• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Более 10 тысяч студентов ВШЭ сдали экзамен по цифровым компетенциям

Более 10 тысяч студентов ВШЭ сдали экзамен по цифровым компетенциям

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

В этом году независимые экзамены в рамках общеуниверситетского проекта Data Culture впервые сдавали все студенты первого курса. Они проверили уровень цифровой грамотности, алгоритмического мышления и программирования, а также анализа данных и методов искусственного интеллекта. О том, как проходили экзамены и подготовка к ним, рассказывают студенты и руководитель проекта Data Culture Ольга Подольская.

Сквозной общеуниверситетский проект Data Culture НИУ ВШЭ — это комплексная система из более чем 150 курсов, ориентированных на разные уровни цифровых компетенций (начальный, базовый, продвинутый) для образовательных программ бакалавриата и специалитета, курсов повышения квалификации для преподавателей и обязательного независимого экзамена по цифровым компетенциям, позволяющего проверить уровень цифровых навыков каждому студенту. 

В этом году независимые экзамены впервые сдавали все студенты первого курса. Независимый экзамен проходил несколько этапов апробации, но этот год стал первым полномасштабным опытом и для студентов, и для команды Data Culture. В 3-м и 4-м модулях экзамены сдавали студенты 86 образовательных программ, из которых 77 реализуются на русском языке и 9 — на английском, рассказала об итоговых результатах экзаменов 2021/22 учебного года руководитель проекта Data Culture Ольга Подольская.

Ольга Подольская

«Всего более 10 тысяч студентов за два модуля сдали экзамены по цифровой грамотности, программированию начального и базового уровней и анализу данных начального уровня. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья были подготовлены специальные варианты заданий, позволяющие измерить уровень цифровых компетенций в доступной для студента форме. Анализ итогов показал нормальное распределение результатов, что говорит о хорошем качестве измерительного инструмента».

Кроме того, она сообщила, что в будущем году планируется развитие экзамена и его интеграции в образовательный процесс. По ее словам, обсуждается также возможность зачета результатов независимого экзамена за предыдущий курс-пререквизит и опция инициативного измерения цифровых компетенций без изучения курса.

Независимые экзамены в ВШЭ проходят полностью в онлайн-формате с использованием процедуры прокторинга. В работе команды Data Culture участвуют не только методисты и преподаватели, но и студенты ВШЭ. Студент образовательной программы «Программная инженерия» Айнур Шарипов разработал уникальный плагин для системы, оценивающей практическую часть экзамена по цифровой грамотности, чтобы результаты обрабатывались автоматически. Плагины были внедрены в онлайн-платформы ВШЭ и использовались при проведении самостоятельных работ и экзаменов, в том числе независимого экзамена по цифровой грамотности.

Айнур Шарипов

«На втором курсе преподаватель Николай Чуйкин предложил мне практическую курсовую работу: создать инструмент для проверки практических заданий студентов по цифровой грамотности. Тогда и было принято решение внедрить инструмент в образовательные онлайн-платформы ВШЭ — создать плагин Moodle. Я разобрался с программным интерфейсом Moodle и создал самую первую версию плагина по сравнению файлов электронных таблиц Excel. На третьем курсе я с нуля разработал плагин «Сравнить файлы Office», который уже позволял сравнивать с эталоном электронные таблицы, текстовые документы и презентации. В то же время я познакомился с Дмитрием Широковым, методистом проекта Data Culture, и авторами заданий по цифровой грамотности и фактически попал в проект. Тему «Набор плагинов для генерации и проверки практических заданий по работе с Microsoft Office для Moodle 3.9+» я сделал своей ВКР.

Как разработчик я находился в тесном контакте не только с заказчиком, командой Data Culture, но и с непосредственными пользователями плагинов — студентами и авторами заданий. Плагин прошел множество апробаций, я помогал разобраться с созданием и корректной настройкой и отладкой заданий. Когда выявлялись ошибки, ограничения или пожелания, я предлагал и согласовывал с руководителем решения, затем вносил их, изменяя функции программы и требования к ней. Таким образом я стремился создать как можно более понятный, интуитивный и гибкий продукт, отвечающий нуждам заказчика в наиболее возможной степени».

Независимый экзамен по цифровым компетенциям — не только инструмент проверки знаний. Вместе с сильной поддержкой курсов от Data Culture это часть уникального комплексного продукта, который позволяет и измерять цифровые компетенции, и обучать им. Концепция курсов и экзамена постоянно развивается: уже в этом году команда методистов и разработчиков активно работала в направлении кастомизации и персонализации как курсов проекта Data Culture, так и заданий независимого экзамена.

Студентка образовательной программы «Городское планирование» Полина Пащенко рассказывает, что проходила курс «Цифровая грамотность» в 4-м модуле первого курса. Материал давался от простого к сложному, а теорию слушатели закрепляли практическими заданиями, связанными с их будущей профессией.

Полина Пащенко

«Моя команда выполняла проект по благоустройству депрессивной территории в Облепиховом сквере города Реутов (Московская область). Я предложила создать на территории пустыря собачью площадку: по закону площадки для выгула и дрессировки собак должны располагаться в пешей доступности (400–600 м), а в Реутове как раз дефицит таких пространств. Проблема отсутствия площадок актуальна для всех жителей, не только владельцев животных, — в России достаточно высокие показатели по нападению домашних собак на людей или животных, а выгул в неположенных местах негативно влияет и на экологию, и на ощущение безопасности у населения. Создание такой точки притяжения вписывается в концепцию тактического урбанизма: краткосрочные действия — долгосрочные перемены. С финансовой точки зрения проект низкобюджетный, а польза от него большая.

В работе над проектом нам необходимо было оформить отчет по ГОСТу, используя Zotero (библиотечный менеджер, работа с которым изучается на курсе), представить несколько графиков, относящихся к теме работы, посчитать итоговую смету в Excel и т.д. Этот курс учит достаточно базовым вещам, которые необходимы как для работы, так и для учебы всем студентам. В первую очередь он будет полезен тем студентам, которые еще не на ты с базовыми офисными программами, так как использование этих навыков во время обучения в ВШЭ помогает более эффективно расходовать свое время».

Цифровые компетенции становятся важной частью образовательных программ не только IT-профиля, но и гуманитарных, естественно-научных и творческих дисциплин. По словам Евгения Епифанова, студента образовательной программы «Химия», решение практической задачи на Python помогает ему в исследованиях по теоретической химии и написании статей.

Евгений Епифанов

«Так как я работаю в группе теоретической химии Института органической химии РАН, для меня актуально было в качестве проекта на курсе по программированию на языке Python создать код, который помог бы мне в моей научной работе. Занимаясь теоретической химией, я часто пользуюсь программированием в процессе написания исследовательских статей. К примеру, существуют разные электронные плотности, а также существуют функционалы, которые позволяют из функции плотности получить значение энергии, и, для того чтобы создать более точный функционал, нужно рассчитать определенные величины в уравнениях. Расчет этих величин я сделал в своем коде. Из курса по Python мне пригодилось использование библиотек Matplotlib, NumPy и другие полезные разделы».

Особенностью независимого экзамена по цифровым компетенциям этого года стала также возможность для студентов проверить свой уровень по модели цифровых компетенций, разработанной Университетом Иннополис. Студентам ВШЭ было предложено сопоставить результаты внутреннего экзамена и внешнего тестирования. В этом эксперименте приняли участие 1622 студента ВШЭ. Матрица цифровых компетенций модели Иннополиса близка той структуре, которую в Вышке выбрали еще на старте проекта Data Culture: в ней есть принципы алгоритмизации, применение языков программирования для решения профессиональных задач и управление базами данных.

В шкале оценивания Иннополиса четыре уровня, а не три, как в ВШЭ: минимальный исходный, базовый, продвинутый, экспертный. По итогам тестирования 79% сдавших показали продвинутый уровень в среднем по трем показателям тестирования, 11% — базовый, 9% — экспертный и всего 1% — минимальный исходный уровень. В этом году студентам с высокими результатами предоставлена возможность выбрать, какой из результатов внести в индивидуальный зачет.

Стоит отметить, что последние несколько лет активно разрабатываются новые требования к профессиональным стандартам, затрагивающие и программы подготовки в вузах. С 2018 года реализуется федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», основной целью которого является обеспечение массовой цифровой грамотности, освоение ключевых цифровых компетенций. Сквозной общеуниверситетский проект Data Culture в Высшей школе экономики стартовал в 2017 году. Он охватывает все программы бакалавриата и является неотъемлемой частью подготовки каждого студента Вышки к новой цифровой реальности.

Сергей Рощин

По словам проректора НИУ ВШЭ Сергея Рощина, «ключевая часть цифровой зрелости отраслей экономики — это кадры, чьи знания и навыки предметной области тесно переплетены с инструментальными цифровыми знаниями, необходимыми для преодоления вызовов современного мира». «Data Culture — это сквозные компетенции, которые на разных уровнях осваиваются всеми студентами ВШЭ независимо от направления подготовки», — отметил проректор.