• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Политика и общество в европейских странах

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Арефьев Игорь Алексеевич, Гилев Алексей Владимирович, Губайдуллина Софья Шамильевна, Рябов Дмитрий Олегович, Стародубцев Андрей Владимирович, Стремоухов Денис Александрович, Тарасенко Анна Васильевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен изучению институтов, политических режимов, моделей государства благосостояния и особенностей социально-экономической политики европейских государств в сравнительной перспективе. Первая часть курса основана на типологии демократических институтов А. Лейпхарта и посвящена разнообразию политических институтов в Европе. Вторая часть курса посвящена различным социально-экономическим политическим курсам и моделям государства благосостояния на основе типологии Г. Эспинга-Андерсена и других концепций. Эти проблемы также рассматриваются в контексте многоуровневого управления и процесса европеизации политических курсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с особенностями политических институтов и процессов в европейских странах
  • Знакомство студентов с основными трендами и паттернами социально-экономического развития европейских стран, включая особенности разработки и имплементации политических курсов
  • Развитие у студентов навыков применения теоретических моделей для сравнительного анализа политических и социально-экономических процессов в европейских странах
  • Знакомство студентов с “лучшими практиками” в области решения государственных социально-экономических задач
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет особенности реализации политических курсов в зависимости от модели государства благосостояния
  • Знает основные особенности реализации политических курсов в разных сферах на Европейском пространстве
  • Описывает основные особенности и тенденции политических институтов и процессов в европейских странах
  • Определяет и применяет модели государства всеобщего благосостояния для анализа политических курсов
  • Определяет и характеризует основные тенденции развития Европы как региона
  • Применяет теоретические модели демократического институционального дизайна к анализу политических систем европейских государств в сравнительной перспективе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Европа как регион. Модели политических систем в Европе
  • Разделение властей по горизонтали
  • Разделение властей по вертикали
  • Децентрализация
  • Партии и идеологии
  • Избирательные системы и выборы
  • Демократизация и гражданское участие
    Как взаимосвязаны феномены гражданского участия и демократизация? Какие формы гражданского участия существуют и как они связаны с политическим режимом?
  • Авторитарный откат в Европе
  • Общественные ценности и благосостояние граждан
    Какие ценности способствуют росту благосостояния граждан? Противостояние "левых" и "правых" ценностей? Прав ли Макс Вебер (протестанская этика и дух капитализма)?
  • Модели государства благосостояния
    Модели государства благосостояния (welfare state), теория Г. Эспинг-Андерсена (G. Esping-Andersen). Социал-демократическая модель (Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания), либеральная модель (Великобритания, Ирландия), консервативная модель (Нидерланды, Германия).
  • Политический курс: понятие
  • Почему (не) происходят реформы?
  • Макроэкономическая политика государства. Дилемма эффективности и справедливости
    Макроэкономическая политика государства: понятие и элементы. Основные парадигмы макроэкономической политики. Кейнсианство. Неолиберализм. Дилемма политики между «эффективностью» и «справедливостью».
  • Бюджетная и налоговая политика
  • Образовательная политика
    Высшее образование как объект политики и управления. Факторы политики высшего образования. Государство, рынок и академия: модели политики высшего образования в Европе.
  • Трудовая политика и пенсионная система
    Основные характеристики рынка труда в странах Северной Европы: демографические, социальные и экономические аспекты. Структура занятости населения. Правовые и экономические основы регулирования трудовых отношений в странах Северной Европы, социальное обеспечение. Отношения «работник» - «работодатель» - «государство», роль профсоюзов в реализации трудовой политики.
  • Здравоохранение в странах Северной Европы
    Модели здравоохранения. Реформы в области здравоохранения. Сравнительный анализ политических курсов в области здравоохранения. Муниципальное координирование здравоохранения.
  • Экологическая политика и инфраструктура
  • Многоуровневое управление в Европе.
  • Европеизация политики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в форме теста, с открытыми и закрытыми вопросами
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Преподаватель семинарских занятий оценивает активность студентов в обсуждении обязательной литературы к семинарам и качественный вклад студента в дискуссию в рамках семинарских занятий, оценка за семинар (0, 4, 7 или 10) выставляется в ведомость. Оценка за компонент рассчитывается как средняя арифметическая за семинары (округление арифметическое). Преподаватели курса оставляют за собой право незначительно корректировать список литературы к семинарам, с обязательным заблаговременным уведомлением студентов об этом.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе выполняется на последнем семинарском занятии в формате open book (продолжительностю 2 ак. часа).
  • неблокирующий Тест
    Проверочная работа по материалам лекций и обязательной литературы в форме теста с открытыми и закрытыми вопросами
  • неблокирующий Рабочая тетрадь
    К каждому лекционному занятию студенты получают фрагмент рабочей тетради, содержащий вопросы и задания на основе лекции. Задание выполняется во время или после занятия, после чего сдается преподавателю, ведущему семинарское занятие (не позднее следующего лекционного). Задание оценивается в "0" баллов, если оно сдано после дедлайна. Итоговая оценка расчитывается как среднее между всеми полученными оценками.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Активность на семинарах + 0.15 * Рабочая тетрадь + 0.2 * Тест + 0.25 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alberto Alesina, & Roberto Perotti. (1994). The Political Economy of Budget Deficits. NBER Working Papers.
  • Alberto Alesina, & Roberto Perotti. (1995). Fiscal Expansions and Fiscal Adjustments in OECD Countries. NBER Working Papers.
  • Arend Lijphart. (2008). Thinking About Democracy : Power Sharing and Majority Rule in Theory and Practice. Routledge.
  • Cheibub, J. A. (2007). Presidentialism, Parliamentarism, and Democracy. Cambridge University Press.
  • Cusack, T. R., Iversen, T., & Soskice, D. (2007). Economic Interests and the Origins of Electoral Systems. American Political Science Review, (03), 373. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.apsrev.v101y2007i03p373.391.07
  • Detterbeck, K., & Hepburn, E. (2018). Handbook of Territorial Politics. Edward Elgar Publishing.
  • Esping-Andersen, G., & United Nations Research Institute for Social Development. (1996). Welfare States in Transition : National Adaptations in Global Economies. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=309783
  • Gryshchenko I. M. (2015). Support Mechanisms Of Interaction Of Government With The Civil Society In The Central And Eastern Europe. Management, (3–4), 25. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.ama.journl.v7y2015i3.4p25.31
  • Handbook on multi-level governance ed. by Henrik Enderlein . (2010).
  • Juan Pablo Luna. (2014). Segmented Representation : Political Party Strategies in Unequal Democracies. OUP Oxford.
  • Kingdon, J. W. (2013). Agendas, Alternatives, and Public Policies, Update Edition, with an Epilogue on Health Care: Pearson New International Edition (Vol. Second edition). Harlow, United Kingdom: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418568
  • L. Helms. (2005). Presidents, Prime Ministers and Chancellors : Executive Leadership in Western Democracies. Palgrave Macmillan.
  • Linz, J. J., Montero, J. R., & Gunther, R. (2002). Political Parties : Old Concepts and New Challenges. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=273588
  • Mariely López-Santana. (2015). New Governance of Welfare States in the United States and Europe, The : Between Decentralization and Centralization in the Activation Era. SUNY Press.
  • MUDDE, C. (2013). Three decades of populist radical right parties in Western Europe: So what? European Journal of Political Research, 52(1), 1–19. https://doi.org/10.1111/j.1475-6765.2012.02065.x
  • Persson, T., Roland, G., & Tabellini, G. (1997). Separation of Powers and Political Accountability. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3442C779
  • Princen, S. (2013). Punctuated equilibrium theory and the European Union. Journal of European Public Policy, 20(6), 854–870. https://doi.org/10.1080/13501763.2013.781822
  • Prud’homme, R., & DEC. (1994). On the dangers of decentralization. Policy Research Working Paper Series.
  • Radaelli, C. (2009). Measuring policy learning: regulatory impact assessment in Europe. Journal of European Public Policy, 16(8), 1145–1164. https://doi.org/10.1080/13501760903332647
  • Stiburek, S., Vlk, A., & Svec, V. (2017). Study of the Success and Dropout in the Higher Education Policy in Europe and V4 Countries.
  • The Oxford handbook of electoral systems / edited by Erik S. Herron, Robert J. Pekkanen, and Matthew S. Shugart. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.495558516
  • W. Swenden. (2006). Federalism and Regionalism in Western Europe : A Comparative and Thematic Analysis. Palgrave Macmillan.
  • Weible, C. M., & Sabatier, P. A. (2017). Theories of the Policy Process (Vol. Fourth edition). Boulder, CO: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1451128
  • Welzel, C., Inglehart, R., & Kruse, S. (2016). Pitfalls in the Study of Democratization: Testing the Emancipatory Theory of Democracy. https://doi.org/10.1017/s0007123415000605
  • АУЗАН А.А. (2005). Общественный договор и гражданское общество. Мир России. Социология. Этнология, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15910868
  • Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие / Райзберг Б. А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 384 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-006792-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/478645
  • Пенсионные системы стран мира : стратегии и опыт модернизации / Л. Лебедева. - М.: Весь Мир, 2016. - 88 с.: ISBN 978-5-7777-0672-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1013745
  • Северная Европа. Регион нового развития / [Н. М. Антюшина и др.] ; под ред.: Ю. С. Дерябина, Н. М. Антюшиной ; Российская акад. наук, Ин-т Европы. - М. : Весь Мир, 2008. - 512 с. - (Старый Свет - новые времена). - ISBN 978-5-7777-0392-7. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1013999
  • Транспорт в городах, удобных для жизни / Вучик В.Р., Калинин А. - М.:ИД Тер. будущего, 2011. - 576 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-058-0

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Arend Lijphart. (2018). Institutional Design In New Democracies : Eastern Europe And Latin America. Routledge.
  • Barr, N. (2012). Economics of the Welfare State. Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.oxp.obooks.9780199297818
  • David A. Lake, & Donald Rothchild. (2005). Territorial Decentralization and Civil War Settlements.
  • Elections in Europe a data handbook Dieter Nohlen; Philip Stöver (eds.). (2010).
  • Elena Pelinescu, & Mihaela Simionescu. (2019). Higher Education Policies and Employability of University Graduates in the EU-28. Journal of Intercultural Management, 11(3), 105–133. https://doi.org/10.2478/joim-2019-0020
  • Rodden, J. (2006). Hamilton’s Paradox : The Promise and Peril of Fiscal Federalism. Cambridge University Press.
  • Sartori, G. (1999). The Party——Effects of Electoral Systems. Israel Affairs, 6(2), 13. https://doi.org/10.1080/13537129908719557
  • Shvetsova, O. (1995). Electoral Systems and Party Systems: A Study of Twenty-Seven Democracies, 1945–1990. By Arend Lijphart. New York: Oxford University Press, 1994. 209p. $29.95. American Political Science Review, 02, 517.
  • Skocpol, T. (1979). STATE AND REVOLUTION: Old Regimes and Revolutionary Crises in France, Russia, and China. Theory & Society, 7(1/2), 7. https://doi.org/10.1007/BF00158678
  • Tsebelis, G., & Chang, E. C. C. (2004). Veto players and the structure of budgets in advanced industrialized countries. European Journal of Political Research, 43(3), 449–476. https://doi.org/10.1111/j.1475-6765.2004.00161.x