• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Проектно-исследовательский семинар

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 10
Контактные часы: 126

Программа дисциплины

Аннотация

Программы реализуется в рамках многопланового проектно-исследовательского семинара, являющегося неотъемлемой частью базового учебного плана магистратуры. Проектно-исследовательский семинар (далее НИС) является одной из форм работы со студентами, которой в магистерской программе отводится приоритетное место. Участие в работе НИС является обязательным для учащихся в магистратуре. Учитывая специфику Программы, НИС призван закрепить учащихся в магистратуре приемы и навыки проектировочной, аналитической и экспертной деятельности, что достигается сочетанием научно-исследовательской и экспертно-аналитической работы, что должно обеспечить высокое качество магистерских диссертаций, являющихся естественным результатом работы в НИС.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Демонстрировать умение анализировать факторы, влияющие на формирование образовательной политики, как в теории, так и на практике – в стране в целом, в конкретном регионе;
  • Владеть навыком изучения и анализа текстов, а также самостоятельной подготовки текстов: официальных документов, аналитических записок и докладов, проектов нормативных правовых актов, иных профессиональных текстов, применения законодательства, нормативно-правовых процедур в управленческой деятельности;
  • Определять и применяет в практической деятельности основные принципы, методы и подходы к управлению образованием, демонстрировать понимание различий между понятиями: менеджмент и менеджмент в образовании;
  • Демонстрировать понимание того, что такое «социальные исследования», включая «action research», понимание, что это эффективный инструмент, способ планирования практической деятельности;
  • Не будучи социологом, юристом, экономистом или историком образования, выпускник программы демонстрирует понимание того, как социальные науки (дисциплины, сферы деятельности) преломляются в области управления образованием. А отсюда определяет – какую работу можно заказать социологам при формировании образовательной политики, какие экономические факторы нужно принять во внимание при проектировании и/или управлении образовательными системами;
  • Определять и демонстрировать свою собственную (экспертную) позицию по той или иной проблеме, умеет изложить ее письменно и устно, представить так, чтобы она была понята и принята теми, кто принимает решения, в том числе – достаточно «агрессивной» среде;
  • Демонстрировать умение самостоятельно планировать, облекать идеи в форму образовательного проекта, владеть навыками SWOT-анализа, знать теорию принятия решений и разрешения проблем, теорию и практику управления изменениями и проектного менеджмента.
  • Демонстрировать умение критически анализировать собственный опыт, находить ошибки и искать верные (оптимальные) решения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студенты совершенствуют навыки презентации проектных решений
  • закрепить учащихся в магистратуре приемы и навыки проектировочной, аналитической и экспертной деятельности
  • высокое качество магистерских диссертаций, являющихся естественным результатом работы в НИС
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Определение направления исследования.
    Представление дисциплины. Согласование целей и задач дисциплины. Образовательные результаты дисциплины. Форматы итоговых работ, критерии их оценки. Тема ВКР.
  • ВКР
    Тема 2. Конкретизация темы, определение формата работы. Формулировка и обоснование темы ВКР (исследования, проекта). Определение управленческой проблемы (противоречия), которые будут разрешены в ходе работы. Ответ на вопрос: ЧТО и КАК будет показано в работе (что будете изучать, затем - проектировать)? Определение адресата работы. Тема 3. Изучение теории вопроса, который рассматривается в ВКР. Выполнение аннотированного обзора источников по теме исследования (проектирования). Тема 4. Синопсис, проектное предложение. Синопсис представляет собой целостное и исчерпывающее изложение планируемой к написанию магистерской диссертации. Проектное предложение – документ, представляющий наиболее существенные элементы (замысел и основные способы, механизмы) проекта, предназначенного к реализации. Тема 5. Проект ВКР. Проект представляет собой основную часть (60-70%) выполненной ВКР который обсуждается на НИС. Для участия в обсуждения Проекта ВКР приглашаются руководители и консультанты. После обсуждения, магистрант представляет отредактированный текст Проект для оценки руководителю ВКР. Тема 6. Чек-лист ВКР. Краткое изложение всех элементов ВКР. Обсуждение их согласованности, возможных результатов. Основная задача – определение готовности выпускника завершить ВКР в установленные сроки.
  • защита собственных проектных решений
    студенты совершенствую навыки презентации проекта и академической дискуссии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий самостоятельная работа студента - первое контрольное задание
    Синопсис ВКР (первое контрольное задание) ; Формальные требования к работам. Синопсис/проектное предложение  Работа в качестве первой страницы должны иметь титульный лист;  Структура работы, определяется требованиями к синопсису/проектному предложению;  Письменная работа должна быть надлежащим образом оформлена. В противном случае она не принимается к оцениванию.  Объем работы: до 8 тысяч знаков без пробелов (примерно 4-5 машинописных страниц 12-ым кеглем через 1,5 интервала). Представленный преподавателю на проверку текст может отличаться не более чем на 10% в сторону увеличения. При этом, объем приложений не может превышать текст, объемом в 1 000 знаков. В случае невыполнения этих требований, работа может не проверяться преподавателем или, если так посчитает преподаватель, оценка может быть снижена.  Представленный текст должен содержать список литературы. Обычно, этот список состоит из 5-15 источников (в том числе, нормативных и законодательных актов, ИНТЕРНЕТ ресурсов и т.д.), не менее 15% из числа которых, на английском языке.  Нумерация страниц сквозная, начиная с титульного листа, при этом номер страницы на нем не ставится.  Ссылка на используемую литературу оформляется либо в виде сноски внизу страницы, либо указанием в тексте на соответствующую позицию в списке литературы в конце работы. В первом случае нумерация сносок сквозная. При первом упоминании источника выходные сведения указываются в полном объеме. Если он цитируется в дальнейшем, то дается лишь его краткое описание.
  • неблокирующий самостоятельная работа студента - контрольное мероприятие - 2
    Проспект ВКР; Структура Проекта Магистерской Диссертации (50 000 знаков, примерно 40-50 страниц, шрифт 12, Times New Roman): Титульный лист диссертации Содержит не только название, но и формат, жанр (исследовательская, проектная) ВКР. Если предполагается, что работа будет защищаться в формате портфолио (курсовая + статья по результатам исследования или проекта) – должно быть согласие (рекомендация) научного руководителя. Введение. Актуальность работы.В этом пункте объясняется, почему необходимо заняться этой проблематикой. Что такого происходит, что надо исследовать проблему или искать проектные решения для ее устранения. Необходимо привести конкретные данные, которые подтверждают Вашу точку зрения, что изучать/проектировать действительно надо. Этот пункт подводит к формулировке проблемы. Проблема Проблема это разрыв, «дырка» в исследовательском поле (формат исследования) или в реальной практике (формат исследовательски-проектной работы). Как правило, формулируется в виде ясного противоречия: «С одной стороны, ...., с другой стороны...». Обратите внимание: актуальность и проблема, по сути, одно и то же. Проверьте себя: проблема – короткая формулировка актуальности. Цель Целью работы является разрешение сформулированной проблемы. Либо научно- исследовательское (для исследовательских работ), либо практическое (для исследовательски-проектной работы). Задачи Что конкретно следует сделать и для чего. Прикиньте, что, какой результат будет получен в результате решения этой конкретной задачи? Как этот результат работает на достижение цели. Гипотеза/исследовательский вопрос (для исследования) Строго говоря, гипотезу/исследовательский вопрос можно сформулировать только после изучения вопроса по источникам (гл.1). Но традиционно она выносится во введение. Проектная идея (для исследовательски-проектной работы) То же: только изучив известные варианты решения похожих проблем можно предложить свой (гл.1). Но традиционно она выносится во введение. Глава 1. (или гл. 1 и 2) Как правило, это обзорная (теоретическая) глава. В ней более подробно прописывается то, что было в актуальности, приводятся примеры разрешения подобного Вашему противоречия. Всякие теоретические определения и подходы приводятся для того, чтобы Ваши материалы были в культурном поле. Конечно, гл.1 демонстрирует Вашу осведомленность, но не это главное. Главное: Вы демонстрируете свою способность собрать необходимые для разрешения сформулированного противоречия материалы, источники, данные. Проверьте себя: Ваша гл.1 это почти готовая статья про такие проблемы, про то, как они решаются. Эта глава обосновывает Вашу гипотезу/исследовательский вопрос или проектное предложение. Во введении они просто названы, а теперь читатель ясно понимает, какая аргументация за ними лежит. Завершается гл.1 обоснованной формулировкой гипотезы/исследовательского вопроса и программой исследования или программой разработки проекта. Если в работе, выполненной в формате проекта, есть предпроектное исследование, то оно также описывается в гл.1. Хотя можете выделить его и в отдельную главу (тогда всего будет 3 главы). Предпроектное исследование продолжает обзор источников, но уточняет, дополняет его, вскрывает уникальность Вашей конкретной ситуации. Вы должны точно написать, чем предложенное вами решение отличается от тех, которые описаны в литературе. Завершается описание гл.1 списком из 5 (не более!) наиболее значимых источников. Глава 2. Эмпирическая глава (для исследовательских работ); описание проектной разработки (для исследовательски-проектной). Для исследовательских работ. Методы исследования (описание, обоснование – почему выбраны именно эти методы). Какие есть еще, но вы выбрали именно этот. Выборка – сколько, кого, почему именно такие респонденты. Почему столько. Насколько, на Ваш взгляд, такая выборка репрезентативна (или что она репрезентирует). Или она смещена (попали, например, только молодые или педагоги со стажем). Результаты – что получено.
  • неблокирующий самостоятельное задание студента
    Чек-лист ВКР (допущен к выполнению ВКР, допущен с доработкой, допущен с существенной доработкой, не допущен).
  • неблокирующий задание групповое или индивидуально
    осуществляется в виде индивидуальных и групповых заданий по итогам каждого занятия – письменный ответ на один из вопросов по итогам занятия
  • неблокирующий самостоятельная работа студента
    Обоснование темы ВКР (зачет/незачет);
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * задание групповое или индивидуально + 0.5 * самостоятельная работа студента
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • ГРУЗДЕВА И.В., & КОЛОМИЙЧЕНКО Л.В. (2015). Исследование Проблемы Преемственности Социального Воспитания Детей Старшего Дошкольного И Младшего Школьного Возраста. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B199E6E7
  • ГРУЗДЕВА ИРИНА ВИКТОРОВНА, & КОЛОМИЙЧЕНКО ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА. (2015). Преемственность В Социальном Воспитании Детей Старшего Дошкольного И Младшего Школьного Возраста. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.25F24296
  • Макарова Евгения Павловна, & Makarova Evgeniia Pavlovna. (2018). Социальное проектирование: проблематика определения сущности и основных характеристик. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5A6C95E2
  • ОЛЕЙНИК, Е. В., ИСПУЛОВА, С. Н., & БЕЗЕНКОВА, Т. А. (2019). Социальное проектирование в культурно-досуговой деятельности подростков в учреждении дополнительного образования. Perspectives of Science & Education, 39(4), 215–224. https://doi.org/10.32744/pse.2019.4.18

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Konyaeva, E. A., Tsyplakova, S. A., & Gritsenko, N. E. (2018). Социальное Проектирование Как Управляемый Процесс ; Social Design as Managed Process. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6D61BBBE
  • Солнышкина, М. Г., & Новикова, Ю. С. (2018). Youth Social Planning at the Regional Level (Exemplified by the Moscow Region) ; Молодежное социальное проектирование на региональном уровне (на примере Московской области). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B7885EAB