• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Основы прикладных политических исследований и экспертизы

Статус: Майнор
Кто читает: Институт прикладных политических исследований
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Андреев Илья Сергеевич, Блудова Анастасия Андреевна, Касамара Валерия Александровна, Корнеева Ирина Евгеньевна, Краснопольская Ирина Игоревна, Максименкова Марина Сергеевна, Сафин Ильгиз Наилович, Силинкина Екатерина Геннадьевна, Скокова Юлия Аркадиевна, Соколова Кира Владимировна, Сорокина Анна Андреевна, Сорокин Дмитрий Алексеевич, Тиджиева Евгения Артемовна, Хакимова Лилия Рамилевна, Шевчук Полина Павловна, Шилина Анна Николаевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Прохождение курса позволит формулировать прикладные исследовательские цели и задачи, исходя из конкретного практического запроса заказчика; использовать необходимый инструментарий для практической работы с нормативно-правовыми актами; самостоятельно проводить исследования качественными и количественными методами и анализировать полученные данные; уметь рассказывать и писать о статистических данных и результатах эмпирических исследований; знать и выбирать релевантные источники статистических данных и данных опросов населения для решения практических задач. В рамках курса слушатели познакомятся с современными программами по анализу СМИ и социальных сетей, научатся проводить анализ массовых предпочтений, оценку образов и пр.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • дать представление об основных этапах прикладных исследований
  • познакомить с алгоритмами планирования и реализации прикладного исследования,а также оформления и представления его результатов на примере итогового отчета и презентации
  • сформировать базовые практические навыки: разработки программы исследования, технического задания, работы с научной литературой и библиографией, справочниками, базами данных, оформления результатов исследования, написания научного текста, подготовки устного выступления
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает принципы проведения количественных исследований;
  • умеет формулировать цели и задачи количественного исследования;
  • знает область применения, достоинства, недостатки и границы опросных методов исследования;
  • может ориентироваться в особенностях методологии качественного исследования, в многообразии качественных методов исследования;
  • четко идентифицирует, какие исследовательские задачи можно решить с использованием тех или иных качественных или количественных методов, в случае сложных исследовательских задач - комбинирует методы исследования;
  • умеет обобщать, систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные и трансформировать их в содержательные выводы;
  • отбирает информацию (в т.ч. и визуальную) для включения в итоговый отчет;
  • умеет составлять программу исследования, техническое задание, исходя из запросов заказчика исследования;
  • имеет представление о дизайне прикладного исследования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы прикладных политических исследований
    Структура курса и его основные задачи. Основы проектного подхода. Роль прикладных политических исследование и экспертизы в современной науке и российской политике. Определение позиций и особенностей основных акторов российской политики: органы власти, кандидаты и политические партии, бизнес, НКО.
  • Программа исследования
    Структура программы исследования. Написание программы исследования, написание технического задания и его согласование с заказчиком. Дизайн исследования. Преимущества, недостатки и границы количественных и качественных методов исследования.
  • Подготовка обзора литературы
    Обзор литературы как отправная точка прикладного исследования. Виды источников. Этапы работы с литературой: поиск, аналитическое чтение, систематизация, написание обзора литературы.
  • Источники данных и кабинетные исследования
    Сбор и анализ вторичных данных в прикладных и научных исследованиях. Работа с данными опросов исследовательских организаций.
  • Нормативно-правовой анализ
    Основные сферы нормативно-правого анализа. Важность юридических техник в прикладных политических исследованиях. Необходимый инструментарий для работы с нормативно-правовыми актами. Место нормативно-правого анализа в прикладном политическом исследовании.
  • Методология и методы качественных исследований
    Качественные методы исследования. Особенности методологии качественного исследования: основные задачи качественных методов исследования, их преимущества и ограничения. Этнографические методы исследования.
  • Глубинное интервью как метод качественного исследования
    Границы применения метода интервью. Методика проведения глубинных интервью.
  • Метод фокус-групп
    Принципы организации фокус-групп. Роль и принципы работы модератора при проведении фокус-группы. Принципы составления гайда фокус-групп.
  • Анализ качественных данных
    Типы кодирования. Качественный контент-анализ. Дискурс-анализ. Нарративный анализ.
  • Методология и методы количественных исследований
    Количественные методы исследования. Особенности методологии количественного исследования: цели, задачи, возможности и ограничения. Процесс количественного исследования. Характеристика основных методов сбора данных в количественных исследованиях. Опрос.
  • Анкета как исследовательский инструмент
    Основные типы вопросов. Требования к формулировкам вопросов. Последовательность вопросов в анкете. Дизайн анкеты. Пилотаж анкеты.
  • Выборочный метод
    Понятие выборки. Критерии репрезентативности. Связь выборки и генеральной совокупности. Закон больших чисел. Различия в типах выборки: случайная, вероятностная, целевая.
  • Анализ количественных данных
    Подготовка данных к анализу. Виды шкал. Описательные статистики для категориальных и количественных переменных. Поиск взаимосвязи между переменными. Обзор продвинутых методов анализа данных.
  • Анализ СМИ и социальных медиа
    Методы анализа средств массовой информации и социальных медиа. Количественные и качественные методы анализа медиа. Подходы к формированию выборки в исследованиях социальных медиа. Возможности использования в исследованиях специализированного программного обеспечения.
  • Презентация данных
    Написание и подготовка текстов для публикации в научных изданиях. Принципы академического письма. Подготовка аналитического отчета и презентаций результатов исследования. Написание аналитических записок.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания по основным блокам
  • неблокирующий Итоговый проект
  • неблокирующий Явка
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Домашние задания по основным блокам + 0.3 * Итоговый проект + 0.3 * Контрольная работа + 0.1 * Явка
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Creswell, J. W. . (DE-588)133331512, (DE-576)164944168. (1994). Research design : qualitative and quantitative approaches / John W. Creswell. Thousand Oaks, Calif. [u.a.]: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.040749258
  • Flick, U. (2008). Designing Qualitative Research. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=396461
  • Flick, U., Scott, W., & Metzler, K. (2014). The SAGE Handbook of Qualitative Data Analysis. London, [England]: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=799015

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Creswell, J. W. (1998). Qualitative Inquiry and Research Design : Choosing Among Five Traditions. Thousand Oaks, Calif: Sage Publications Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=63251
  • Saris, W. E. (2014). Design, Evaluation, and Analysis of Questionnaires for Survey Research (Vol. Second Edition). Hoboken: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=691292