• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теории интеллекта

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль

Преподаватели


Ушаков Дмитрий Викторович

Программа дисциплины

Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины является знакомство студентов с современным состоянием исследований в области психологии интеллекта и ее основными теориями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • З н а е т и с т о р и ю исследований интеллекта и о с н о в н ы е п о н я т и я психологии интеллекта
  • Знает основные факторные т е о р и и и н т е л л е кт а и подходы к проблеме общего фактора
  • Знает сущность структурно- динамической теории интеллекта
  • Умеет выполнять эксплораторный и конфирматорный факторные анализы, сравнивать модели данных
  • Знает основные положения IRT и умеет применять их на практике
  • Знает понятия социального и эмоционального интеллекта, владеет методами их диагностики
  • Знает основные подходы к изучению творческого мышления, владеет методами изучения творческого мышления
  • Знает основные модели и результаты эмпирических исследований роли эмоций в творческом мышлении
  • Знает теорию Ж. Пиаже и ее критику, неоструктуралистский подход
  • Знает положения синергетической парадигмы, биологические и социальные факторы развития интеллекта, умеет сравнить интеллект человека и других животных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. История и основные области исследований интеллекта
  • Тема 2. Понятие структуры интеллекта. Виды интеллекта. Основные теории структуры интеллекта.
  • Тема 3. Структурно-динамическая теория интеллекта
  • Тема 4. Эксплораторный и конфирматорный факторный анализ в исследованиях структуры интеллекта
  • Тема 5. Основы Item Response Theory и ее применение в исследованиях интеллекта
  • Тема 6. Социальный и эмоциональный интеллект
  • Тема 7. Мышление и интеллект. Общесистемный подход к творчеству
  • Тема 8. Творчество и эмоции
  • Тема 9. Онтогенез интеллекта. Принцип целостности интеллектуальных систем
  • Тема 10. Онтогенез интеллекта и биологическая эволюция
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Проверочные тесты
  • неблокирующий Практическая работа
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен состоит из ответа на 2 вопроса в рамках одного экзаменационного билета по всем изученным в курсе темам. Проводится в формате устного опроса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    Формула оценивания: Проверочные тесты * 0.25 + Практическая работа * 0.2 + Активность * 0.15 + Экзамен * 0.4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Индивидуальные различия, Купер, К., 2000
  • Истоки человеческого общения, Томаселло, М., 2011
  • Психология интеллекта и одаренности, Ушаков, Д. В., 2011
  • Психология общих способностей, Дружинин, В. Н., 2008
  • Психология творчества, Лук, А. Н., 1978
  • Современный факторный анализ, Харман, Г., 1972
  • Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам, Аллахвердов, В. М., 2011
  • Факторный анализ, Иберла, К., 1980

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология креативности : учебное пособие / Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни , перевод с французского Д. В. Люсин. — Москва : Когито-центр, 2009. — 215 с. — ISBN 978-5-89353-221-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109170 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.