• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

02
Сентябрь

«ON» или «OFF»?

Учащиеся образовательной программы «Журналистика» постепенно приступают к освоению онлайн-курсов на международной англоязычной платформе Coursera. В учебном плане каждого студента одна онлайн-дисциплина является обязательной. Ее необходимо выбрать из ограниченного списка курсов МООC (массовые открытые онлайн-курсы), который ежегодно составляет факультет.  

Онлайн-обучение стремительно набирает популярность и становится частью обязательных образовательных программ как в школах, так и в университетах. Учёба онлайн позволяет студентам выйти за границы стандартной программы, самостоятельно выбрать наиболее интересную дисциплину и учиться у лучших преподавателей зарубежных вузов. Ведущие университеты мира с гордостью заявляют об увеличении доли онлайн-курсов на своих направлениях. Но есть ли, чем гордится? Совместимы ли понятия «образование» и «онлайн»?  

К сожалению, не все дисциплины мы можем охватить при помощи онлайна, – говорит Ольга Логунова, преподаватель ОП «Журналистика». – Могу сказать, основываясь на собственном опыте, что при записи курса на Coursera какие-то задания остаются, что называется, «за бортом», потому что есть вещи, которые очень хорошо объясняются, и, безусловно, это в основном гуманитарные науки. Не все темы точных наук можно правильно скорректировать в режиме «онлайн». В этом случае необходимо участие наставника или, как это сейчас называется, куратора, который помогал бы оффлайн дорабатывать какие-то темы. В принципе это та форма, которая интересна, особенно если учесть интерактивные методы, которые сейчас используются в образовании. Я думаю, что нас ждёт будущее на стыке онлайн и оффлайн обучения.

Екатерина Белякова, преподаватель английского языка ФКМД, считает, что онлайн-обучение приносит пользу только мотивированному студенту:

– Если говорить, например, про английский язык, то когда люди с минимальным уровнем знания языка начинают заниматься онлайн и у них нет преподавателя, они, мне кажется, могут даже навредить себе. В целом же не могу сказать, что онлайн-образование нужно исключить, но и не могу сказать, что на него нужно делать упор. Это зависит ещё и от мотивации. Если человек мотивирован, то он может «выжать» максимум пользы из онлайн-курсов. Исходя из своего многолетнего опыта, могу сделать вывод, что студенты не всегда мотивированы самостоятельно учить предмет с помощью онлайн-курсов. Но если основное обучение происходит оффлайн, а онлайн играет роль дополнительного курса, это приносит огромную пользу.

Научный сотрудник Института образования ВШЭ и преподаватель ФКМД Полина Колозариди считает, что у обучения онлайн больше плюсов:

– Онлайн-образование – широкое понятие, и к нему можно отнести не только курсы на МООС-платформах. Я думаю, почти все функции оффлайна можно перевести в интернет-среду, но это требует внимательного выбора инструментов. При этом онлайн-образование может включать в себя такие форматы, которые несвойственны оффлайн-курсам. Это работа распределенных команд, инструменты геймификации, которые позволяют делать скучные темы более интересными для прохождения. Наконец, благодаря онлайну могут вместе учиться люди с разными ограничениями, об этом тоже не стоит забывать.

– Онлайн-курсы – один из нестандартных форматов обучения, он способствует быстрому усвоению материала, – констатирует Илья Шмелев, преподаватель департамента психологии ВШЭ. – Его главный плюс – легкий доступ к необходимой информации, которую можно получить, не выходя из дома, через любой гаджет. К существенным минусам онлайн-обучения можно отнести отсутствие интерактива с преподавателем. На обычных лекциях и семинарах можно задать уточняющий вопрос, прояснить какой-то момент, а вот онлайн-курсы не дают такой возможности. С психологической точки зрения хорошо, когда есть контакт между студентом и преподавателем. Однако технологии стали неотъемлемой, естественной формой нашей жизни. За ними – будущее.

Первокурсница «Журналистики» Екатерина Тимофеева заостряет внимание на практичности онлайн-курсов:

– В отличие от учёбы в обычном формате, регистрируясь на онлайн-курс, ты сам определяешь, где и когда тебе учиться. Можно с пользой потратить время в транспорте. Можно засесть в уютной кофейне и учиться или взять ноутбук с собой в поездку, чтобы продолжить курс в любое время.

– На платформах множество курсов, почти все бесплатные, и большинство онлайн-дисциплин преподаются на английском, это хорошая возможность для освоения языка, – рассуждает второкурсница
Виктория Мартынова. – Возможно, сначала будет непросто разобраться в профессиональной терминологии на иностранном языке, но со временем новые слова запомнятся и станут привычными. Если всё же языковой барьер препятствует усвоению материала, то всегда можно включить субтитры. Плюс есть возможность перенять опыт специалистов топового уровня со всего мира. Это закрепляет мотивацию к обучению и гарантирует качество образования.

Впрочем, есть и студенты, которые не доверяют онлайн-системе.

– В университете процесс учёбы так или иначе находится под контролем преподавателя-профессионала, – рассуждает Элиана Монахова. – При онлайн-занятиях у студента всегда есть доступ к Интернет-ресурсам, соответственно, своей головой он может практически не думать, почти любой ответ можно найти на том или ином сайте, что скорее минус. Обучение онлайн продвигается медленнее из-за ряда отвлекающих факторов, например, дома студентам тяжелее сконцентрироваться и сделать все в срок.

Студентка первого курса Мария Сенина говорит, что система онлайн-обучения негативно сказывается на получаемой обратной связи:

– Главный недостаток – в оценивании. В МООС тебя оценивают не преподаватели, а другие студенты, проходящие курс вместе с тобой. Порой они едва-едва понимают английский. Ты не можешь знать наверняка, качественно ли выполнил работу.

Впрочем, большинству студентов рассуждать о преимуществах и недостатках онлайн-курсов просто некогда. Им эти курсы нужно проходить – в конце марта учебная часть спросит результаты со всех.

Алина Качанова, 1-й курс «Журналистики»
Анна Соколова, 2-й курс «Медиакоммуникаций»