• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теории иллюзорных форм сознания

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с: • оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии; • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки «Социология», утвержденным в 2019 г.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – познакомить студентов с основными концепциями иллюзорных форм сознания, являющихся неотъемлемым элементом функционирования и развития любого общества. Как возникают иллюзии, и что придает им особую устойчивость? Как проявляет себя иллюзия и как ее возможно распознать? Какова роль иллюзий в жизни общества? Каким образом, в силу действия каких механизмов происходит их гибель? Наконец, каким образом освободиться от существующих иллюзорных предпосылок при научном исследовании общества? Уровень освоения содержания курса предполагает овладение понятийным аппаратом современных социально-философских теории иллюзорных форм сознания, а также приобретение навыка применения его для анализа описания и анализа конкретных социальных ситуаций и сюжетов.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знает специфику классических философских и психологических подходов к объяснению феномена иллюзий сознания.
  • Владеет профессиональной терминологией, принятой в соответствующих разделах социологии, философии, психологии;
  • Знает специфику классических и неклассических философских и психологических подходов к объяснению феномена иллюзий сознания.
  • Умеет разделять различные уровни мышления в концепции Канта, объяснять основные механизмы формирования иллюзий в кантовской концепции.
  • Знает (частично) основные социально-философские концепции, объясняющие причины возникновения и существования религий, религиозных и магических практик в обществах разного типа.
  • Умеет анализировать иллюзорные феномены как специфический социокультурный феномен
  • Умеет различать категории "возвышенное" и "прекрасное" как понятия современных социальных теорий.
  • Знает специфику социологических подходов к объяснению социальных причин формирования, закрепления и гибели иллюзорных форм сознания.
  • Знает специфику социологического подхода к изучению религиозных феноменов (частично).
  • Умеет анализировать иллюзорные феномены как специфический социокультурный феномен.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Классические теории сознания и проблема иллюзорных форм.
    Загадка человеческого Я как философская и социологическая проблема. Специфика классических теорий сознания, отождествление сознания и мышления в античной философии и философии Нового времени. Прозрачность внутреннего мира человеческого Я в теории Декарта. Новаторство Бэкона в учении об «идолах разума». Понятия классических и неклассических теорий сознания. Иллюзия как случайность и иллюзия как закономерность в классических и неклассических теориях.
  • Тема 2. Формирование новой парадигмы сознания в теории Канта.
    Теория «активного мышления». Структура мыслительной способности человека как источник иллюзорных форм сознания, исследование механизма их формирования. Внутренняя противоречивость сознания, его трагичность. Антиномии чистого разума, роль их исследования в формировании концепции иллюзорных форм сознания. Возникновение методологии исследования иллюзорных форм, кантовская концепция философии религии. Исследование логических путей религиозного творчества. Категория возвышенного и ее интерпретация. Образ другого Я как феномен сознания. Как возможно проникнуть в сверхчувственный мир человеческого Я? Современные дискуссии. Развитие кантовской теории иллюзии в учении Фихте. Предметный мир сознания
  • 3. Философия Гегеля как учение о «Голгофе Духа
    Многоуровневость сознания, борьба различных пластов сознания друг с другом. О человеческом вне человека: где искать разгадку мышления? Логика развития и история сознания. Когда идеи становятся иллюзиями? Имманентная противоречивость и креативность сознания как источник иллюзии. Онтологические условия рефлексивной деятельности. Эстетическая деятельность и иллюзия Категории «возвышенное» и «прекрасное» за пределами эстетической сферы. Бессознательные механизмы формирования религиозных идей, критика кантовской философии религии. Интерпретация Богочеловеческой идеи христианства, парадоксы «несчастного сознания». Формирование концепции отчуждения. Историческая эволюция религиозного сознания человечества как преодоления отчуждения. Сознание как носитель истории. Об имманентных границах рационального мышления.
  • 4. Учение Маркса о «превращенных формах сознания».
    Концепция предметности сознания и ее развитие в философии 20 в. Теория фетишизированных форм сознания, «пласты сознания, не пробегаемые мыслью». Сознание как элемент экономической системы. Религиозные феномены в экономике, различные уровни экономического фетишизма. Понятие превращенных форм сознания, методология их исследования. Иллюзорная форма сознания как необходимый элемент современного общества. Концепция Маркса отчужденного сознания. Иллюзия, обнаруживающая себя. «Возвышенная материя денег» (Жижек) Как возможно освобождение от иллюзий? Развитие теории фетишизированных форм сознания в современной науке.
  • 5. Психоаналитические теории сознания и современная социология.
    Основные положения учения о бессознательном Фрейда, трехуровневая концепция психики. Человеческое Я как арена борьбы. Механизм вытеснения. Методы исследования бессознательного, анализ сновидений. Дискуссии о соотношении бессознательной формы и формы превращенной. Концепция универсальных комплексов человечества, теории мифологии, религии. Юнг об архетипах и коллективном бессознательном. Бессознательное и творчество. Феномен тоталитаризма. Направление социопсихоанализа в социологии.
  • 6. Философия и социология мифа.
    Изменение представлений о соотношении науки и мифа на рубеже 19-20 вв. Миф как универсальный феномен сознания, наука как разновидность мифа. Социология о роли символов в жизни общества и человека. Социологические концепции архаических форм сознания и мышления: теория религии Дюркгейма, учения о первобытном мышлении Леви-Брюля и Леви-Стросса. Концепции антропогенеза, роль мифа в формировании человека. Понятие «избыточных предметов», критика орудийной теории происхождения человека. Проблема безрелигиозного этапа в истории человечества. Обречен ли человек жить в мифе?
  • 7. Проблема иллюзорных форм сознания в современной социологии религии
    Специфика социологического подхода к исследованию религии, Дюркгейм о происхождении и функциях религии. Тотем как символ, «переворачивание» причины и следствия в восприятии тотемических символов. Дилемма «магия-религия». «Бог – это общество», дискуссии вокруг данного утверждения. Проблема универсальности жертвы. О различии психологического и социологического объяснения иллюзий. Религия как символическая система. Лич: религия и феномен социального наследования. Харизматические формы правления и религия. Ритуал как способ социального бытия религии и мифа. Социальные функции религии как иллюзорной формы сознания.
  • 8. Проблема иллюзорных форм сознания в постмодернизме.
    Особенности постмодернизма. Изменение представлений о соотношении «знак- означаемое», новая природа символа. Концепция «новой политической экономии». Теория «знаков-призраков», понятие симулякра (Бодрийяр). Категория возвышенного в современной методологии исследования иллюзорных форм (Жижек). Возвышенное как «надлом действительности». Проблема иллюзорных форм в интерпретациях тоталитаризма («тоталитарный смех»). Как обнаружить иллюзию? Современная методология в поисках нового синтеза.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выполнение домашних заданий, участие в обсуждениях на онлайн семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен в виде защиты письменной работы (эссе)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Выполнение домашних заданий, участие в обсуждениях на онлайн семинарах + 0.3 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен в виде защиты письменной работы (эссе)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 7 лекций по истории социологии : Учеб. пособие для вузов, Гофман А. Б., 1997
  • Бенсаид, Д. Спектакль как высшая стадия товарного фетишизма. Маркс, Маркузе, Дебор, Лефевр, Бодрийяр и т. д. [Электронный ресурс] / Д. Бенсаид, С. Денисов. - М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2016. - 130 с. - ISBN 978-5-94193-813-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018061
  • Введение в психоанализ : лекции, Фрейд З., 2001
  • Западно - европейская социология XIX - начала XX веков : тексты: учеб. пособие для вузов, Вундт В., Тард Г., 1996
  • История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до на..., Рассел Б., Целищев В. В., 1999
  • О разделении общественного труда, Дюркгейм Э., Гофмана А. Б., 1996
  • Очерки из истории классической философии, Сорвин К. В., 2001
  • Психология : Учебник, Столяренко Л. Д., 2005
  • Социология : сб., Маркс К., Давыдова Ю. Н., 2000
  • Социология религии : учеб. пособие для вузов, Гараджа В. И., 2005
  • Человек в обществе : система социологических понятий в кратком изложении: в помощь школьникам старших классов для подготовки к олимпиаде и ЕГЭ и студентам младших курсов, Сорвин К. В., Сусоколов А. А., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Античная литература : Учебник для высшей школы, Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А., 2001
  • Критика чистого разума, Кант И., Лосского Н., 2007
  • Социология культуры : учеб. пособие для вузов, Ионин Л. Г., 2004