• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

«Тот, кто хоть раз звучал в эфире, бессмертен»

В Высшей школе экономики помимо обязательных дисциплин существуют курсы по выбору. Один из таких предметов – «Писатель у микрофона: Довлатов, Аксёнов, Бродский в свободном эфире». Преподаватель и создатель курса, кандидат филологических наук Анна Колчина поделилась деталями учебного плана и историей личного интереса к западному радиовещанию.


– Вы ведете три дисциплины в рамках майнора «Медиа и массовые коммуникации», обязательные предметы на «Журналистике» и курс по выбору «Писатель у микрофона». О нем написано меньше всего. Расскажите, что это за курс.

– Курс существует с 2013-го года, когда я пришла в Высшую школу экономики. Он посвящен истории и литературе русского зарубежья XX века, с 1953-го до 1980-х годов. Одно из направлений – рассказ о западных радиостанциях в контексте советской истории и культуры. Это «Радио Свобода», BBC, «Голос Америки», «Немецкая волна». Я рассказываю о том, как появлялись эти станции, какое у них было вещание. Особое внимание уделяю «Радио Свобода», потому что на этом радио была создана уникальная русская служба, где работали талантливые писатели и публицисты, которые в разное время в течение XX века оказались на Западе. В название курса вынесены имена:Бродский,Довлатов,Войнович,Аксёнов. Некоторые из них были штатными сотрудниками, некоторые – внештатными, а кто-то, какБродский, – постоянными гостями радио.

В течение курса – это 8 семинаров – рассказывая про историю западных радиостанций, я делаю акцент на литературных передачах русской службы «Радио Свобода», говорю о вкладе этой радиостанции в сохранение русского литературного наследия. Благодаря «Свободе» сохранились и дошли до нас многие тексты и имена, которые по идеологическим причинам были запрещены или каким-то образом искажены в Советском Союзе.

– Студентов привлекает тематика курса? Как они относятся к прослушиванию архивных источников?

– Мы задумывали камерный курс по выбору для 13-15 человек, которые интересуются искусством, историей и литературой второй половины XX века, или – таких еще меньше – историей советской и западной журналистики и западным русскоязычным радиовещанием. Но с 2013-го года на курс записывается достаточно много студентов; в этом году – 35 человек.

Как вы заинтересовываете своих студентов аудиокультурой? Не проиграет ли радио визуальным форматам в ближайшем будущем?  

– Я не уверена, что надо заинтересовывать, интерес приходит сам. Я занимаюсь новостной грамотностью и медиаграмотностью и пару лет назад была в Нью-Йорке на встрече сотрудников центра Новостной грамотности с продюсерами National Public Radio. Отвечая на вопрос о судьбе радио о влиянии традиционных средств массовой информации, один из них заметил: «Радио – это, во-первых, фоновое слушание; во-вторых, радио – это машина». Вы, наверное, знаете, насколько сейчас популярны аудиоподкасты. У Serial 5 миллионов загрузок.

В каком виде проходит экзамен по итогам курса?

– На экзамен я решила не делать билетов, потому что мне всегда хотелось заинтересовать ребят, а не заставлять заучивать многочисленные имена и даты. Я всегда выбираю разные задания. Последний год я попросила студентов снять 10-минутные портретные видео-монологи людей о самиздате, западном радио в СССР, эмиграции, музыке «на ребрах», стилягах... В этом году один из студентов принес замечательную работу, взял интервью у Маши Слоним, которая поделилась воспоминаниями.

Как вы сами заинтересовались историей «Радио Свобода»?

– Я пришла в штат московского бюро в 17-18 лет, когда училась на журфаке МГУ. Сначала была корреспондентом, потом редактором новостей, начала интересоваться историей этого радио, познакомилась с совершенно потрясающими архивными материалами. Поступила в аспирантуру и писала работу у замечательного педагога, сейчас профессора Высшей школы экономики,Анны Григорьевны Качкаевой. А в 2016-м году написала монографию «Радио Свобода» как литературный проект». В книге предпринята попытка оценить именно литературный эфир «Свободы» вне идеологического контекста. Я выделяю основные темы, начиная с 53-го года в литературе и истории общественности и рассказываю, как эти темы раскрывали писатели и публицисты, выступавшие у микрофона. В феврале вела в ЗИЛе лекцию «Довлатов, Аксенов, Бродский в свободном эфире» в рамках цикла «Медиа: вчера, сегодня, завтра», а до этого – рассказывала в Политехе об истории радиостанции.

В чем заключается социокультурный феномен этой радиостанции?

– Сейчас я рассказываю студентам, что до 1988-го года глушили все западные станции и «Радио Свобода» или BBC можно было слушать только тайком. Концепция радиовещания состояла в том, чтобы дать аудитории запретный плод. То есть: нельзя тот или иной текст печатать – отлично, мы его прочитаем в эфире. В советской прессе идет антирелигиозная пропаганда – больше 20 лет у микрофона «Радио Свобода» выступает замечательный, талантливый человек – отец Александр Шмеман. После воскресной службы и песнопений давайте расскажем на радио, как правильно танцевать рок-н-ролл и буги-вуги. Джаз тайно слушают на рентгеновских снимках, покупая у фарцовщиков, – на «Радио Свобода» зовут Луи Армстронга, который прямо в студии импровизирует на тему песни «5 минут» из невероятно популярного советского кинофильма «Карнавальная ночь». Все, что нельзя. Поэтому «Радио Свобода» – социокультурный феномен для всего советского и российского информационного пространства. Более того, во многом именно благодаря «Свободе» удавалось сохранить имена писателей, которые уехали в эмиграцию; их тексты, выступления, рассуждения, комментарии на тему литературы, истории общественности.

– А чем вы занимались после «Свободы»?

– Помимо радио я занимаюсь кино. Закончила мастерскую Валерия Балаяна «Режиссура и продюсирование документального кино». Когда я ушла с «Радио Свобода», года полтора работала на Мосфильме, параллельно писала диссертацию, потом пришла в Высшую школу экономики.

– Слушать радио – это определенная культура, которую нужно развивать в себе. Как вы пришли к этому?

– Я очень люблю все, что в звуке. Мне нравится работать со звуком, создавать звуковое пространство фильмов. Есть такой замечательный радио-поэт Игорь Померанцев, который говорит: «По законам физики радиоголоса всегда уходят в космос, и потому тот, кто хоть раз звучал в эфире, бессмертен».

 

Наталья Наумкина, 1-й курс «Журналистики»

Фото: colta.ru