• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

Жанры журналистики

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Кто читает:
Институт медиа
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Своеобразие журналистского творчества во многом определяется жанрами, а мастерство автора – умением воплотить материал в определенной жанровой форме. Для аудитории жанр – важная сигнальная система, которая определяет восприятие информации и даже доверие к источнику. Выбор жанровой упаковки сообщения является первостепенной задачей журналиста, именно поэтому профессионалу важно хорошо знать жанровую теорию. В рамках курса рассматривается современная система жанров журналистики, внутри которой существуют внешние и внутренние связи. Вы узнаете, как взаимодействуют жанр и метод, содержание и форма, авторский замысел и жанровое воплощение, научитесь учитывать ожидание аудитории, разберетесь, чем отличаются языки разных медиаплатформ, как соотносятся цели редакции конкретного издания и профессиональные, этические индивидуально-психологическими особенности автора. Теория жанров обширна и хорошо разработана, однако жанровые формы чрезвычайно подвижны, мобильны и легко трансформируются. Особое внимание уделяется конвергенции жанров и форм не только в традиционных, но и сетевых медиа. К завершению курса вы не только овладеете навыками создания медиатекстов в разных жанрах и для разных платформ, но и сможете выбрать увлекательные направления для будущих исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ориентироваться в многообразии жанровых форм СМИ
  • Освоить на практике методы сбора информации и способы ее преобразования в ту или иную жанровую форму
  • Получить опыт работы в различных журналистских жанрах
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеют представление о жанрах журналистики
  • Ознакомлены с базовыми теориями жанров
  • Ознакомлены с форматом пресс-конференции
  • Выявляют круг проблем, подлежащих разработке в определенных жанрах современных СМИ
  • Владеют спецификой работы с печатной, фото-, видео- и аудиоинформацией
  • Анализируют жанровый потенциал собранной информации
  • Анализируют жанры современной журналистики
  • Обозначают основные жанровые приемы материалов СМИ
  • Описывают новые формы, характерные для развития жанров в новейшее время
  • Описывают технологии и методы поиска достоверной информации в медиа
  • Разрабатывают вопросы для интервью
  • Формируют метод подачи (ретрансляции) собранной информации
  • Имеют представление о стилистических особенностях информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров
  • Перечисляют принципы построения материалов СМИ в соответствии с законами жанра и с учетом специфики медиа
  • Имеют представление о поиске инфоповодов
  • Определяют права и обязанности участников интервью и сферу ответственности журналиста
  • Устанавливают взаимосвязь смежных жанров в условиях конвергенции
  • Характеризуют технические достижения, способствующие дальнейшему формированию жанров журналистики
  • Умеют определять круг проблем, которые необходимо освещать в материалах разных жанров при подготовке выпусков СМИ к печати (эфиру)
  • Умеют готовить материалы определенного жанра (очерки, статьи, сценарии, аудио / видеосюжеты и др.) для телевидения, радио, сетевого издания, печати и информационных лент
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Жанры журналистики. Общая характеристика. Установочная лекция
  • Информационные жанры журналистики
  • Новость
  • Виды заметок и других информационных жанров
  • Особенности работы в жанре репортаж
  • Аналитические жанры журналистики
  • Интервью как один из базисных жанров современной журналистики
  • Статья и смежные жанры
  • Рецензия, обзор, обозрение и другие жанры, оценивающие явления
  • Художественно-публицистические жанры журналистики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Контрольная работа №1 «Новости»
    Контрольная работа оценивается. Выполняется на 6 семинарском занятии. Разбор работ также ведётся на 6 семинарском занятии. Студент должен написать новость на основании одного (или нескольких) из заявлений приглашённого спикера-участника игры “Пресс-конференция”. Время на написание новости — 30 минут. Материал создаётся в информационном стиле, в формате заголовка и текста новости. Далее редактирование текстовых документов прекращается. Преподаватель проводит разбор выполненных работ.
  • неблокирующий Контрольная работа №2 «Интервью»
    Контрольная работа оценивается. Выполняется дома. Разбор работ ведется на 7 и 8 семинарском занятии. Студент должен выбрать ньюсмейкера по актуальной политической, экономической, социально-гуманитарной, культурной, спортивной тематике (важно, чтобы была актуальность, контекст), выбрать проблему разговора, договориться о беседе, непосредственно взять интервью, расшифровать, предоставить преподавателю в строго намеченный срок. Интервью должно быть выполнено в текстовом или аудиовизуальном формате. Материал создается в публицистическом стиле. Работа выполняется строго индивидуально.
  • неблокирующий Контрольная работа №3. «Репортаж»
    Контрольная работа оценивается. Выполняется дома. Разбор работ ведется на 9 и 10 семинарском занятии. Студент должен выбрать событие, которое будет происходить в ближайшее время в Москве. Тему необходимо согласовать индивидуально с преподавателем через электронную почту или мессенджер Телеграм. Также нужно заранее расписать план репортажа и согласовать его с преподавателем. В план входит - тема, идея, локация, проблема (есть ли драма?), актуальность/контекст, предполагаемые герои. Репортаж должен быть выполнен в текстовом или аудиовизуальном формате. Материал создается в публицистическом стиле. Работа выполняется строго индивидуально.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    0.2 * Контрольная работа №1 «Новости» + 0.3 * Контрольная работа №2 «Интервью» + 0.4 * Контрольная работа №3. «Репортаж» + 0.1 * Посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Качкаева А. Г., Шомова С. А.; ред. - Мультимедийная журналистика [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — (Учебники Высшей школы экономики) - 978-5-7598-1663-8 - Москва: ВШЭ - 2018 - 382728 - https://ibooks.ru/bookshelf/382728/reading - iBOOKS
  • Ким М. Н., Пак Е. М. - Жанры печатных и электронных СМИ. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения - 978-5-4461-1295-1 - Санкт-Петербург: Питер - 2020 - 365220 - https://ibooks.ru/bookshelf/365220/reading - iBOOKS
  • Лазутина, Г. В. Жанры журналистского творчества : учебное пособие / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. — Москва : Аспект Пресс, 2012. — 320 с. — ISBN 978–5–7567–0593–5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68825 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Лебедева, Т. В. Жанры радиожурналистики : учебное пособие / Т. В. Лебедева. — Москва : Аспект Пресс, 2012. — 224 с. — ISBN 978–5–7567–0655-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68826 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Тертычный, А. А. Жанры периодической печати : учебное пособие / А. А. Тертычный. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2019. — 320 с. — ISBN 978-5-7567-0875-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/169644 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Типология периодической печати : учебное пособие / М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова [и др.] , под редакцией М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. — Москва : Аспект Пресс, 2009. — 236 с. — ISBN 978-5-7567-0432-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/144075 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.