• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Основы прикладных политических исследований и экспертизы

Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Прохождение курса позволит формулировать прикладные исследовательские цели и задачи, исходя из конкретного практического запроса заказчика; использовать необходимый инструментарий для практической работы с нормативно-правовыми актами; самостоятельно проводить исследования качественными и количественными методами и анализировать полученные данные; уметь рассказывать и писать о статистических данных и результатах эмпирических исследований; знать и выбирать релевантные источники статистических данных и данных опросов населения для решения практических задач. В рамках курса слушатели познакомятся с современными программами по анализу СМИ и социальных сетей, научатся проводить анализ массовых предпочтений, оценку образов и пр.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • дать представление об основных этапах прикладных исследований
  • познакомить с алгоритмами планирования и реализации прикладного исследования,а также оформления и представления его результатов на примере итогового отчета и презентации
  • сформировать базовые практические навыки: разработки программы исследования, технического задания, работы с научной литературой и библиографией, справочниками, базами данных, оформления результатов исследования, написания научного текста, подготовки устного выступления
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает принципы проведения количественных исследований;
  • умеет формулировать цели и задачи количественного исследования;
  • знает область применения, достоинства, недостатки и границы опросных методов исследования;
  • может ориентироваться в особенностях методологии качественного исследования, в многообразии качественных методов исследования;
  • четко идентифицирует, какие исследовательские задачи можно решить с использованием тех или иных качественных или количественных методов, в случае сложных исследовательских задач - комбинирует методы исследования;
  • умеет обобщать, систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные и трансформировать их в содержательные выводы;
  • отбирает информацию (в т.ч. и визуальную) для включения в итоговый отчет;
  • умеет составлять программу исследования, техническое задание, исходя из запросов заказчика исследования;
  • имеет представление о дизайне прикладного исследования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы прикладных политических исследований
    Структура курса и его основные задачи. Основы проектного подхода. Роль прикладных политических исследование и экспертизы в современной науке и российской политике. Определение позиций и особенностей основных акторов российской политики: органы власти, кандидаты и политические партии, бизнес, НКО.
  • Программа исследования
    Структура программы исследования. Написание программы исследования, написание технического задания и его согласование с заказчиком. Дизайн исследования. Преимущества, недостатки и границы количественных и качественных методов исследования.
  • Подготовка обзора литературы
    Обзор литературы как отправная точка прикладного исследования. Виды источников. Этапы работы с литературой: поиск, аналитическое чтение, систематизация, написание обзора литературы.
  • Источники данных и кабинетные исследования
    Сбор и анализ вторичных данных в прикладных и научных исследованиях. Работа с данными опросов исследовательских организаций.
  • Нормативно-правовой анализ
    Основные сферы нормативно-правого анализа. Важность юридических техник в прикладных политических исследованиях. Необходимый инструментарий для работы с нормативно-правовыми актами. Место нормативно-правого анализа в прикладном политическом исследовании.
  • Методология и методы качественных исследований
    Качественные методы исследования. Особенности методологии качественного исследования: основные задачи качественных методов исследования, их преимущества и ограничения. Этнографические методы исследования.
  • Глубинное интервью как метод качественного исследования
    Границы применения метода интервью. Методика проведения глубинных интервью.
  • Метод фокус-групп
    Принципы организации фокус-групп. Роль и принципы работы модератора при проведении фокус-группы. Принципы составления гайда фокус-групп.
  • Анализ качественных данных
    Типы кодирования. Качественный контент-анализ. Дискурс-анализ. Нарративный анализ.
  • Методология и методы количественных исследований
    Количественные методы исследования. Особенности методологии количественного исследования: цели, задачи, возможности и ограничения. Процесс количественного исследования. Характеристика основных методов сбора данных в количественных исследованиях. Опрос.
  • Анкета как исследовательский инструмент
    Основные типы вопросов. Требования к формулировкам вопросов. Последовательность вопросов в анкете. Дизайн анкеты. Пилотаж анкеты.
  • Выборочный метод
    Понятие выборки. Критерии репрезентативности. Связь выборки и генеральной совокупности. Закон больших чисел. Различия в типах выборки: случайная, вероятностная, целевая.
  • Анализ количественных данных
    Подготовка данных к анализу. Виды шкал. Описательные статистики для категориальных и количественных переменных. Поиск взаимосвязи между переменными. Обзор продвинутых методов анализа данных.
  • Анализ СМИ и социальных медиа
    Методы анализа средств массовой информации и социальных медиа. Количественные и качественные методы анализа медиа. Подходы к формированию выборки в исследованиях социальных медиа. Возможности использования в исследованиях специализированного программного обеспечения.
  • Презентация данных
    Написание и подготовка текстов для публикации в научных изданиях. Принципы академического письма. Подготовка аналитического отчета и презентаций результатов исследования. Написание аналитических записок.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания по основным блокам
  • неблокирующий Итоговый проект
  • неблокирующий Явка
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Домашние задания по основным блокам + 0.3 * Итоговый проект + 0.3 * Контрольная работа + 0.1 * Явка
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Creswell, J. W. . (DE-588)133331512, (DE-576)164944168. (1994). Research design : qualitative and quantitative approaches / John W. Creswell. Thousand Oaks, Calif. [u.a.]: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.040749258
  • Flick, U. (2008). Designing Qualitative Research. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=396461
  • Flick, U., Scott, W., & Metzler, K. (2014). The SAGE Handbook of Qualitative Data Analysis. London, [England]: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=799015

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Creswell, J. W. (1998). Qualitative Inquiry and Research Design : Choosing Among Five Traditions. Thousand Oaks, Calif: Sage Publications Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=63251
  • Saris, W. E. (2014). Design, Evaluation, and Analysis of Questionnaires for Survey Research (Vol. Second Edition). Hoboken: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=691292