медиа.

– Академический руководитель программы  – Иван Князев, профессор, журналист, ведущий информационных выпусков на канале «Москва 24». 

– Творческий руководитель программы – Татьяна Ремезова, журналист, ведущая телеканала «Россия 1».

В числе преподавателей: генеральный директор холдинга «Объединенные медиа» Михаил Бергер, председатель МТРК «Мир» Радик Батыршин, генеральный директор АНО «ТВ-Новости» (Телеканал RT) Алексей Николов, радио- и телеведущая, признанный эксперт по русскому языку, автор книг Марина Королева и многие другие.

В сентябре 2023 года в Институте медиа начали свою работу «Профильные мастерские лидеров медиа». Известные практикующие журналисты, продюсеры, медиаменеджеры, публицисты и телеведущие открыли свои творческие мастерские, где в формате «полевой работы» делятся со студентами необходимыми компетенциями, профильными знаниями, опытом. Они помогают во время обучения внедриться в профессиональный производственный процесс, создать собственный продукт и вывести его на медиарынок. На выбор студентам предлагается шесть мастерских:

1. Мастерская научно-популярной журналистики Сергея Малоземова 

2. Мастерская кино и журналистики Ивана Кудрявцева

3. Мастерская деловой газеты «Ведомости»

4. Мастерская «Творческая лаборатория VK»

5. Мастерская журналистики мнений Анатолия Кузичева

6. Мастерская Вадима Такменева «Основы журналистской деятельности»

Наши новости: Тема «Наставники и преподаватели»

Кем я буду работать?

Студенты получают комплексную подготовку в области журналистики, экономики, политического анализа, медиаменеджмента и медиамаркетинга; приобретают навыки работы во всех видах медиа – на телевидении, радио, в газетах и журналах, а также в интернет-СМИ. Это дает выпускникам большую свободу маневра на рынке масс-медиа: они могут претендовать не только на творческую журналистскую работу в любом типе медиа, но и на должности менеджеров и аналитиков.

Медиакомпаниям сегодня нужны райтеры, журналисты, редакторы, продюсеры, дизайнеры, бренд-менеджеры, event-менеджеры, арт-директора, креативные директора, копирайтеры, начальники отделов продаж, account-менеджеры, IT-директора, веб-программисты.

При этом наибольшим спросом пользуются специалисты, обладающие синтетическими навыками и знаниями в пограничных областях, например: ТВ – радио – Интернет – мультимедиа; Production – креатив; Broadband – телеком – IT; издательства – полиграфия – мультимедиа; маркетинг – исследования. Знания, полученные на программе «Журналистика», позволят выбирать из самого широкого спектра профессий.