• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

02
Сентябрь

Создатель Вышки – о своем изобретении

Во вторник в Медиацентре Высшей школы экономики побывал ректор вуза – Ярослав Кузьминов. Ярослав Иванович стал гостем специального выпуска ток-шоу «В точку» и «В точку! Персона». По случаю прихода ректора команды двух проектов работали над эфиром, объединившись. Кузьминов говорил об инфраструктуре университета, образовании, рейтингах и своих студентах. А студенты – уже после эфира – говорили о нем.

Кузьминов о новых образовательных программах:

– Мы открываем что-то новое, когда к нам приходит команда, которая нам нравится. Почему не помочь физикам. Почему не помочь математикам? Почему не помочь дизайнерам? Мы от этого только крепнем. Если бы мы, экономисты, начинали бы дизайном и физикой заниматься, вот это был бы разброс.

Кузьминову напомнили о планах открыть в Вышке программу кулинарного мастерства и предложили переименовать вуз в «Высшую школу всего на свете». Ярослав Иванович отказался:

– Не надо никак вообще переименовываться, потому что по-английски аббревиатура нашего вуза –  «HSE». Это «High School of Everything».

Кузьминов отметил, что в ближайшее время в Вышке будут появляться направления на стыке наук, как, например, существующая на ФКМД образовательная программа «Медиакоммуникации». Кроме того, глава университета анонсировал открытие направлений, связанных с искусством, life-science и с уже упомянутым кулинарным мастерством.


Кузьминов об отмене 100-процентной скидки:

– Это не вопрос средств, это вопрос стимулов. У нас ведь довольно энергично переводятся на бюджет студенты с коммерческих мест. И ряд коллег посчитал и уговорил, что не надо иметь два механизма. Если в процессе перехода на один механизм, то есть на перевод на бюджетные места, кто-то потерялся, давайте вернемся к этому вопросу. Я готов.


Ректор также отметил, что петиция с просьбой вернуть 100-процентную скидку, созданная студентами в этом году, до него не дошла. Но он подчеркнул, что абсолютно открыт для общения не только через Студсовет, у которого «довольно большие полномочия»:

– У меня есть электронная почта, вообще говоря. Куда люди пишут в количестве одного человека, не говоря уже о ста. Напишите, поднимите вопрос.


Кузьминов о низких стипендиях:

– А что, если мы три тысячи будем платить вместо полутора, кому-то полегчает? Та стипендия, которая у нас существует, – это, честно говоря, совершенное безобразие. На фоне того, что мы мало платим пенсионерам, которым реально не на что жить, эти полторы тысячи рублей, которые мы раздаем всем студентам на первом курсе, – это просто безобразие. Каждый раз, получая полторы тысячи рублей, вы понимайте, что кому-то, может быть, этих полутора тысяч не хватило. Мы просто выполняем законы, которые государство установило. Ведь государство не отменяет эти стипендии, потому что оно боится, что студенчество будет недовольно. Студенчество активно. Но мне кажется, что студенчеству имело бы смысл какие-то более рациональные цели перед собой ставить, нежели бороться за то, чтобы не отменили стипендию такую, какая она есть.


Кузьминов о рейтингах:

– В предметных рейтингах Вышка по всем трем мировым системам рейтингов входит в топ-100 по одному или нескольким предметам. Только что в QS мы вошли в топ-50 по менеджменту. У нас есть международные университеты-партнеры. Если взять этих партнеров по рейтингу и расположить там Вышку, мы находимся примерно в середине: какие-то партнеры выше, какие-то ниже. С очень приличными университетами мы просто стоим рядом в предметных рейтингах.


Ректор ВШЭ объяснил, почему позиции вуза не так сильны в общих рейтингах. Дело в том, что изначально такие рейтинги формировались для университетов англо-саксонской модели, где представлены почти все науки и дисциплины. Занять первые строчки сводных рейтингов, не имея, например, медицинского факультета, невозможно. К слову, слухи о создании в ВШЭ медицинских образовательных программ ректор опроверг. Вуз будет развиваться и продвигать себя именно в рамках предметных рейтингов.

Кузьминов о сравнениях с МГУ:

– Я очень нежно отношусь к МГУ. Я его окончил. Я десять лет там преподавал и семь из них был самым молодым преподавателем. Я считаю, что это замечательный вуз. Просто он другой. Если сравнивать МГУ и Вышку, то у нас примерно одинаковый уровень качества студентов. Одинаково талантливые люди поступают и туда, и туда. У нас просто разная система образования. Московский университет имеет гораздо более мягкую систему: там нет публичных рейтингов, там нет системы, если ты не работаешь в семестре, вылетаешь. У нас жесткая система. Я считаю, что вышкинцы больше готовы к жизни. У мгушников больше свободного времени.


Кузьминов о Кузьминове:

– Я не получаю удовольствия от своей работы как руководителя. Я получаю удовольствие от своей работы как исследователь, от своей работы как организатор исследователей, как человек, который делает проекты, пишет программы. А в качестве руководителя Вышки я просто чувствую, что я нужен своим коллегам.

– Я очень многим поступился. Я, наверно, последние только года два или три перестал чувствовать раздражение.  У меня было постоянное фоновое раздражение от того, что мои ученики и ученики моих ученых меня переросли как ученые. Чувствовать это ежедневно – ужасно унизительно и неприятно.

– Наверное, мечты-мечты, которая бы вела меня по жизни, у меня нет. У меня много целей. Я пытаюсь их достигать.

***

Участники команд «В точку» и «В точку! Персона» поделились впечатлениями от встречи с ректором и оценили свою работу над спецвыпуском ток-шоу.

– Ректора мне увидеть так и не удалось: я все время находилась в Медиацентре, – сожалеет выпускающий редактор «В точку! Персона», третьекурсница Юлия Панасенко. – Но я смотрела саму трансляцию, и мне понравилось, как ректор раскрылся перед аудиторией. Мне больше всего запомнился момент, когда Ярослав Иванович признался, что завидовал своим коллегам, которые продвинулись в науке. У него все время отнимают обязанности ректора, и в науку он углубиться не может. И только года два назад его отпустила эта зависть. По-моему, очень человеческое признание.

– Организация эфира была на высшем уровне, – считает первокурсник Ярослав Жуков. – Ведущие старались подобрать наиболее злободневные вопросы, которые больше всего волнуют студентов. Знаю, что к этому эфиру готовились очень долго. И все прошло без ляпов, казусов. Как иногородний студент, я спрашивал об общежитиях, о том, какие изменения будут интегрированы, что будет с инфраструктурой. Вопросов, безусловно, осталось много, но они не столь существенны по сравнению с теми, которые были заданы мною и моими коллегами на эфире.

А вот третьекурсник, участник команды «В точку» Богдан Косырев оптимизма своего младшего товарища не разделяет:

– У меня смешанные чувства. Что касается самого эфира, то мне хотелось больше провокационных вопросов, которые привели бы к более серьезной дискуссии. Но все вопросы были стандартные для подобных встреч. Мне было бы интересно узнать, что случилось с фестивалем «Ночь» и почему он был так плохо организован. Конечно, это вопрос больше к администрации, но и с ректором его тоже можно было бы обсудить.

– Это мой второй эфир, – говорит ведущая Надежда Юрова. – Волнение присутствует всегда, но слишком много объектов внимания: надо все видеть, слышать, улавливать, понимать, чтобы вовремя контролировать ход разговора.  Во время подготовки мы на эти случаи придумали различные вставки. Например, было включение из Одинцово или вокс-поп «Чем занимается ректор?» с ответами студентов. Плюс несколько фотографий из архивов. Думаю, что в целом это вышло живо, насколько возможно, но сложности всегда есть, и мы никогда не достигнем того, что хотели бы получить в идеале.


За ректором записывал Егор Бульчук
Со студентами общалась Полина Скворцова
Фотографировала Нина Векуа