• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Самые первые шаги в профессии»

На первом курсе студенты-журналисты осваивают учебную дисциплину под названием «Базовые инструменты журналистики». Она рассчитана на весь год. Первая половина дисциплины завершилась вместе с первым семестром. Преподаватели-практики – Сергей Корзун, Марина Королева и Владимир Гурьянов – рассказывали своим подопечным об азах ремесла. Под их руководством студенты получили первый прикладной опыт в стенах вуза.

Первокурсники познакомились с основными особенностями работы журналиста на разных платформах. В качестве итогового задания, завершающего раздел «Тексты в журналистике», каждый из учащихся должен был подготовить три журналистских материала – персональное и предметное интервью, а также репортаж. В выборе тем студентов не ограничивали, и, как результат, сообща им удалось осветить большое количество событий: от вечеринок современных поэтов до скандальной выставки фотографа Стёрджеса.

– Было непросто осуществить выбор героев для персонального интервью и мероприятия для написания репортажа. Казалось бы, мир полон событий, но стоит получить задание – в мире уже ничего не происходит, – говорит первокурсница Анастасия Максимова. – Приходится ставить себя на место потенциального читателя, улавливать его интересы, отсеивать элементы, которые недостаточно примечательны, а потом транслировать читателю то, что чувствовал ты, когда был в описываемом месте или общался с героем интервью.

В рамках промежуточных заданий по дисциплине студенты работали над короткой и развёрнутой информационными заметками. Кроме того, каждый разрабатывал свой личный блог с оригинальным оформлением.

О новшествах дисциплины в этом году по сравнению с предыдущим рассказал преподаватель Владимир Гурьянов:

– Особенность нынешнего курса БИЖ в том, что первокурсники в течение четырех модулей проходят основы технологии по разным направлениям: медиатексты, фото и тележурналистика, радио, Интернет. Судить о результатах пока рано: впереди еще половина пути. По сравнению с предыдущими циклами больше времени уделяется самостоятельной работе с инструментами. Видно, что первокурсники стараются, процент выполнения работ высокий, посещаемость практически стопроцентная. Это даже создаёт некоторые трудности: аудитории для практической работы рассчитаны на восемнадцать человек, а приходят все тридцать, так что кому-то приходится слушать объяснение из коридора.

Студенты успели поработать не только индивидуально, но и в командах. В каждой из них присутствовал редактор, отвечавший за все работы в своей мини-группе.

– Должность редактора оказывала давление, – констатирует Анастасия Шкретова.– Ведь нужно было проверить все материалы своей группы, и на свой уже не оставалось времени. Самым сложным было именно уложиться в дедлайны так, чтобы при этом не пострадало качество работы. Но эти трудности помогли почувствовать себя настоящим журналистом.

Ощущение настоящего – настоящей редакции и настоящей журналистской работы – отмечают и многие другие студенты, в том числе Алевтина Тымкован:

– Больше всего это ощущение поразило меня в начале курса, когда мы учились грамотно выбирать инфоповоды и формировать навыки групповой работы над информационными материалами. Поиск, проверка, систематизация информации, анализ результатов своей индивидуальной работы и работы группы, публичное представление этих результатов – все это вдохновляет и сразу дает понять, что от тебя в общем-то многое зависит.

– Все проделанные работы требовали бережного отношения, – подытоживает Полина Кислицына. – Лично меня больше всего радовали моменты, когда материалы приобретали законченный вид, когда можно было выложить их на той или иной медиаплатформе. Последнее очень важно, потому для многих было открытием, что компоновка и визуализация важны не меньше, чем инфоповод.

– Это действительно базовый курс, самые первые шаги в профессии, но уже в профессии, а не просто в общеобразовательных дисциплинах, – добавляет преподаватель Марина Королёва. – И моя часть БИЖ – это то, что я сама люблю и умею: работа с текстами, работа с информацией, с новостями, то есть с тем, что я называю «математикой журналистики». Конечно, за несколько недель этому не обучишь, но можно показать приемы, предупредить о возможных ошибках, наметить, куда и как двигаться дальше. Это нам, кажется, удалось. Когда группы писали свои тексты, они на время превращались, по сути, в небольшие редакции. Вообще первый курс порадовал и обнадежил.

Впрочем, расслабляться первокурсникам не стоит. В третьем модуле студенты погрузятся в основы тележурналистики, будут практиковаться в съемке и обработке фото и видео под руководством Анны Уваровой. В четвертом модуле первокурсников ждут азы практической радиожурналистики и работа со звуком, основы контент-мастеринга и, наконец, защита итоговых проектов. Студентам предстоит в группах по 7-10 человек создать собственный сайт и наполнить его разнообразным как по содержанию, так и по форме контентом.

Алина Качанова, 1-й курс «Журналистики»