• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Философия науки

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Демин Максим Ростиславович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

В декабре 2015 года в Париже представители большинства стран мира собрались, чтобы подписать принять регулирующее меры по содержанию углекислого газа в атмосфере. Это конвенция, получившие название Парижское соглашение (2015), является следствием неутешительного прогноза ученых относительно глобального потепления. Проблема глобального потепления является хорошим примером того, насколько важные политические и экономические решения связаны с отношениям людей к научным предсказаниям. В рамках курса «Философия науки» мы ответим на вопрос, в чем состоит уникальность научного знания? Чтобы понять, как работает наука мы рассмотрим не только истории научных успехов, но и истории неудач. Обсудим, почему одни теории могут считаться научными, а другие должны быть признаны псевдонаучными или ненаучными. На реальных примерах из естественных и социальных наук (например, экономики) в курсе будет рассказано о том, что такое научный закон, о взаимоотношении фактов и их интерпретаций, о том, какова роль моделей, измерений и экспериментов в научном познании. На занятиях мы попытаемся ответить на вопрос: является ли наши научные теории описанием того, как на самом деле устроен мир, или ученые создают лишь конструкты, с которыми людям по каким-то причинам удобно работать?
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • К концу этого курса студенты, предполагается, что студенты будут знать: 1. Основные вопросы философии науки, такие как проблема демаркации, специфика научного метода, проблема индукции и споры о научном реализме. 2. Основные теории природы науки. 3. Основные аргументы за и против различных позиций в отношении вышеуказанных вопросов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • К концу этого курса студенты должны будут приобрести следующие навыки: 1) излагать в письменной и устной форме ясно излагать философские концепции. 2) понимать более сложные вопросы и аргументы в философии науки
  • В результате освоения дисциплины студенты будут знать содержание основных проблем философии науки, а также различные варианты их решения в разных направлениях данной дисциплины.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1.
    1. Введение: философия, социология и история науки 2. Наблюдение и опыт 3. Научное объяснение и предсказание 4. Псевдонаука и проблема демаркации 5. Теории и модели
  • Раздел 2.
    6. Научные революции 7. Натурализованная эпистемология 8. Реализм и антиреализм 9. Факты и ценности в науке 10. Философские проблемы социальных наук (натурализм и интерпретационизм). 11. Философские проблемы социальных наук (холизм, антиредукционализм и фунционализм).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Работа на семинарах + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Rosenberg, A., & McIntyre, L. C. (2019). Philosophy of Science : A Contemporary Introduction: Vol. Fourth edition. Routledge.
  • Философия и история науки : учеб. пособие / А.Л. Никифоров. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 176 с. — (Высшее образование: Аспирантура). — www.dx.doi.org/10.12737/854. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1008980

Рекомендуемая дополнительная литература

  • McIntyre, L. C., & Rosenberg, A. (2017). The Routledge Companion to Philosophy of Social Science (Vol. 1 [edition]). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1435679